Госкомиссия обрадовала решением разрешить объектам общественного питания с 18 мая раскрыть свои двери для посетителей, но с выполнением ряда санитарных норм. Пока только известно, что это будет не более 30 посадочных мест. Другие условия еще не озвучены. Поэтому бизнес в ожидании правил сверху.
Вечером 14 мая стало известно, что в Алматы это произойдет не 18 мая, а, возможно, 25 мая. Насчет Нур-Султана сроков по открытию столовых, кафе, летних террас и других объектов общепита еще нет, говорят в управлении по инвестициям и развитию предпринимательства, ждут постановления санврача города.
Одним словом, неопределенность еще сохраняется.
Корреспондент inbusiness.kz обзвонил рестораторов, с тем чтобы узнать, готовятся ли они к открытию, как прошли режим ЧП.
Елизавета Журкина-Рапопорт, руководитель ресторанов Leo’s Cafe&Terrace и "ОДЕССА рЭсторан" (Алматы):
– Сказать о сроках работы пока сложно, с учетом того, что к нам не пришло никакого предписания, официального постановления об открытии. Информацию мы узнаем из Интернета. 13 мая из интернет-ресурсов стало известно, что 18-го числа разрешили открыть террасы, начали готовиться, но еще не озвучены условия работы, то есть как будем работать? Каким будет график? Звонила в акимат и узнала, что они сами еще не располагают полной информацией. Хотелось бы в этом вопросе большей ясности, ведь речь идет о бизнесе. (Позже к вечеру в СМИ сообщили о 25 мая – Прим. ред.)
У нас пять заведений – три ресторана и две кофейни, одна из них находится в ТРЦ Меga. Все они были закрыты во время ЧП, кроме одного на доставку. Пришлось пойти на это, потому что у наших сотрудников не было разрешения на въезд в город, мы смогли сделать пропуски только трем. У нас есть своя служба доставки, но не было разрешения на передвижение автомобилем. В целом, учитывая аренду помещений, то, что практически весь персонал – 80% – находится за пределами города Алматы, мы не смогли работать на доставку.
Даже если мы откроем двери, смогут ли сотрудники приехать на работу? Насчет вашего вопроса о дальнейшей стратегии, я думаю, это будет четко видно после первых дней открытия.
Константин Авершин, руководитель сети пунктов быстрого питания Red Dragon(Алматы):
– В первые дни карантина мы закрылись, потом возобновили работу. Сложно было с передвижением по городу, потому что все время выходила путаница в базах, у нас многие сотрудники живут за пределами города. Выручка упала в тот момент в три-четыре раза. У нас сеть торговых точек уличного питания. Наша компания изначально еще в 2009 году задумывалась, как антикризисный формат общественного питания.
Я считаю, что это был сильный удар по бизнесу, с другой стороны, любой кризис – это новые возможности. Мы провели ремонтные работы на производственной базе, переоценку критериев отбора, поняли, кто из сотрудников может работать в режиме ЧП. В принципе, с оптимизмом смотрим в будущее.
Мы занимаем средний сегмент рынка. Те, кто сейчас приближен к уровню люкс, скорее всего, перейдут в наш сегмент. Цены те же, мы долго их держали на одном уровне. Повышать будем однозначно. Никому не секрет, что поставщики подняли цены. Мы не можем работать в минус. Будем стараться повышать по минимуму. У нас почти все продукты местные, кроме специй и морепродуктов. Они завозятся из Гонконга. Были перебои с поставками, мы вынуждены были менять меню, потому что отдельные позиции из-за отсутствия специй потеряли свои вкусовые свойства.
Все точки, которые находились у нас в торговых центрах, мы закрыли. У нас работали только мобильные точки, которые соответствовали всем рекомендациям карантинного времени. Сейчас нужно будет бизнесу прийти в себя и действовать.
Зулхайнар Жылкайдар, владелец ресторана "Узбекистан на Кенесары" (Нур-Султан):
– В период ЧП мы пытались работать на доставку, но это не оправдывало себя. Заказов было немного. Все встало практически. Вчера в профильном чате скидывали информацию, что если прирост по заболеваемости будет невысоким, то 18 мая нас запустят.
Я сейчас привожу в порядок территорию, летник, обновляем вывеску.
Сообщили, что до 30 человек в помещении должно быть. Будет ли меняться меню и цены? Во время карантина все абсолютно подорожало, учитывая, что и до ЧП был мировой кризис, платежеспособность у людей снизилась, не буду поднимать.
Помещение принадлежит родственникам, поэтому в этом плане легче, с ними я договорюсь. У многих коллег была аренда, они погорели на этом. Сейчас нужно оплатить коммунальные услуги, денег пока нет. Поставщики ждут, пока мы запустимся. Что будет дальше? Честно говоря, не знаю. Пять лет работал, раскручивал ресторан, все было нормально. Могу пока сказать, что такого, как раньше, наверное, не будет. По крайней мере, в первый месяц.
Почти полгорода без работы сидит. Вы знаете, сколько мне людей звонило с просьбой их трудоустроить, просили любую работу, потому что детей нужно было кормить.
Если в течение месяца не будет просвета, тогда легче будет заняться другим бизнесом.
Рашида Шайкенова, Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов:
– Информация каждый раз меняется, и поэтому сложно понять, что и как относительно дат. Ресторанный бизнес лежит на боку – это однозначно. Мы все понимаем опасность пандемии, но в то же время сегодня грохнувшаяся экономика и пандемия вышли на один уровень по последствиям. Экономика перестала работать в нашем сегменте – это тысячи людей, которые остаются без средств к существованию. Эта гибкая сфера, ориентированная на потребителя. А если ему запрещено потреблять, то эта сфера начинается загинаться. Рестораторам разрешили летники. Предприятия стояли два месяца, нужно время, чтобы запустить все механизмы, заняться закупкой продуктов. В условиях девальвации мы слышим бодрые разговоры о том, что цены не повысились, но это не так. Нужно работать с ценами, поставщиками. Рассчитывать на то, что услуги в сфере общественного питания возродятся и быстро предприятия начнут зарабатывать, – это иллюзии. Понадобится время для восстановления, и, конечно, есть вероятность того, что кто-то не откроется.
Айгуль Тулекбаева