Когда стоит бросить прежнюю работу и податься в курьеры

7356

Сколько получают представители этой профессии в Казахстане.

Когда стоит бросить прежнюю работу и податься в курьеры Фото: Серикжан Ковланбаев

"Скоро в мире будут две профессии – курьеры и остальные", – так уже шутят пользователи Сети. И действительно, работа курьера сегодня является одной из самых распространенных, а если подойти к своему выбору правильно, то и неплохо оплачиваемой, передает inbusiness.kz.

В одном из Telegram-каналов недавно разгорелась дискуссия по поводу размещенной там информации, что наиболее работящие курьеры, кто готов трудиться 6-8 часов в день, могут получать за день до 18 тыс. тенге.

"Поэтому сейчас в институт нет желания идти, люди с профессией и дипломом получают меньше", – сразу посетовал кто-то.

Куда пойти, куда податься

Тут же посыпались комментарии, что пешим доставщикам столько заработать не получится, максимум может выйти до 10-11 тыс. тенге в день, кто-то написал о 6 тыс. тенге заработка в пик.

Впрочем, сколько может получить курьер, зависит от многих факторов. В первую очередь, важно, какую сферу доставки, курьерскую службу выбрать, работать в качестве наемного работника или ИП, на каком транспорте ездить, сколько будет заказов и какой процент от этой суммы достанется конкретно курьеру.

Казахстанский сайт HeadHunter.kz сейчас предлагает около 400 вакансий курьеров – это доставка посылок, других почтовых отправлений, готовой еды, продуктов питания, банковских карт и даже анализов из амбулаторий. Компании-наниматели в зависимости от объема работ, вида доставки предлагают различную оплату – от 80 тыс. до 600 тыс. тенге за месяц.

Курьер Павел из Усть-Каменогорска занимается перевозкой грузов, почты как по городу, так и между городами области и Казахстана. Он говорит, что конкуренция только в этом секторе очень большая.

"Даже для того, чтобы посчитать почтовые курьерские службы в Усть-Каменогорске, пальцев на руках не хватит. Их с каждым годом все больше и больше. Это динамично развивающийся сектор, и потом, знаете же, как "Казпочта" работает… Кто-то на служебных машинах развозкой занимается, кому-то бензин оплачивают компании, а кому-то – нет. В нашем случае мы на своих машинах развозим", – рассказал Павел корреспонденту inbusiness.kz.

По его словам, среди курьеров наблюдается большой разброс по возрасту и по вариантам трудоустройства. Кто-то является наемным работником в компании, а кто-то сам по себе либо представляет крупную казахстанскую или зарубежную курьерскую службу в своем регионе.

"Все идет из Алматы. Оттуда в основном все работают. А у нас это региональные представители или представительства крупных компаний", – объяснил наш спикер.

На вопрос, возможно ли рядовому курьеру в Казахстане заработать в месяц около 1 млн тенге, как это утверждали некоторые блогеры, Павел ответил категорическим "нет". По его словам, даже заработок в 300 тыс. тенге под вопросом.

"Эту сумму можно еще получить, если, извините, в туалет не ходить, не обедать, просто не вылезать из машины, может, тогда 300 тыс. тенге за месяц заработаешь. Так что эти разговоры про высокую зарплату курьеров – ерунда. 200 тыс. тенге я еще согласен, а если выше – в машине надо ночевать", – объяснил он.

Море возможностей?

Пару лет назад на рынки Казахстана вышли известные во всем мире компании по доставке питания, готовой еды – "Яндекс.Еда", Glovo, Chocofood, Wolt. Правда, уже в мае 2021 года курьеры Wolt в Алматы вышли на забастовку, поскольку им снизили тарифы. К ним собирались присоединиться доставщики Chocofood, но руководство быстро уладило конфликт. В начале июля того же года забастовали курьеры Glovo. Им не нравились условия работы, отсутствие бонусов за передвижения в плохую погоду.

В октябре 2021 года акции протеста курьеры Glovo устроили в Нур-Султане, отказываясь работать по картам 2GIS, уверяя, что при переводе на новую систему они стали зарабатывать меньше. Тогда же представители компании заявили, что курьеры в Glovo получают до 290 400 тенге за месяц, работая до восьми часов в сутки. 

Сами же доставщики объясняли, что курьеры, которые работают по 10 часов в сутки, зарабатывают по 300-400 тыс. тенге, но из этой суммы стоит вычесть около 100 тыс. тенге на ремонт транспорта, аренду автомашин, скутеров, а также ГСМ. 

Пока курьеры этих компаний затихли, а на сайтах "Яндекс.Еда", Glovo, Chocofood, Wolt можно увидеть заманчивые предложения для людей этой профессии. Chocofood заявляет о возможности заработать до 500 тыс. тенге за месяц, Glovo утверждает, что зарабатываемая доставщиком сумма за один заказ зависит от опыта и оценок, а требования к нему не самые жесткие: улыбка на "все 32", мотоцикл, велосипед или автомобиль, телефон iPhone или Android и возраст от 18 лет.

Какой может быть верхняя планка по возрасту, в компаниях не говорят. 

"Яндекс.Еда" – информационный сервис, который позволяет нашим клиентам оформить заказы в ресторанах, магазинах", – рассказал старший специалист службы поддержки партнеров этого агрегатора Алексей, отметив, что она работает на три страны – Казахстан, Россию и Белоруссию. – Сами курьеры являются либо сотрудниками курьерских служб, либо зарегистрированы как самозанятые".

На вопрос, сколько можно заработать курьером, Алексей уклончиво ответил, что условия оплаты у каждого индивидуальны, но на их официальном сайте есть калькулятор доходов. Достаточно лишь указать свой город, тип передвижения, график, сколько дней в месяц человек готов работать, примерное количество часов ежесуточно. И тогда ваш приблизительный доход вам рассчитают автоматически.

По словам Алексея, с сервисом работают курьеры со своими велосипедами, электросамокатами, курьеры-водители сервиса "Яндекс.Такси", пешие доставщики.

"По личному опыту скажу, что заказов у нас достаточное количество, с приходом пандемии их число только увеличилось. Думаю, что в дальнейшем все службы доставки будут более востребованными", – выразил мнение Алексей.

Насколько сами рестораны, магазины готовы работать с агрегаторами, зависит от региона, а также от того, насколько крупными являются объекты общепита.

Известный в Усть-Каменогорске ресторатор, депутат городского маслихата Рустам Адамов приоткрыл свои секреты. По его словам, у них уже около пяти лет существует своя служба доставки, хотя, конечно, не она является источником основного дохода.

"Также мы работаем с Glovo, ЕMENU. Они на своих сайтах собирают для нас клиентов, курьеры приезжают за едой, забирают, увозят. Плюс у нас есть свое приложение, свой интернет-магазин, где тоже можно оставить свои заказы, но там у нас объемы небольшие. Что касается больших агрегаторов, то мы работаем с теми, кто берет не больше 10% от суммы заказа, хотя для нашего бизнеса даже это много ввиду низкой маржинальности, накрутки. Многие сервисы доставки сразу начинают просить 30% от суммы заказа, хотя в случае отказа идут на понижение цены за свои услуги", – говорит Адамов.

К слову, по данным бюро национальной статистики РК, В Казахстане постоянно растут объемы курьерских и почтовых служб. Так, за январь-декабрь 2021 года они оказали услуги на сумму 54,2 млрд тенге, что в сопоставимых ценах на 22,1% больше объема января-декабря 2020 года.

А сменить ли профессию и пойти в доставщики – выбор за каждым.

Ольга Ушакова