Судебные разбирательства длятся уже больше полугода – все это время новое предприятие простаивает. Почему получилось так, что безвозмездный грант на открытие производства оказался для этого самого производства роковым, выясняли корреспонденты редакции программы "Наше дело".
Согласно информации с интернет-сайта НАТР, агентство создано для содействия в обеспечении координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки. Проще говоря, компания должна способствовать появлению в нашей стране новых технологий и производств. Однако предприниматель Асхат Рахимов заявляет, что по отношению к нему компания проигнорировала все свои миссии.
Предприниматель Асхат Рахимов решил привезти в Казахстан новые технологии, чтобы производить инновационные опоры уличного освещения из стекловолокна. Обратился в Национальное агентство по технологическому развитию и получил грант. Однако, по его словам, договор с ним подписали не на три года, а на один, с возможной пролонгацией. Через год продлили на шесть месяцев, затем еще раз на столько же, но с особыми условиями.
– Последний раз, когда мы обратились с просьбой о продлении сроков в пределах правил, они сказали, что продлить не могут. Вы нам давайте банковскую гарантию и госэкспертизу завода, – рассказывает Асхат Рахимов. – Мы, лишь бы продлить договор, подписали на любых условиях. Однако чуть позже выяснилось, что госэкспертиза для нашего проекта не требуется, а само агентство не имеет права требовать никаких денежных гарантий в виде залогов.
Тем не менее, необходимое оборудование было приобретено, производство помпезно запущено с присутствием руководителей городского акимата и даже самих сотрудников НАТР. Увы, но сам завод проработал недолго. НАТР обратился в суд.
– Все это показывали по телевизору, официальный был запуск, даже сотрудники НАТР там были, – продолжает Асхат. – Но сейчас мы даже элементарно не можем участвовать в тендерах. Нам если предоплату дадут клиенты, а потом выйдет решение суда, по которому нас обяжут возвращать грант, то нам придется все распродать и мы окажемся мошенниками. У нас все заморожено, уже больше полугода судимся с НАТР.
Специализированный межрайонный экономический суд принял сторону предпринимателя, не усмотрев в его действиях нарушений, но представители квазигосударственного сектора на этом решили не останавливаться, хотя особо и не спешили, умудрившись пропустить сроки подачи апелляции.
– Первую инстанцию СМЭС мы выиграли. Но потом они должны были подать на обжалование, не вовремя подали, якобы сотрудник уволился. Потом подали на восстановление сроков, им опять же отказали. В итоге подали частную жалобу уже в городской суд Нур-Султана, и им там почему-то одобрили.
"Мы не успели подать апелляционную жалобу из-за того, что у нас уволился сотрудник" – для такой компании как НАТР, мягко говоря, нелепая причина. Сразу возникает много вопросов. Он у вас там один-единственный? А как в НАТР проходит процесс увольнения – без согласования и обходного листа? Человек просто встал и ушел неизвестно куда? Увы, но в городском суде этими вопросами решили не задаваться. В итоге – очередной судебный процесс, хотя, казалось бы, НАТР стоило отпустить эту тему и позволить предпринимателю производить столь необходимую инновационную продукцию, он согласился даже оплатить штраф в размере более 30 миллионов тенге якобы за поздний ввод производства в эксплуатацию. Но агентство почему-то продолжает гнуть свою линию, требуя с предпринимателя вернуть весь грант, а это более 300 миллионов. Вот тут и возникает вопрос: а разве грант – это не безвозмездно? И если производство действует, то почему деньги необходимо возвращать?
Мы отправили официальный запрос в НАТР, чтобы узнать позицию агентства, однако пока налицо факт того, что новое производство в Казахстане появилось, но проработало лишь считанные месяцы.
Константин Харламов