В сфере госзакупок и закупок национальных компаний в Казахстане отсутствует баланс интересов между поставщиками и заказчиками. В последнее время количество жалоб поставщиков на злоупотребления со стороны субъектов квазигоссектора в аппарат бизнес-омбудсмена увеличивается. Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов обеспокоен сложившейся практикой. Об этом он написал на своей странице в сети "Фейсбук".
"Объем государственного участия в экономике составляет подавляющее большинство, субъекты частного предпринимательства вынуждены участвовать в тендерах и заключать договоры закупок на выдвигаемых субъектами квазигосударственного сектора условиях. Зачастую последние являются исключительными потребителями сервиса субъектов частного предпринимательства. Данным обстоятельством нередко злоупотребляют субъекты квазигосударственного сектора, включая в договоры с поставщиками положения, которые нарушают баланс интересов сторон договора в пользу заказчика. При этом надо понимать, что баланс интересов в таких договорах особенно важен в связи с тем, что стороной договора выступает субъект квазигосударственного сектора, имеющий большую власть и возможности по сравнению с поставщиками", – отметил Рустам Журсунов.
Субъект квазигоссектора в конечном итоге должен обеспечивать публичные интересы, которые направлены на поддержку местных поставщиков и развитие экономики. В противном случае поведение заказчиков противоречит таким принципам Гражданского кодекса, как добросовестность и справедливость.
"В последнее время в наш адрес участились случаи жалоб поставщиков на злоупотребления со стороны субъектов квазигоссектора. В каждом таком обращении предприниматели отмечают – заказчики имеют ряд привилегий в рамках типовых договоров закупок, что ставит поставщика в зависимое и проигрышное положение. Проведенный нами анализ договоров закупок товаров, работ и услуг отдельных субъектов квазигосударственного сектора в качестве заказчиков (АО "Самрук-Казына", АО "НК "КазМунайГаз", АО "КазТрансГаз Аймак", АО "НК "КТЖ", АО "КТЖ – Грузовые перевозки", АО "НАК "Казатомпром", АО "Казахтелеком", ТОО "Самрук-Казына Контракт", ТОО "СК-Фармация"), а также типового договора государственных закупок подтвердил наличие в договорах условий, которые нарушают баланс интересов сторон, ущемляют интересы поставщиков", – констатировал бизнес-омбудсмен.
В частности, договоры содержат права заказчиков, которые отсутствуют у поставщиков, возлагают на поставщиков дополнительные обязанности или иным образом ущемляют интересы поставщиков. Такие условия не соответствуют деловым отношениям между равноправными партнерами.
"Конечно, не все заказчики позволяют себе ущемлять права поставщиков, пользуясь своим положением. Однако любая несбалансированная норма типового договора может обернуться штрафом, неустойкой и еще более плачевными результатами для поставщика.
Обобщив данные проведенного нами анализа, 3 сентября я обратился в министерство финансов, министерство здравоохранения и в АО "Самрук-Казына" с предложением внести поправки в типовые договоры, стандарты и правила закупок для достижения справедливого баланса прав и обязанностей сторон договоров закупок.
Оперативно на мое обращение отреагировало только "АО "Самрук-Казына", надо отдать ему должное. Коллеги из фонда не только согласились с рядом моих претензий, но и уже начали работу по корректировке отдельных положений стандарта управления закупочной деятельностью и типовых договоров. Однако не по всем пунктам мы сошлись во мнении", – написал уполномоченный по защите прав предпринимателей.
К примеру, холдинг считает, что, даже если некоторые договоры и предусматривают запрет на предъявление поставщиком требования о возмещении убытков, поставщик все же вправе урегулировать этот вопрос в рамках законодательства. В аппарате бизнес-омбудсмена настаивают, что в целях недопущения возникновения спорных ситуаций такой запрет однозначно подлежит исключению из договоров закупок.
"Договоры закупок также позволяют заказчикам в одностороннем порядке расторгнуть договор в силу нецелесообразности его дальнейшего выполнения. При этом, по мнению фонда, заказчик возмещает фактические затраты поставщика. Да, звучит красиво, но на практике маловероятно. Имеются случаи, когда поставщик получал уведомление о расторжении договора, когда уже готов был отправлять партию продукции. Спорить с заказчиком, подвергая опасности деловые отношения, мало кто решится.
В типовом договоре некоторых субъектов предусмотрена возможность расторжения в случае, если поставщик будет вовлечен в судебный процесс! При этом АО "Самрук-Казына" уверяет, что речь идет исключительно о судах, связанных с неплатежеспособностью и банкротством поставщика. Во-первых, в таком случае именно эта формулировка должна содержаться в договоре, а иначе заказчик будет иметь возможность расторгнуть договор вообще при наличии любого судебного спора поставщика. Во-вторых, мы считаем, что даже судебное разбирательство, связанное с банкротством, не должно быть основанием для расторжения договора. Возможно, именно этот контракт нужен поставщику, чтобы встать на ноги. Действующая норма только добьет его", – обозначил позицию Рустам Журсунов.
На ситуацию с госзакупками должны отреагировать министерство финансов и министерство здравоохранения, считает бизнес-омбудсмен. В последние месяцы закупки единого дистрибьютора "СК-Фармация" не сходят с заголовков новостей. К этому добавился ряд скандалов с поставщиками, от товара которых заказчик уже отказался.
"Данная проблема затрагивает громадное число поставщиков (по экспертным оценкам, в Казахстане общий объем регулируемых закупок составляет порядка 14 трлн тенге, только договоров госзакупок почти полмиллиона), поэтому выправление ситуации с балансом прав и обязанностей сторон договора позволит мультипликативно снять имеющееся напряжение между поставщиками и заказчиками. Так нам удастся избежать многочисленных споров в будущем", – полагает уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Карина Алимова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!