/img/tv1.svg
RU KZ
9,5 млрд тенге потратили в Шымкенте на модернизацию теплосетей

9,5 млрд тенге потратили в Шымкенте на модернизацию теплосетей

Тепловики обещают, что тариф расти пока не будет.

10:50 29 Сентябрь 2020 3152

9,5 млрд тенге потратили в Шымкенте на модернизацию теплосетей

Автор:

Мира Бахытова

Беспрецедентную сумму в 9,5 млрд тенге выделили из республиканского и городского бюджетов на обновление теплосетей Шымкента в 2020 году, передает корреспондент Inbusiness.kz.

По словам директора теплоснабжающей компании ГКП «Куатжылуорталык-3» Пердебая Сабитова, таких денег на ремонт не давали уже десять лет. Работы проводились одномоментно на 72 км сетей в 90 точках города и обещают завершить полностью к 1 октября.

«10 лет такой работы не производилось, и таких денег не выделялось, 9,5 млрд тенге выделили. 15 частных компаний по госзакупу выиграли тендеры и завершают свои работы 1 октября, сейчас осталось в основном только благоустройство. Замена труб, замена запчастей: клапанов, задвижек и так далее. Самая крупная работа на месте аварий, которая произошла два года назад, от Верхнего рынка до улицы Жибек жолы 100% 700мм и 800мм-трубу полностью заменили на изоплюс (труба заводская изолированная)», – сообщил директор ГКП «Куатжылуорталык-3» Пердебай Сабитов.

Кроме того тепловики подвели итоги реализации инвестиционной программы по модернизации тепловых сетей на 2020 год, это средства, заложенные в тариф пять лет назад. Однако здесь речь идет совсем о небольшой сумме в 700 млн тенге на пять лет, на 2020 год было предусмотрено 110 млн тенге и замена внутриквартальных сетей всего на 7,5 км. Следует учесть, что общая протяженность тепловых сетей третьего мегаполиса страны 890 км.

«У нас 890 км тепловых сетей в городе, сделали, конечно, мизерный процент. Но тариф не позволяют выше поднимать, из-за этого мы выполняем, что заложено. Люди думают, что на 110 млн тенге поменяли 7,5 к туб, а на 9,5 млрд всего 72 км, но там разные диаметры. Некоторые 800 мм, 700 мм, 225 мм, 500 мм – разные диаметры, поэтому и стоимость меняется», – пояснил Пердебай Сабитов.

Несмотря на грандиозные затраты на замену труб, уложенных в 70 и 80-х годах прошлого века, процент изношенности сетей не приблизится к нулю, говорит начальник коммунального предприятия. Три года назад процент ветхих труб составлял 62%, год назад 41%, то есть работы предстоит еще немало.

Помимо замены изношенных труб по улице Еримбетова в Шымкенте прокладывают новый трубопровод, который свяжет Енбекшинский район с новой котельной в микрорайоне «Нурсат». Общая стоимость проекта около 2 млрд тенге, в 2020-м выделено 400 млн.Сейчас котельная работает лишь на пятую своей мощности. В первую очередь это улучшит качество тепла для абонентов нескольких микрорайонов. В Шымкенте многие годы существует некий казус с отоплением. Так практически весь мегаполис отапливался за счет мощностей ТЭЦ-3, которая находится почти в 20 км от городской черты, а, к примеру, чтобы попасть в многоэтажки северной части города горячая преодолевала 40 км. После завершения строительства новой сети расстояние сократится до 8 км.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Холодные отношения с теплосчетчиком

В Костанае потребители отказываются принимать на баланс теплосчетчики, которые были установлены в рамках госпрограммы в лизинг пять лет назад.

11 Октябрь 2020 09:35 1985

Возьми счетчик

Государственная программа по установке приборов учета тепла в Костанайской области начала работать в 2015 году. Жители многоквартирных жилых домов получили возможность установить теплосчетчики в рассрочку. В стоимость, согласно договору лизинга, были включены: сам теплосчетчик, расходы на его установку и обслуживание в течение первых четырех лет эксплуатации, а также первая поверка. Всего в рамках госпрограммы в Костанае в жилых домах было установлено 640 приборов учета тепла. За 393 из них жители рассчитались весной 2020 года. Именно тогда перед ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» (КТЭК), как оператором программы, встал вопрос передачи оборудования в собственность потребителей. Все эти годы теплосчетчики состояли на балансе предприятия.

Практика показала, что потребители не горят желанием оформлять документы и принимать имущество в пользование. К работе подключили ПКСК, которые этому противились. Однако по факту львиную часть из почти 400 теплосчетчиков на баланс приняли именно потребительские кооперативы. Это ожидаемо привело к повышению тарифа, в который изначально не входили расходы по обслуживанию и поверке теплосчетчиков.

Сами председатели ПКСК подчеркивают, что население части домов категорично против дальнейшей эксплуатации теплосчетчиков. Свои слова они подкрепляют опросными листами, которые заполнили жильцы многоэтажек. В теплокомпании в ответ разводили руками: значит потребители будут платить по тарифу. Расчеты специалистов КТЭКа показывают, что потребители, использующие приборы учета тепла тратили на обогрев зданий на 20-25% меньше средств в среднем за сезон. Наибольшая экономия складывается в весенне-осенние месяцы. По мнению директора ГКП «КТЭК» Аскара Бекпаганбетова, отказавшиеся от теплосчетчиков просто увеличили свои затраты на коммунальные расходы.

По данным, представленным теплокомпанией, на 12 сентября на баланс жильцов либо ПКСК не было передано 77 теплосчетчиков. Среди них дома, где жильцы категорически отказывались платить за обслуживание прибора учета, оправдывая это отсутствием экономии. Есть факты, когда КТЭК просто не мог передать документы (акт приема-передачи и техдокументацию) жильцам из-за отсутствия старшего по дому, а ПКСК отказывались брать на свой баланс оборудование, требующее дополнительных затрат. Работа с населением и кооперативами привела к тому, что по факту к началу отопительного сезона лишь 20 домов не заключили договоры на обслуживание теплосчетчика. Без договора с сервисной организацией, которая подтвердит исправность оборудования, КТЭК будет начислять плату по тарифу, а не фактическому потреблению. Среди них большая часть просто отказалась от дальнейшей эксплуатации прибора учета.

Не экономите

Если говорить об экономии, то в теплокомпании отмечают, что по львиной части многоквартирных жилых домов она была. Где-то большая, где-то меньшая. Многое зависит от грамотного управления, как самим прибором учета, так и наличия или отсутствия теплого пола и дополнительных секций радиаторов, отапливаемых площадей в том или ином доме. Переменных много. В ответ потребители озвучивают претензии в части дороговизны обслуживания теплосчетчиков: около 40 тыс. тенге ежегодно за обслуживание и раз в четыре года поверка, которая сегодня уже стоит более 100 тыс. тенге. Чем меньше в доме квартир, тем выше эта нагрузка на каждого жильца.

Возникшая ситуация настораживает как теплокомпанию, так и власти города. Рост платежей приведет к росту задолженности за услуги отопления, как самой большой статьи коммунальных расходов. В Костанайской области отопительный сезон длится семь месяцев с октября по апрель включительно. По данным теплокомпании, на начало отопительного сезона общая задолженность потребителей перед КТЭКом составляла около 700 млн тенге. Почти 60% из них – долги населения. На сайте теплокомпании вывешены списки злостных неплательщиков, каждый их которых должен не менее 50 тыс. тенге, у многих эти цифры переваливают за 500 тыс. тенге.

Юристы отмечают, что отопление – это услуга, которую нельзя отключить для одной конкретной квартиры, чем и пользуются должники. Вместе с этим нет возможности объединить все счета за коммунальные услуги в одну базу и за долги перед теплокомпанией, отключать потребителя от, скажем, электроэнергии. Проблема в том, что среди коммунальных предприятий не только компании квазигоссектора, но и частные организации. Все это затрудняет работу с должниками всем игрокам рынка коммунальных услуг.

Сохранить тепло

Несколько иная ситуация с прибора учета тепла в секторе юрлиц. Высокие тарифы вынуждают эту категорию потребителей идти на различные ухищрения для экономии тепла.

Таблица. Утвержденные тарифы на тепло с 1 апреля 2020 года (тенге/гигакалория)

Карантин и вынужденные простои во второй половине отопительного сезона 2019-2020 годов значительно ухудшили ситуацию с платежами. С непростом положении оказались владельцы торговых домов, которые не могли отказаться от отопления зданий и понесли чистые убытки. Как признали в теплокомпании, со многими сегодня проведены переговоры и составлены графики погашения задолженности, которая в сравнении с осенью 2019 года выросла на 64%.

Изучая вопрос использования теплосчетчиков юрлицами, узнала, что именно в этом секторе сегодня активно развивается мода на АТП – автоматические тепловые пункты. Это «надстройка» на теплосчетчики, которая не просто считает, а регулирует температуру, давление в сети в зависимости от погодных условий. Практика показывает, что АТП позволяет при грамотной эксплуатации, экономить еще до 15-20% тепла. Если сравнить эти показатели с точкой отсчета, то теплосчетчик и автоматический тепловой пункт вкупе способны почти вдвое снизить расходы на обогрев зданий.

«Средняя экономия по году зависит от расположения здания относительно котельной. Играет роль и то, были ли проблемы с отоплением, насколько хорошо следили за системой, насколько в здании было тепло или жарко. Если в здании были холодные зоны, а мы когда приходим, их устраняем, то часть высвобожденной энергии идет на обогрев этих зон. Если мы говорим о Костанайской области, где открытая система отопления, 15-20% экономии с АТП очень реальны. В жилых домах экономия меньше за счет круглосуточной работы системы отопления», – говорит разработчик запатентованной и применяемой в нескольких регионах Северного Казахстана схемы комплектации АТП Федор Губенков.

Показательный пример

Эта компания помогла реализовать в 2019 году Костанайской области проект «ЭнергоЭффект», профинансированный Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Глава ОФ «Перекресток» Алексей Куликов стал автором и разработчиком этого проекта. Необходимое оборудование установили для двух социальных организаций: колледжа в Костанайском районе и здания, принадлежащего рудненскому обществу инвалидов.

За один отопительный сезон колледж сумел сэкономить на отоплении почти 1,5 млн тенге. Этому способствовала и некоторая модернизация схемы отопления, на которую по заявке учебного заведения из бюджета выделили около 8 млн тенге. Еще около одного млн тенге было затрачено на установку самого оборудования и его отладку в рамках проекта ГЭФ.

Если говорить об обществе инвалидов города Рудного, то здесь экономия за сезон составила около 400 тыс. тенге. Сумма меньше за счет того, что к системе отопления был добавлен гараж СТО общественного объединения площадью 300 квадратных метров. Раньше это помещение не отапливалось, и зимой люди работали в холоде.

Алексей Куликов подчеркнул, что по ходу реализации проекта владельцам обоих зданий были дан рекомендации по утеплению. И если в случае с колледжем это больше касалось самой системы отопления и ее комплектации, то в случае с обществом инвалидов речь шла больше о замене некоторых окон, создании тамбура при входе здания для сокращения теплопотерь.

Сегодня вопрос установки АТП в жилых домах актуален, потому что для многих вопросы холодных и жарких квартир в одном подъезде актуален. Внутридомовые системы несбалансирован: есть холодные зоны, высокие теплопотери, нарушенная система теплоснабжения из-за монтажа некоторыми жителями теплых полов и т.д.. Именно этот фактор (несбалансированность) может быть причиной отказа потребителей от теплосчетчиков.

Решить вопрос в нынешних условиях (законодательство, отношение потребителей к собственному имуществу, низкое доверие ПКСК и теплокомпании в целом) не представляется возможным. Специалисты признают, что переход на ОСИ (объединения собственников имущества), особенно если его будут проводить в добровольно-принудительной форме, приведет лишь к увеличению проблемных домов и ухудшению состояния жилого фонда на вторичном рынке жилья.

Татьяна Шестакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Готовы ли казахстанцы управлять своим жильем?

Новая реформа в ЖКХ уже дает сбои.

11 Октябрь 2020 08:18 9667

На смену так и не ставшими популярными КСК среди горожан должна прийти новая структура – объединение собственников имущества (ОСИ). Правда, если эти самые кооперативы, плохо или хорошо, за эти годы научились решать вопросы подготовки жилья к зиме, уборки территории и прочее, то теперь эту науку придется осваивать самим собственникам жилья. Насколько им это по силе, разбирался корреспондент Павлодарской области Inbusiness.kz.

Их пример – другим наука?

Год назад один из жилых домов Павлодара – стандартная трехподъездная пятиэтажка вышла из КСК. Как рассказала Inbusiness.kz глава по дому Роза Аубакирова, расстаться с обслуживающей организацией подтолкнули извечные проблемы: худая крыша, плохая подготовка коммуникаций к зиме.

«Если требовалось отключить воду по стояку для проведения ремонтных работ, то ее не было во всем доме, т. к. задвижки и вентили не работали. Посовещались и решили от них отделиться. Когда встал вопрос, кто возглавит дом, попросили меня, поскольку я на пенсии и есть свободное время», – говорит она.

За год без КСК жильцы отремонтировали все коммуникации в подвале, затратив на это более 2,3 млн тенге. На следующий год планируют взяться за крышу дома и обновить фасад. В конце сентября вокруг дома высадили 60 деревьев, по числу квартир, разбили цветники. А на День пожилых людей проживающим в доме пенсионерам сделали подарки.

На какие средства создаются эти блага. На те отчисления, которые прежде уходили в бездонный карман КСК, часть средств собирали дополнительно после составления сметы.

«У нас остался прежний тариф – 20 тенге за квадратный метр. Это значит, что семья, проживающая в двухкомнатной квартире, вносит 1300 тенге, в четырехкомнатной – 2300 тенге. В месяц собираем по 100 тысяч тенге, из которых 38 тысяч тенге выплачиваем дворнику и техничке в одном лице. Она убирает двор и два раза в месяц моет подъезды. По десятке иногда отдаем жильцам, которые привлекаются для работ, например сварка или замена труб в подвале. Я, как старшая по дому, освобождена от этого платежа. Впрочем, эта вся моя привилегия на данной должности», – говорит Роза Аубакирова.

Она действительно не получает никакой заработной платы за свой ежедневный труд. Это скорее привычка советского человека: сначала общее дело, а потом личные интересы. Вот и она решила, что пенсии ей хватит. Да и хозяйство, доставшееся в наследство от КСК, не позволяет что-то брать из общих сборов. Повышать же стоимость за квадратный метр старшая по дому считает мерой непопулярной. Во всяком случае, на сегодня. Все вопросы, касающиеся дома, обсуждаются в общем чате. Сегодня здесь нет никого, кто бы уклонялся от оплаты.

«В КСК особенно над этим не работают. Главное, собрать себе на заработную плату, а все остальное уже никого не касается», – уверена старшая по дому.

Что касается создания ОСИ, здесь пока не спешат. Приглядываются, собирают информацию. По сути, они уже работают по новой системе, лишь без регистрации в юстиции и счета в банке.

Как это работает?

Авторы поправок к законодательству по вопросам ЖКХ были уверены, что уже к 1 июля текущего года новшество широко разойдется по стране. Не случилось. Причин несколько. Главная, на которую ссылаются чиновники на местах, – пандемия, которая не позволяла проводить собрания. Не стали подспорьем в этом вопросе и КСК: кто же добровольно откажется от куска хлеба с маслом. И, наконец, инертность населения, которому, по большому счету, все равно, кому платить деньги, лишь бы все работало и никто не беспокоил. К сожалению, таких, как тетя Роза из Павлодара, единицы. Никто не хочет взваливать на себя это бремя, тем более бесплатно. Если говорить о заработной плате, то этот вопрос решается коллегиально жильцами дома, но она должна быть не меньше минимальной заработной платы. Возможно, поэтому пока в стране зарегистрировано, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, только 145 ОСИ. Причем в основном это в Алматы и Нур-Султане. Идут на это те, кто давно и категорически разочаровался в своих КСК.

По информации министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, процедура регистрации дома проводится до создания ОСИ или простого товарищества. После того, как собственники примут решение о создании новой структуры и изберут управляющего домом, последнему необходимо выполнить целый перечень мер. А именно, сформировать список собственников квартир, нежилых помещений и заключить с ними договоры; открыть текущий и сберегательный счета в банках второго уровня, ранее накопленные средства жителей на счету КСК при создании ОСИ перейдут на новый счет; заключить и исполнить договоры об оказании услуг с субъектами сервисной деятельности и многое другое. К слову, о сервисных компаниях. На сегодня их можно по пальцам пересчитать. Так что, придется побегать в поисках тех, кто мог бы заняться уборкой территории, сантехническими работами и прочее. По мнению заместителя руководителя отдела жилищной инспекции Павлодара Нурлана Рашитова, большое количество сервисных компаний появится тогда, когда на них будет спрос.

В случае, если жильцы дома откажутся от создания ОСИ, вернее, не найдется человек, готовый взяться за эту работу, им будет необходимо привлечь управляющего домом или управляющую компанию. И тут как раз их и будут поджидать нынешние руководители КСК, которые должны быть реорганизованы до 1 июля 2022 года. Как говорится, на ловца и зверь. В любом случае, жильцам придется сделать этот выбор. 

О новых тарифах
О том, что они увеличатся, не стоит и сомневаться. Это сегодня павлодарская тетя Роза добровольно отказалась от заработной платы. Но если она решит снять с себя полномочия и на ее место придет другой, то он точно не будет работать бесплатно. Минимальный оклад его устроит только в случае, если у него имеется основанная работа. Многие захотят заработную плату повыше. И это нормально, за одно общение с жильцами дома по любому поводу необходимо за вредность платить. Увеличатся и эксплуатационные расходы, если жильцы сами не захотят взять на себя выполнение тех или иных работ, то им придется заключать договора с сервисными компаниями, а те мелочится не будут. Спрос рождает цену. Возможно, мы еще не раз вспомним про КСК, но уже не только в непечатных выражениях.

Впрочем, всякое новшество воспринимается критично. Да и жильцов никто не спрашивал, когда принимались поправки в законодательство. Впрочем, казахстанцы пережили уже ни одну жилищную реформу, переживут и эту.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!