Налоговики закинут сети в соцсети

Клара Ларина Клара Ларина
5108

Неплательщиков налогов вычислят по следам в Интернете.

Налоговики закинут сети в соцсети

"Бюджетный кодекс сконструирован таким образом, что внедрение любых инновационных продуктов в Казахстане всегда задерживается на два-три года. Причина проста - нужны технико-экономические, финансовые обоснования, проектные сметы. Каждый из этих документов должен пройти согласование. В итоге мы теряем два-три года. К тому времени внедряемое  "новшество" уже устаревает, появляются другие информационные системы и разработки, а мы еще только внедряем "новинку", - такое заявление сделал Председатель Комитета государственных доходов МФ РК Даулет Ергожин во время посещения депутатами Парламента таможенного поста "Шымкент-Центр таможенного оформления" (ЦТО) ДГД по ЮКО. Цель приезда депутатов Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК состояла в том числе в сборе замечаний и предложений для внесения поправок в налоговое и таможенное законодательство.

Непосредственным поводом для высказывания послужило обсуждение одного из новшеств комитета госдохода. Так, говоря об объединении платежно-информационной системы по уплате налогов и платежей с банковской в "сквозную", председатель комитета госдоходов отметил появившиеся преимущества: "Если раньше платеж уходил, к примеру, в понедельник, то мы его могли увидеть в бюджете только в среду. Сейчас, если вы отправляете платеж в 11 часов, то мы видим его поступление уже через 15 секунд, максимум через 5 минут. Соответственно, это многое упрощает и сокращает время получения услуг. В частности, решает большую проблему тех, у кого арестованы счета, либо кому запрещен выезд заграницу. Если раньше при возникновении такой проблемы человеку приходилось ждать решения три дня и пройти через определенные процедуры, то теперь этот процесс сокращается до минуты".

При этом Ергожин подчеркнул, что это новшество касается налогов и его ведомство внедрило его первым. А другим государственным органам для аналогичных шагов, добавил он, видимо, потребуется еще около года-двух – "в соответствии с текущими требованиями бюджетного законодательства".

Меж тем, новейшие информационные системы дают возможность прогнозировать и добиваться конкретных результатов, заверил депутатов глава. В частности, благодаря развитию системыуправления рисками, в которую стекается информация из налоговогои таможенного блока, службы экономических расследований,атакже со всех других государственных органов, можно собрать досье на определенных граждан, руководителей фирм, предприятий.

"Если вопросов к ним нет, то и у нас вопросов нет. Но, если, допустим, человек неоднократно привлекался к уголовной ответственности, а здесь хочет выступить в качестве будущего прекрасного налогоплательщика, у нас все равно могут возникнуть подозрения. По крайней мере, мы должны учитывать возможные риски", - пояснил он.

Ергожин привел пример технологического срабатывания системы"data mining", которая будет запускаться со следующего года. Ее суть состоит в анализе и выявлении взаимосвязи между различными данными при помощи специальных инструментов.

"В ней будет собираться не только информация, которая есть в госорганах, но и вся имеющаяся в открытом доступе в Интернете, - пояснил выступающий. - С ее использованием мы уже смогли вычислить человека, находившегося в уголовном розыске. Сличив его данные с данными в Интернете, мы нашли его через соцсети в"Одноклассниках". Мужчина сбежал от преследования и прятался у родственников в России. По нашему запросу правоохранительные органы нашли его и вернули в Казахстан".

Большой эффект глава комитета ожидает и от внедрения "сквозного контроля"  - нового модуля, позволяющего отслеживать товар с момента пересечения границы до конечного потребителя. "Раньше при раздельной работе двух комитетов и одной службы был большой разрыв между данными налогового контроля, таможенного контроля и постреализации. По какой цене завозится товар, фактически было всем неинтересно. Как он дальше реализуется, было неинтересно таможенникам. Для налоговиков было неинтересно, кто завозил товар и т.д. Теперь же, при завозе товара на территорию Казахстана, участник внешнеэкономической деятельности подает электронную счет-фактуру. Мы уже  видим, по какой цене поступила продукция. Затем он продается в розницу, а в рознице мы запустили практически везде электронно-кассовые аппараты, которые передают нам данные", - проинформировал спикер.

"Теперь же появилась возможность отследить всю эту цепочку. И с 2019 года, когда в базе данных будут все участники рынка, мы  будем видеть реальные цены товаропроизводителя и реальные цены в областях. Тогда станет невозможным "играться" с инфляцией. Будет виден валовый региональный продукт, он будет рассчитываться ежеминутно", - заключил он.

Коснувшись в связи с этим пресловутого вопроса о "закошмаривании" бизнеса, он решил опровергнуть обвинения в чрезмерных проверках при помощи статистики. И тем самым, по его выражению, "разрушить стереотип по олицетворению комитета госдоходов с инструментом наказания или принуждения".

"Да, налоговые проверки  по сравнению с цифрами прошлого года, действительно, выросли на 20 %, - отметил он. – Но, обратите внимание, что 42387 проверок, то есть 69,4 % из проведенных органами госдоходв за девять месяцев (всего, по словам спикера было 61071 проверка, -прим. авт), проведены по просьбе самих налогоплательщиков. То есть человек пришел получить возврат НДС, а для этого нужно провести встречную проверку. При ее проведении нет доначислений, штрафов, пени. При рейдовых поверках (14,7 %) нет штрафов - только предупреждение. Хронометражные составили 3,8 %, они не влекут санкций, выдаются лишь рекомендации. Тематических проверок было проведено 4472 (7,3 %). При том что в стране 1,2 млн налогоплательщиков мы проверяем всего 4 тысячи!".

"Какой бизнес я тогда закошмарил?..Я сам удивлен", - риторически выказался по поводу указанного соотношения главный фискал страны. При этом добавил: "В соответствии с официальной статистикой Нацбанка РК количество обналиченных денежныхсредств со счетов юридических лиц в 2015 году составляло 1,6 трлн тенге – такая сумма была снята с их счетов наличными. По итогам 2016 года эта цифра составитвсего лишь 700 млрд тенге. Получается, на 900 млрд, извините, у кого-то "зашились" карманы. Поэтому, видимо и возникает критика…".

Попутно он остановился на неверном, по его мнению, проведении взаимосвязи между ростом поступлений в бюджет с давлением на бизнес со стороны государственных органов.

"Осуществляя свою деятельность, служба экономических расследований защищает интересы не только государства, но и физических и юридических лиц, - отметил глава Комитета. - За 9 месяцев 2016 года досудебное расследование начато по 6356 уголовным правонарушениям. По фактам лжепредпринимательства и выписки фиктивных счетов-фактур выявлено 1304 преступления, или 20%,контрабанды и незаконного оборота контрафактной продукции – 330, преднамеренного и ложного банкротства - 81, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета – 79, фальшивомонетничества - 632, подделки документов - 585, организации незаконного игорного бизнеса - 338, уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей – 630, или 10%. Таким образом, по налоговым нарушениям проводилось меньше трети всех досудебных расследований".

На встрече Даулет Ергожин рассказал депутатам также о запуске пилотной версии новой информационной системы "Астана-1", в которой участвуют 20 участников внешнеэкономической деятельности. Она объединяет в себе пять действующих таможенных систем и интегрируется с системами уполномоченных органов, что позволяет подавать декларации в электронном виде без бумажного предоставления документов. Она запущена в Астане, будет внедрена до конца этого года в Алматы и Алматинской области и повсеместно в 2017 году.

Речь также шла о других решениях, внедряемых органами госдоходов в сфере налогового администрирования и таможенного оформления, новом подходе по проверкам крупных налогоплательщиков и инвесторов, а также об изменениях в сфере налогового мониторинга и досудебной апелляции. Как заявил Ергожин, при отсутствии выявленных системой управления рисками нарушений время прохождения всех операций и выпуска товаров на границе составит 29 минут.

Как он подчеркнул, нововведения направлены, в первую очередь, на защиту бизнеса путем снижения административного присутствия. Между тем, по словам директора департамента развития и модернизации КГД МФ Ержана Биржанова, сами участники в подавляющем большинстве продолжают работать по старой схеме, когда растаможкой занимаются брокеры. "Только 3 % декларируются самостоятельно, - проинформировал он. – Остальные 97 % пользуются услугами брокеров, которые взимают за это определенные суммы. Мы хотим переломить эту тенденцию, чтобы бизнесменам  не нужно было платить посредникам. Проблема кроется в том, что людям трудно определить код товаров, перечень документов, необходимых для определения того или иного режима и т.д.В помощь им предлагаются интерактивные доски, консультационные центры, информация на сайте, ИПС "Әділет" и т.д. Решению этой задачи будет способствовать внедрение новой информационной системы и новинок, которые были сегодня представлены депутатам".

Клара Ларина, Шымкент.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться