RU KZ
Когда получается «сферический конь в вакууме?»

Когда получается «сферический конь в вакууме?»

17:11 10 Ноябрь 2015 296

Автор:

Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества

Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества.

Но общим рынкам необходим соответствующий общий подход к формированию кадров. В настоящее время процесс развития образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС активизировался. В Договоре о создании Союза указано, что члены союза признают все образовательные квалификации, кроме специальностей по правоведению, медицине, фармакологии и педагогике. Но какой должна быть система образовательных стандартов на интеграционном уровне? Главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Леся Каратаева считает, что если в странах ЕАЭС начнется унификация национальных систем образования, то это сделает их менее мобильными и неповоротливыми. Об этом она сказала на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».

- Если мы будем рассматривать вопрос сближения национальных систем образования стран ЕАЭС с точки зрения непосредственно самого образования, то получится «сферический конь в вакууме» (в научном юморе это идеальная шарообразная лошадь, предельно упрощенная физическая модель реальной лошади – ред.). Мы сможем обсудить выгоды, которые имеет национальная система образования, отдельные вузы и программы подготовки специалистов от создания ЕАЭС, но и только, все остальные вопросы будут оторваны от реальности.

Если мы говорим о необходимости унификации или сближении систем подготовки кадров, то мы должны исходить из потребностей формируемого рынка труда, а также нормативно-правового регулирования трудовых отношений на евразийском пространстве. В данном контексте имеет смысл определиться, с какой целью мы ставим вопрос об унификации подходов или стандартизации процесса подготовки кадров на пространстве ЕАЭС.  Когда мы обо всем этом говорим, что мы имеем в виду? Возможны два сценария.

Первый сценарий предполагает, что гражданин какой-либо страны-участницы ЕАЭС переезжает в другую страну ЕАЭС, потому что ему предложили там работу. При реализации данного сценария особых сложностей быть не должно, так как с созданием ЕАЭС процесс рекрутинга трудовых ресурсов принципиальных изменений не претерпел. Работодатель, как и ранее, нанимает специалистов с необходимыми для него компетенциями. Неважно, происходит этот процесс на внутринациональном уровне или же на уровне региональном. Если я обладаю определенными компетенциями, имею хорошее резюме, опыт и имя, работодатель наймет меня, не глядя в мой диплом. Он примет меня на работу потому, что ему нужен специалист именно такого уровня и компетенции. Конечно, этот сценарий в большей степени характерен для бизнеса, нежели для госучреждений.

Другой вопрос – если переезд предшествует поиску работы. Это второй сценарий. Допустим, я переехала в любую другую страну-участницу ЕАЭС, получила вид на жительство или даже натурализовалась и теперь, продвигая себя на рынке труда, претендую на какое-либо, или, что бывает немаловажно, чье-либо рабочее место. Дальнейшее развитие событий зависит от множества факторов – бизнес это или бюджетная сфера, ощущается ли дефицит кадров в этой структуре, каков уровень зарплаты и т.д. Но вероятность того, что я вдруг перестану быть доктором наук и вообще человеком с высшим образованием, достаточна высока. И этот вопрос необходимо решать в правовом поле, документально закрепляя принцип взаимопризнания дипломов.

Что касается унификации образования, мне кажется, это невозможно на данном этапе и нецелесообразно. Во-первых, мы сейчас фокусируемся только на высшем образовании, но у нас есть и школьное образование, и оно действительно по-разному выглядит. Вопрос даже не в том, какая это система – 11-ти или 12-летняя, а в том, что подходы к организации образовательного процесса в странах ЕАЭС разнятся. Сейчас, например, Казахстан перейдет на трехъязычное образование и у наших детей будут совсем другие компетенции.

Кроме того, если мы сейчас начнем унифицировать национальные системы образования, это сделает их менее мобильными, неповоротливыми. Придется все время учитывать инерционность. Вот пример. Россия с 2003 года в Болонском процессе, Армения с 2005 года, Казахстан с 2010-го. А теперь посмотрите, каково отношение в этих трех странах к процессу подготовки кадров высшей квалификации. В Армении и в России до сих пор есть понятия кандидат наук и аспирантура, докторантура и доктор наук. Казахстан же перешел на систему подготовки PhD.

Давайте также не будем забывать, что ЕАЭС – это в перспективе не только наши пять стран. Возможно расширение за счет вхождения других государств, и они не обязательно будут странами постсоветского пространства. Что тогда будем делать?

Полагаю, что торопить события не надо – надо подождать. Сначала должен сформироваться спрос, а потом предложение. У нас есть Евразийская ассоциация университетов. Есть Соглашение о взаимном признании дипломов на пространстве СНГ. Есть много других полезных структур и институтов взаимодействия. Думаю, логично использовать уже имеющиеся ресурсы и заставить их работать.

В отношении подготовки специалистов в сфере непосредственно евразийской интеграции, логичным представляется выведение этого направления за пределы стандартного высшего образования в рамки дополнительного. Пусть будут курсы повышения квалификации, какие-то сертификаты. Поднимем статус сертификатов дополнительного образования, касающегося ЕАЭС. А бежать впереди планеты всей не стоит.