Когда сахар растет в два раза – это коррупция – экономист о ценообразовании

7058

Насколько повышение себестоимости отражается на конечной цене и сколько получают перекупщики? Проблему ценообразования обсуждали в очередном выпуске программы "Время говорить" на Atameken Business.

Когда сахар растет в два раза – это коррупция – экономист о ценообразовании Фото: kazpravda.kz

В этот раз эксперты в основном говорили о ситуации с овощами и фруктами, передает inbusiness.kz. В качестве показательной иллюстрации были взяты огурцы, стоимость которых показала рост в 47% за год. Причем ситуация повторяется ежегодно. В чем все-таки причина?

Сапарбай Жубаев, экономист:

– Я считаю, в первую очередь это спрос и предложение, второе – это коррупция в системе нашей власти в сельском хозяйстве.

Данил Москаленко:

– Вот так...

Сапарбай Жубаев, экономист:

– Я сумел определить? Примерно так.

Еркен Наурзбеков, заместитель директора по АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен":

– Как вы знаете, самая большая нагрузка по выращиванию в теплицах – это отопление. То есть если отопление, свет дорожают, то, естественно, все подорожает. ГСМ – это в первую очередь дизельное топливо, которое у нас тоже сильно подорожало, подорожали средства защиты растений, то есть даже в теплицах...

Данил Москаленко:

– То есть инфляция, которая у нас сейчас, в принципе, по миру довольно высокая, в том числе продовольственная инфляция и непродовольственная инфляция, она цепляет все... Господин Егизбаев, что у нас с производством? В последний раз я слышал комментарий министра, вроде растет у нас по овощам.

Дамир Егизбаев, пресс-секретарь МСХ РК:

– В прошлом году у нас показатели были хорошие: 4,9 млн тонн. Это не только по огурцам. Нужно сказать, что здесь самый важный момент – это закрытый грунт и открытый грунт. Когда речь идет о закрытом грунте и с открытого грунта товары заканчиваются, естественно, с теплицы они идут намного дороже, чем с открытого. А вот что касается других категорий товаров, именно овощей и фруктов, их в стране достаточно. По яблокам у нас немного дефицит, но по остальным товарам, конечно, мы себя полностью покрываем.

Телезрители в своих вопросах, отправленных по WhatsApp,  обратили внимание на важность обеспечения продовольственной безопасности.

Сапарбай Жубаев, экономист:

– По-моему, основные продукты питания, продовольствия, где-то 75-80% – это наши, свои. Хлеб, растительное масло, картофель и так далее. Ну, 20% – это начиная киви, бананы, кофе, чай – это мы завозим, наверное. Для ассортимента из России, Беларуси молоко и другие завозим. Но сейчас разговор идет не о том, что у нас дефицита нет, а все есть, а почему цены растут?

Данил Москаленко:

– Азбука, как Вы и сказали. Мало предложения. Мне кажется, так.

Сапарбай Жубаев, экономист:

– Что такое мало предложения? Что-то мне непонятна позиция МСХ. Если всего достаточно, как мало предложения? Да, я, конечно, с "Атамекеном" согласен, что себестоимость может расти. Себестоимость, например, растет на 10%, 20%, но, когда сахар растет в два раза или в три раза, это коррупция.

Еркен Наурзбеков, заместитель директора по АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен":

– Я хотел бы добавить по ценам. Например, средства защиты растений за несколько лет увеличились на 40-50%, удобрения то же самое подорожали практически в два раза, сельхозтехника подорожала за 5 лет в 2,5 раза, то есть это все сказывается на себестоимости. Потом мировые цены, так как у нас рыночная экономика, в любом случае мировые цены на внутренние цены влияют.

Данил Москаленко:

– К вам обращаются фермеры (в НПП "Атамекен".  Прим. ред.), к вам обращаются предприниматели, которые работают в АПК. Какие вопросы они ставят? Что сейчас в первую очередь надо решать? У нас представитель минсельхоза есть, давайте доведем до сведения.

Сапарбай Жубаев – экономист:

– Я не оппонирую, но скажу так. Например, сельское хозяйство в ауле. За сколько свои овощи , мясо продают первично, а в магазинах сколько?

Еркен Наурзбеков, заместитель директора по АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен":

– На сегодняшний день, например, в живом весе в основном закупают перекупщики 900-1100 тенге за живой вес, умножаем на два, в мясе это получается 1800-2200.

Дамир Егизбаев, пресс-секретарь МСХ РК:

– Я тут хочу согласиться с одним тезисом Сапарбай ага, что основные продукты, которые вот именно по овощам, мы их покрываем. Полностью покрываем. Вот с вашими тезисами о том, что когда Казахстан завалит себя основными продуктами? Я с этим не согласен, потому что Казахстан и так заваливает себя и тем же картофелем, и луком, половину из них мы экспортируем. Я считаю, что это хорошо, что мы зарабатываем, те же самые фермеры. Что касается именно цены, ценообразования, смотрите, если мы говорим, что достаточно этих овощей, то я вам рекомендую в следующий раз позвать коллег из министерства торговли, мне вот тоже интересна цепочка создания всех этих цен и так далее, но я думаю, что если в этом вопросе помогут те же самые ОРЦ (оптово-распределительные центры. – Прим. ред.), как коллеги говорят, я думаю, что это очень хорошо.

Полная версия программы "Время говорить" доступна по ссылке.

Читайте по теме:

Проблемы ценообразования в агросекторе: почему растет стоимость овощей и фруктов?

Новый год в Алматы начался с роста цен.

Что с ценами на продукты: постпраздничный срез.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться