Когда рванет, не знаешь: что происходит с теплосетями Алматы

Inbusiness.kz изучил, почему при ежегодном ремонте теплосетей большая часть города остается в зонах, где может прорвать трубу с горячей водой и залить улицу кипятком.

Когда рванет, не знаешь: что происходит с теплосетями Алматы

Очередной прорыв теплотрассы 1971 года постройки произошел сегодня, 24 октября, по улице Галилея. "Пострадавших нет. Горячее водоснабжение отключено потребителям в квадрате улиц Райымбека – Байзакова – Рыскулова – Розыбакиева", – говорится в официальном сообщении акимата Алматы. 

За день до начала отопительного сезона, 14 октября, в Алматы горячей водой затопило участок дороги на пересечении Бокейханова и Райымбека. Четыре машины не подлежат восстановлению, один человек пострадал, без горячей воды оставались более 100 соцобъектов, 30 жилых многоэтажек, 95 частных домов и одна больница – итог прорыва на теплотрассе. Аварию устраняли девять бригад более девяти часов – сначала откачали всю воду, затем заменили вышедший из строя сегмент трубопровода, а потом подключили дома.

Позже в акимате города назвали причину: изношенность трубопровода диаметром 700 мм, который ввели в эксплуатацию в 1971 году. Размер ущерба не сообщили, но, по словам руководителя управления энергоэффективности и инфраструктурного развития Асета Масабаева, собственник тепломагистрали "Алматинские тепловые сети" должен всем возместить материальный ущерб и нанесенный вред жизни и здоровью.

Похожий случай был и весной этого года: из-за аварии на теплосетях по улице Пушкина ожоги получили четыре человека, водой залило семь квартир ближайшей многоэтажки и девять припаркованных автомобилей. Причиной ЧП тоже стала изношенность трубопровода, который эксплуатировался с 1993 года. Авария, с учетом выплаты компенсаций пострадавшим, обошлась тепловым сетям в десятки миллионов тенге.

Почему происходят аварии?

В авариях лопаются трубы возрастом в четверть века, а многим давно перевалило за 40 лет. По официальным данным, в Алматы за пять лет реконструировано 103,8 км магистральных теплосетей. Но это на самом деле капля в море. С 2014 года изношенность теплосетей снизилась всего на 2,2% (!) – с 63,5% до 61,3%.

В городе очень много старых труб. Заменить все сразу за год, два или даже пять невозможно. Чтобы поменять трубы, пролежавшие в земле более 25 лет, нужно вскрыть асфальтированные дороги/улицы, что, конечно же, вызовет транспортный коллапс и социальное напряжение. Отвечая на претензии горожан, что улицу Толе би перекрывают каждое лето, представители тепловых сетей объяснили: замена труб в городе производится сегментарно – сначала перекапывают один небольшой участок, потом – другой, потом – третий и так далее. Если где-то текущий или капитальный ремонты были произведены недостаточно качественно и диагностика обнаружила проблемный участок, то аварийные бригады незамедлительно выезжают на место и… снова все перекапывают. Перекопать сразу большой участок и за год поменять до 40 км трубопроводов, что позволило бы снизить износ теплосетей до 30%, по мнению экспертов отрасли, им никто не даст. Во-первых, это будет стоить огромных денег, а во-вторых, придется весь город перерыть.

Просто чтобы понять ситуацию: в среднем на устранение последствий аварий и возобновление исправной подачи воды и тепла в жилье горожан у аварийных бригад уходит до 12 часов, что по международным стандартам очень хороший результат. Но даже это вызывает недовольство.

Вечный источник работы

Многокилометровая теплотрасса – вечный источник работы для строителей, укладчиков асфальта, аварийных бригад и целой кучи чиновников. Чтобы заменить ветхие трубы, при современном темпе проведения капитального ремонта (2,2% за пять лет) нужно более 45 лет. Пока будут переделывать теплосистему километр за километром, некогда новые трубы придут в полную негодность.

Еще в начале года акимат рапортовал, что в 2019 году запланировано построить или отремонтировать 618 км инженерных коммуникаций, в том числе 160 км электрических, 223 км газовых, 120 км водопровода, 105 км канализации и только 10 км тепловых сетей.

Как сообщил технический директор "Алматинские тепловые сети" Данияр Казымбетов во время отчетной встречи с населением в июле этого года, реконструкция 10 км теплосетей по улице Толе би произведена по программе "Нұрлы жол". Срок изношенности труб составлял 34 года. Объем финансирования 10 км трубопровода обошелся в 12,3 миллиарда тенге. Всего же по программе "Нұрлы жол" за пять лет в Алматы реконструировано 28,6 км магистральных тепловых сетей.

С недавнего времени на новые трубы стали ставить датчики, фиксирующие утечки теплоносителя и определяющие точное место прорыва. Датчики показывают и состояние труб, и их изношенность. Давление в новых трубах можно повышать или уменьшать из диспетчерского пульта управления, даже не выезжая на место.

Однако никакой точной диагностикой и супероперативным ремонтом невозможно решить проблему более 60% катастрофически изношенных теплосетей – на сегодня больше половины теплотрассы города состоит из ветхих труб, которые в любой момент могут стать причиной серьезной аварии...

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться