Кому выгодны мусоросжигательные заводы в Казахстане?

6958

Сразу в нескольких городах страны правительство решило построить мусоросжигательные заводы.  

Кому выгодны мусоросжигательные заводы в Казахстане?

Своим мнением по поводу строительства  заводов в шести регионах страны  с inbusiness.kz поделился председатель казахстанского экологического альянса "Байтак Болашак" Азаматхан Амиртай.

– Азаматхан Сайлауович, на днях министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев сообщил, что пул инвестиционных проектов включает и строительство мусоросжигательных заводов Waste to Energy в городах Нур-Султане, Актобе, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Караганде и Алматы. Это же идет вразрез с планами по экологии или нет?

– Да, летом нынешнего года на площадке АО Коrem проведены аукционные торги по отбору проектов по энергетической утилизации отходов. Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК был представлен суммарный объем закупаемой установленной мощности 100,8 МВт. Победителем определено ТОО Waste Energy Kazakhstan. Общая сумма проекта около $300 млн долларов.

За счет сжигания мусора будет производиться  электроэнергия. Государство определило тариф 172,71 тенге за киловатт в час (без НДС). И окажет поддержку, то есть подведет всю инфраструктуру и будет покупать вырабатываемую электроэнергию по данному тарифу в течение 15 лет.

Это технология конца 90-х – начала 2000 годов. В Европе она использовалась в прошлом. Конечно, сейчас развитые страны работают по другой, улучшенной технологии.

У них раздельный мусор, развита экологическая культура, мусор изначально уже из дома разделяется, сортируется и вывозится. После перерабатывается. Пластика, бумага отдельно, остатки еды отдельно используются для корма животным. У нас морфологическая составляющая мусора настолько разнообразная.  Мы же все в одну кучу кидаем, и одна машина забирает и все. Поэтому избрана эта технология и строится  шесть заводов.

Но данная технология очень и очень сложная. Когда Waste to Energy внедряли в европейских странах, там были тщательная сортировка мусора, специализированные машины для сбора каждого вида отходов  и дальнейшая переработка. Это единая система, вся экосистема должна работать. Все это закладывается в тариф, который отразится на населении. Например, в европейских странах тариф примерно 1,5 евро. В Алматы  это тоже есть, граждане платят, допустим,  640 тенге. Но почему-то до конца не отрабатываются вопросы правильного сбора мусора, сортировки. Сортировка обязательно должна быть, но насколько это все будет проработано? Это тоже непонятно. Если взять, допустим, российский опыт, там тоже хотели эту технологию внедрить, но они не смогли. Россияне были недовольны и пилотный проект с немцами запустили.

Реализация, окупаемость – главный вопрос. И еще. Высокотехнологичные заводы без специалистов строить невозможно.  В Казахстане нет специалистов по W2E.

– Насколько мне известно, это очень вредное производство…

– Конечно, я с вами согласен. До сжигания сортировать отходы просто обязательно. Без сортировки, представьте, вдруг внутри мусора будет взрывчатка?  Начнут сжигать, и все взорвется. Я вот не знаю, как на такое пошли и приняли подобное решение. Завтра, если что-то произойдет, кто будет отвечать? Повторюсь, выбрана очень сложная технология. Не понимаю, почему с нами, экологами, не согласовали, прежде чем выносить это решение? Как наши чиновники ничего не боятся и делают такое?

Конечно, инвестор ничем не рискует, государство создает условия, гарантирует покупать электроэнергию по высокому тарифу. Это огромные деньги, учитывая, что у нас на сегодня киловатт/час электроэнергии стоит 20 тенге. За 15 лет они пять раз окупятся. Это вообще какое удобство им сделали. Страна бедствует, и такие расходы...

Курирует проект Светлана Коротенко, экс-гендиректор ТОО "Оператор РОП". Она не резидент Казахстана, а гражданка Украины. Именно она привела компанию Waste to Energy. Вот что творится. А завтра что-то взорвется, кто отвечать будет? Все убегут.

Мы, общественники, будем внимательно наблюдать за всем этим. Посмотрим.

– А были какие-то другие предложения?

– Да, мы предлагаем другую технологию, разработанную учеными карагандинского  института. Они изобрели новую, намного безопасную технологию сжигания мусора, которая стоит в 10 раз дешевле. Но почему-то выбрали, как сказали, эту технологию, а компанию назвали казахстанско-испанской  (ТОО Waste Energy Kazakhstan, руководитель Амадо Гарсия Диего. Компания зарегистрирована 13 февраля 2019 года. – Авт.). Хотя мне звонили испанцы, представители крупнейшей компании, специализирующейся на сжигании мусора, и спрашивали по этому поводу, отметили что не знают такую компанию. Я сказал, не знаю, у нас все закрыто, в курс не вводят. Самое главное, как эколог, я не знаю, что там внутри. Нам лишь говорят, что  испанская технология лучше.

С таким высоким тарифом успех обеспечен, на W2E инвесторы в очереди стоят. Есть инвесторы, к примеру корейцы, они готовы проект реализовать по более низкой цене. Также к этому готовы инвесторы из Италии, Германии, но почему-то они выбрали тех.

Но допустили эту компанию. Хоть президент запретил выдавать госгарантии, но есть разные пути их выдачи, вот такой хитрый ход сделали.

– Получается, с общественностью согласования не было?

– Нет. Хотя мы же в интересах государства должны действовать, чтобы  в убытке не быть, это же народные деньги. Когда 30% народа бедствует, как такое решение принимают?

Не знаю, куда мы идем, за страну переживаю. Ранее $30 млрд долларов  инвестировали в программу форсированного  индустриально-инновационного  развития РК, ни один завод сегодня не работает. Боюсь, как бы и здесь также не получилось. На $300 млн долларов сейчас государство возьмет обязательства, а дальше что будет, я не знаю.

Жанар Асылханова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться