Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества.
Но общим рынкам необходим соответствующий общий подход к формированию кадров. В настоящее время процесс развития образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС активизировался. В Договоре о создании Союза указано, что члены союза признают все образовательные квалификации, кроме специальностей по правоведению, медицине, фармакологии и педагогике. Но какой должна быть система образовательных стандартов на интеграционном уровне? Главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Леся Каратаева считает, что если в странах ЕАЭС начнется унификация национальных систем образования, то это сделает их менее мобильными и неповоротливыми. Об этом она сказала на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».
- Если мы будем рассматривать вопрос сближения национальных систем образования стран ЕАЭС с точки зрения непосредственно самого образования, то получится «сферический конь в вакууме» (в научном юморе это идеальная шарообразная лошадь, предельно упрощенная физическая модель реальной лошади – ред.). Мы сможем обсудить выгоды, которые имеет национальная система образования, отдельные вузы и программы подготовки специалистов от создания ЕАЭС, но и только, все остальные вопросы будут оторваны от реальности.
Если мы говорим о необходимости унификации или сближении систем подготовки кадров, то мы должны исходить из потребностей формируемого рынка труда, а также нормативно-правового регулирования трудовых отношений на евразийском пространстве. В данном контексте имеет смысл определиться, с какой целью мы ставим вопрос об унификации подходов или стандартизации процесса подготовки кадров на пространстве ЕАЭС. Когда мы обо всем этом говорим, что мы имеем в виду? Возможны два сценария.
Первый сценарий предполагает, что гражданин какой-либо страны-участницы ЕАЭС переезжает в другую страну ЕАЭС, потому что ему предложили там работу. При реализации данного сценария особых сложностей быть не должно, так как с созданием ЕАЭС процесс рекрутинга трудовых ресурсов принципиальных изменений не претерпел. Работодатель, как и ранее, нанимает специалистов с необходимыми для него компетенциями. Неважно, происходит этот процесс на внутринациональном уровне или же на уровне региональном. Если я обладаю определенными компетенциями, имею хорошее резюме, опыт и имя, работодатель наймет меня, не глядя в мой диплом. Он примет меня на работу потому, что ему нужен специалист именно такого уровня и компетенции. Конечно, этот сценарий в большей степени характерен для бизнеса, нежели для госучреждений.
Другой вопрос – если переезд предшествует поиску работы. Это второй сценарий. Допустим, я переехала в любую другую страну-участницу ЕАЭС, получила вид на жительство или даже натурализовалась и теперь, продвигая себя на рынке труда, претендую на какое-либо, или, что бывает немаловажно, чье-либо рабочее место. Дальнейшее развитие событий зависит от множества факторов – бизнес это или бюджетная сфера, ощущается ли дефицит кадров в этой структуре, каков уровень зарплаты и т.д. Но вероятность того, что я вдруг перестану быть доктором наук и вообще человеком с высшим образованием, достаточна высока. И этот вопрос необходимо решать в правовом поле, документально закрепляя принцип взаимопризнания дипломов.
Что касается унификации образования, мне кажется, это невозможно на данном этапе и нецелесообразно. Во-первых, мы сейчас фокусируемся только на высшем образовании, но у нас есть и школьное образование, и оно действительно по-разному выглядит. Вопрос даже не в том, какая это система – 11-ти или 12-летняя, а в том, что подходы к организации образовательного процесса в странах ЕАЭС разнятся. Сейчас, например, Казахстан перейдет на трехъязычное образование и у наших детей будут совсем другие компетенции.
Кроме того, если мы сейчас начнем унифицировать национальные системы образования, это сделает их менее мобильными, неповоротливыми. Придется все время учитывать инерционность. Вот пример. Россия с 2003 года в Болонском процессе, Армения с 2005 года, Казахстан с 2010-го. А теперь посмотрите, каково отношение в этих трех странах к процессу подготовки кадров высшей квалификации. В Армении и в России до сих пор есть понятия кандидат наук и аспирантура, докторантура и доктор наук. Казахстан же перешел на систему подготовки PhD.
Давайте также не будем забывать, что ЕАЭС – это в перспективе не только наши пять стран. Возможно расширение за счет вхождения других государств, и они не обязательно будут странами постсоветского пространства. Что тогда будем делать?
Полагаю, что торопить события не надо – надо подождать. Сначала должен сформироваться спрос, а потом предложение. У нас есть Евразийская ассоциация университетов. Есть Соглашение о взаимном признании дипломов на пространстве СНГ. Есть много других полезных структур и институтов взаимодействия. Думаю, логично использовать уже имеющиеся ресурсы и заставить их работать.
В отношении подготовки специалистов в сфере непосредственно евразийской интеграции, логичным представляется выведение этого направления за пределы стандартного высшего образования в рамки дополнительного. Пусть будут курсы повышения квалификации, какие-то сертификаты. Поднимем статус сертификатов дополнительного образования, касающегося ЕАЭС. А бежать впереди планеты всей не стоит.