Проект первого участка коридора BRT (bus rapid transit, скоростной автобусный маршрут) по проспекту Райымбека от улицы Пушкина до проспекта Сейфуллина представили во время круглого стола в Алматы, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Как изменится проспект?
По словам разработчиков, сейчас проспект не соответствует параметрам скоростного коридора транспортного каркаса. Выделенная инфраструктура для общественного транспорта покрывает меньше 70% проспекта. В итоге автобусы стоят в пробках в общем потоке машин. Вторая проблема – неравномерность профиля проспекта и конфликтные пересечения, что приводит к пробкам и ДТП. Третья проблема – неразвитая пешеходная инфраструктура. В итоге людям тяжело добраться до остановок, и они переходят дорогу в неположенных местах.
Эксперты предложили разделить строительство BRT на Райымбека на несколько этапов. Руководитель “Алматыгенплана" Асхат Садуов отметил, что проспект Райымбека – одна из самых важных артерий для Алматы. При преобразовании территории разработчики избегали исключительно транспортного подхода. Поэтому проект включает выделенные полосы с минимальными прерываниями, новые остановки и комплексное благоустройство вдоль проспекта, с учетом пешеходных зон и велосипедных дорожек.
“На участках, где конфликтных точек не много, выделенная полоса размещается по краям проезжей части. Там же, где требуется сохранение парковок или имеется значительное количество выездов с прилегающей территории, выделенная полоса будет вдоль бульварной части. Таким образом, будут максимально учитываться интересы всех участников движения. Остановки планируется оборудовать на платформах и расположить ближе к перекресткам. При этом основное количество полос для движения автотранспорта сохранится”, – сказал Асхат Садуов.
В этом году акимат также планирует благоустроить бульварную часть от улицы Кунаева до улицы Чайковского. Разработчики проекта охватили проезжую часть, тротуары, придомовые территории и озеленение. Фасады зданий приведут к единому стилю.
“Еще одно важное решение – это комплексное благоустройство и повышение качества пешеходной инфраструктуры. Чтобы воспользоваться общественным транспортом, до него надо дойти. Поэтому рассматривали не только проезжую часть, но и все, что прилегает к ней, придомовые территории, тротуары, бульварную часть, дополнительные пешеходные переходы. На всем протяжении проспекта Райымбека предусмотрено "умное" светофорное курирование. То есть схематическая система управления дорожного движения. Тогда возможно создавать режимы координации и минимизировать задержки и для общественного и другого транспорта. 70 тыс. автомобилей, 1200 автобусов, здесь нужно находить баланс решения”, – сказал руководитель проектного офиса по развитию транспортной системы при акимате Алматы Артур Шахбазян.
Срок и этапы реализации
Руководитель общественного объединения “Ассоциация безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен Шакуов поделился, что беспокоится о сроках реализации проекта. Из-за загруженности транспортной артерии и начала учебного года у школьников и студентов ремонтные работы на одном из главных проспектов Алматы могут привести к коллапсу.
“Поэтому не лучше ли начать работы уже в начале следующего года?” – поинтересовался Арсен Шакуов.
Другой эксперт, Руслан Мухомедьяров также посчитал, что начинать работы осенью не самое лучшее решение.
“Всем известно, что для дорожных работ важны погодные условия. То есть строительный сезон – это с апреля по октябрь. Соответственно, есть риски из-за погодных условий. На мой взгляд, целесообразнее было бы начать уже в апреле-мае и постараться закончить за лето следующего года все работы с минимальными неудобствами для горожан”, – отметил он.
По словам руководителя управления городской мобильности Алматы Сагындыка Телибаева, строительно-монтажные работы по проекту начнутся в апреле следующего года. Осенью акимат планирует объявить конкурс на определение подрядной организации для двух участков первого этапа коридора BRT: от улицы Пушкина до проспекта Сейфуллина и от проспекта Сейфуллина до улицы Ахрименко. В этом году начнутся подготовительные работы, такие как переустройство инженерных сетей и разбивка осей, а также завершение строительства крупных остановочных комплексов в районе “Саяхата”. Основные строительно-монтажные работы на обоих участках начнутся уже в следующем строительном сезоне.
“Мы прекрасно понимаем, что проспект Райымбека – это одна из больших, магистральных улиц, где передвигается более 70 тыс. автомобилей. В связи с этим в этом году мы начнем подготовительные работы, которые не будут мешать движению транспорта. В следующем году мы ставим перед собой задачу, что в течение летних каникул мы завершим работы”, – сказал он.
Ранее inbusiness.kz писал о том, зачем Алматы нужен BRT по проспекту Райымбека.
Фото автора