Колонии-поселения для осужденных коррупционеров предлагает отменить антикоррупционная служба. Проект закона об усилении противодействия коррупции опубликован вчера, 6 октября. Публичное обсуждение законопроекта продлится до 20 октября.
Как указывается в проекте, сегодня коррупционеры могут отбывать наказание в учреждениях УИС минимальной безопасности (колонии-поселения), что не соответствует тяжести деяния, принципам уголовного закона. Таким образом, осужденные, совершившие коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления, вне зависимости от тяжести совершенного деяния сразу могут быть направлены судом для отбытия наказания в колонию-поселение. Единственным условием является полное возмещение ущерба.
При этом в случае с совершением умышленных общеуголовных преступлений максимальный срок лишения свободы при решении направления осужденного в колонию-поселение ограничен двумя годами. То есть лица, совершившие коррупционные преступления, законодателем ставятся в "привилегированное" положение в случаях рассмотрения вопроса о месте отбывания лишения свободы.
Значительная часть осужденных за коррупцию отбывает наказание в учреждениях минимальной безопасности (колония-поселение), и этот показатель растет (2015 г. – 42%, 2016 г. – 16%, 2017 г. – 25%, 2018 г. – 46%, 9 мес. 2019 г. – 65%). Таким образом, большинство осужденных к лишению свободы содержатся в колониях-поселениях, и это существенно девальвирует усилия государства по борьбе с коррупцией. Изучение опыта стран со схожей системой отбывания лишения свободы (наличие колонии-поселения) показало, что ни в одном государстве, кроме Казахстана, не имеется возможность направления коррупционеров для отбывания наказания сразу в колонию-поселение.
Главой государства поддержана инициатива по отмене для осужденных за связанные со взяточничеством (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве) тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления возможности отбытия наказания сразу в учреждениях минимальной безопасности и распространению на них порядка отбытия наказания, установленного для других общеуголовных преступлений.
Закрытие счетов госслужащими в иностранных банках
Также антикором предлагается введение с 2021 года законодательных ограничений для государственных служащих, депутатов парламента, судей в части владения счетами, хранения наличных денежных средств и ценностей в зарубежных банках.
В этой связи непринятие антикоррупционных ограничений влечет отказ в приеме на должность либо увольнение с должности (освобождение от должности), их несоблюдение в случаях отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.
Вместе с тем ограничения по открытию и владению счетами (вкладами) в иностранных банках не будут распространяться на государственных служащих, направленных на работу в загранучреждения, представительства РК и в международные организации от РК, а также прикомандированных к указанным организациям, на период работы в указанных организациях, или обучающихся за рубежом, проходящих стажировку за рубежом, находящихся в заграничной командировке или проходящих лечение за рубежом.
При этом будет предусмотрен трехмесячный срок для закрытия счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами РК, прекращения хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РК, для лиц, поступающих на государственную службу, и госслужащих, возвращающихся в Казахстан после работы, учебы, лечения за рубежом и т. д.
Также денежные вклады в иностранных банках могут быть получены госслужащими в результате принятия наследства. Для закрытия счета (вклада) в иностранном банке будет предусмотрен шестимесячный срок со дня принятия наследства.
Кроме того, будут предусмотрены переходные положения для лиц, которые на момент введения в действие нового антикоррупционного ограничения уже занимают государственные должности.
Исключение возможности условно-досрочного освобождения в отношении лиц, допустивших коррупционные преступления
Осужденные коррупционеры, отбывающие лишение свободы, после фактического отбытия сроков, установленных Уголовным кодексом, могут быть освобождены судом условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного наказания.
Соответственно, чиновник, осужденный за коррупцию, может быть освобожден по УДО после фактического отбытия части назначенного срока наказания в зависимости от тяжести совершенного им преступления при условии возмещения ущерба и отсутствия взысканий.
Вместе с тем, как указывается в законопроекте, в настоящее время подавляющее большинство наших сограждан негативно относятся к условно-досрочному освобождению лиц, осужденных за коррупцию, и желают, чтобы коррупционеры, совершившие многомиллионные хищения бюджетных средств, незаконно использовавшие должностные полномочия, строго наказывались и отбывали назначенное судом наказание полностью.
Социологический опрос, проведенный в декабре прошлого года по инициативе агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, показал, что большинство опрошенных (63%) сомневаются в справедливости наказания по коррупционным преступлениям, полагая, что виновные могут избежать суда и следствия, а также получить смягчение приговора.
В этой связи предлагается закрепить в УК, что УДО не применяется к лицам, осужденным за особо тяжкое коррупционное преступление, а также осужденным за коррупционное преступление, являвшимся на момент совершения данного преступления судьей, за исключением случаев совершения таких преступлений беременными женщинами, женщинами, имеющими малолетних детей, мужчинами, воспитывающими в одиночку малолетних детей, женщинами в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинами в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидами первой или второй группы.
А лицо, отбывающее лишение свободы, назначенное за коррупционное преступление небольшой или средней тяжести либо тяжкое коррупционное преступление, может быть освобождено судом условно-досрочно только в том случае, если оно оказывало активное содействие в предотвращении, раскрытии или расследовании коррупционных преступлений.
Изменения в Уголовный кодекс в части ужесточения наказания за коррупцию сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве
Как говорится в проекте закона, в настоящее время по многим коррупционным деяниям установлены одни и те же санкции как к административному государственному служащему, занимающему низовую должность, так и к сотрудникам силовых органов, к госслужащим, осуществляющим управленческие функции, к политическим госслужащим, судьям и др. В этой связи предлагается вопросы усиления ответственности сотрудников правоохранительного органа, судей предусмотреть в рамках усиления санкций для должностных лиц и лиц, занимающих ответственную государственную должность.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!