Через порт Курык с начала года ввезено 7 тысяч иностранных автомобилей

9238

Количество автотранспорта, ввезенного из-за рубежа в Казахстан, увеличивается в разы.

Через порт Курык с начала года  ввезено 7 тысяч иностранных автомобилей

Если еще пару лет назад на пароме из Грузии прибывали около 200 автомашин, то в 2021 году их количество увеличилось до 2 тысяч. За 8 месяцев нынешнего года в страну через порт Курык в Мангистауской области ввезено уже 7 тысяч иностранных автомобилей, передает inbusiness.kz.

Покупают в Грузии относительно новые машины, причем гораздо дешевле, чем в Казахстане. Некоторые законопослушные граждане выплачивают таможенный сбор и регистрируют авто. Другие же ищут способы "сэкономить".

Схемы мошенничества

"Наши граждане находят иностранцев, они оформляют на себя транспортное средство, привозят его в Казахстан на пароме с освобождением от уплаты таможенных пошлин. Иностранным гражданам позволительно, согласно таможенному законодательству, завозить транспортные средства на время своего пребывания. То есть если иностранный гражданин едет в Казахстан по работе и ему нужна машина или как турист и ему также необходима машина, чтобы свободно передвигаться и осматривать достопримечательности, то до одного года он имеет право ездить на транспортном средстве без уплаты таможенных пошлин. Однако на деле иностранцы оформляют декларирование, а затем за пределами таможенных постов незаконно передают свои транспортные средства гражданам Казахстана и спустя несколько дней вылетают на родину", – рассказала Салтанат Нурллина, ведущий специалист управления таможенного администрирования ДГД Мангистауской области.

В ДГД области отмечают – ответственность за нарушение закона несут как гражданин Казахстана, который приобрел автомашину без таможенной очистки, так и иностранный гражданин, на которого был оформлен временный ввоз.

"Есть такие недобросовестные граждане, которые умудряются после ввоза и после передачи транспортного средства без таможенной очистки устанавливать на авто государственные номера не только Армении и России, но даже казахстанские номера. У нас уже выявлен случай, когда на грузинское авто поставили армянские номера. Дело сейчас находится в департаменте полиции и в департаменте экономических расследований с дальнейшим принятием процессуального решения. Поэтому мы не устаем предупреждать – если граждане хотят купить автомашину с армянскими или российскими номерами, они в любом случае должны перепроверить, законно ли она стоит на учете в Армении или в России. Мы в свою очередь запрашиваем достоверность регистрации, потому что владельцы могут передвигаться по поддельным документам и номерным знакам", – добавляет Салтанат Нурллина.

Выявить обман – дело простое

Первым делом проверяют – выехал ли иностранец, который оформил временный ввоз автомашины, обратно на родину либо до сих пор находится на территории Казахстана. Если спустя определенное время при мониторинге обнаруживается, что иностранец покинул страну, причем многие улетают даже не из Актау, то это означает только одно – он приезжал лишь для того, чтобы передать автомашину гражданину Казахстана. Тогда начинается розыск незаконно переданного автомобиля.

"Совместно с ДП проводятся рейдовые мероприятия. В Мангистау недавно задержали 81 такое транспортное средство. Все они были водворены на склад временного хранения. По остальным машинам, которые были завезены и при этом иностранные граждане покинули территорию Казахстана, проводятся розыскные мероприятия. Все регионы работают в этом направлении", – рассказывает специалист.

В случае с задержанными машинами специалисты проверяют, как гражданин Казахстана приобрел автомашину. Если он купил ее у иностранца, то применяют меры востребованности. То есть если казахстанец готов востребовать автомашину, то он будет вынужден оплатить таможенную очистку, утильсбор, первичную регистрацию и законным образом поставить транспортное средства на учет.

Такие выплаты сильно отразятся на кошельке, ведь суммы, которые придется заплатить, будут выше, чем стоимость авто (при этом за растаможенную по прибытии автомашину сумма ставок будет приемлемая – тут все зависит от года и объема двигателя приобретенного авто). Если же автомашина по каким-то причинам не востребована, то по прибытии иностранного гражданина она выдворяется обратно за пределы Таможенного союза – реэкспортом или транзитом. В случае если не находят владельца, то есть иностранного гражданина, да и казахстанцу машина не нужна, то автомобиль реализуют в доход государства.

"Разница в сумме выплат между законным и незаконным ввозом колоссальная. Если завезли авто на законных основаниях, то владелец оплачивает таможенные пошлины, подает декларацию и быстро оформляет машину. Если же ввезли незаконно, то есть оформили фиктивный временный ввоз, и машину затем задержали, так как без таможенной очистки управлять ТС на территории Казахстана гражданам РК запрещено, то автомобиль водворяется на склад временного хранения. Там уже плата за СВХ идет, причем платить нужно будет за каждый день простоя. А в это время идет оформление, нужно сделать сертификат на ТС, который тоже занимает достаточное количество времени, затем снять с учета в Грузии. Все это может тянуться месяцами. В случае если был выявлен факт нелегальной постановки на учет, например по поддельным документам, то ставки уже другие. Суммы порой превышают стоимость авто в три раза", – добавляет Салтанат Нурллина.

Основной поток автомашин проходит через таможенный пост порта Курык. Ранее транспорт завозили через Россию, теперь абсолютное большинство машин везут именно из Грузии. Причем привозят разные автомобили – от экономкласса до люксовых.

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться