Комуслуги в Астане "пустили" через один банк

202

Монополизация сбора коммунальных платежей возмутила столичных граждан.

Комуслуги в Астане "пустили" через один банк Фото: inbusiness.kz

Жители Астаны возмущены действиями ТОО "Астана-ЕРЦ", осуществляющего сбор платежей за коммунальные услуги. Как ранее писал inbusiness.kz, компания практически доминирует на столичном рынке услуг по сбору платежей, которыми пользуются большинство компаний-поставщиков услуг ЖКХ, за которые в конечном счёте платят через тарифы жители города.

14 ноября 2025 года "Астана-ЕРЦ" уведомила потребителей о том, что платежи по квитанции за комуслуги можно осуществлять только через мобильное приложение Kaspi одноимённого банка. Отмечалось, что это временные меры.

"В связи с техническими неполадками оплата через другие банки и платёжные системы временно недоступна. Мы прилагаем все усилия для скорейшего подключения абонентов к обслуживаемым их банком. О результатах работы будут сообщены дополнительно", – отметили в компании.

Возмущение потребителей

В соцсетях астанчане, привыкшие пользоваться удобными конкретно для них банковскими приложениями для оплаты комуслуг, восприняли эту новость крайне негативно и возмутились подобному ограничению их прав. И отмечают, что их лишили возможности оплаты через те банки, которые начисляют кэшбек при оплате услуг и покупок. В Instagram-аккаунте ТОО "Астана-ЕРЦ" горожане оставили множество комментариев:

"Это что за самоуправство? Почему и кто позволил? Надолго это? Временно или затянется? После 25 числа блок снимете?".

"Мы имеем право платить через любой удобный нам банк".

"А это не противоречит Конституции?! Право выбора учебного заведения, право выбора оператора, право выбора банка!!!".

"Сперва восстановите другие банки, где есть кэшбек! А потом требуйте оплату тогда! А то все в одни ворота, как всегда!".

"Странное объяснение по техническим причинам. Чем Kaspi отличается от других банков? Объяснение одно – Kaspi bank теряет популярность и значит доходы. Вот и решил таким некрасивым образом подсобрать деньги. Вам "Астана-ЭРЦ" по сути без разницы, откуда поступают платежи, главное, что платят. Значит, дело в другом?".

Часть пользователей соцсети призвала антимонопольный орган провести проверку действий ТОО "Астана-ЕРЦ" на предмет возможного нарушения законодательства о конкуренции.

"Принуждение потребителей к оплате квитанций за коммунальные услуги через единственный банк недопустимо. Просим разобраться в вопросе в срочном порядке, так как оплата после 25 числа грозит начисление пени", – отмечается в одном из комментариев.

У двух структур есть общие акционеры

Ситуации с ограничением одним банком потребителей комуслуг Астаны предшествовала продажа  ТОО "Астана-ЕРЦ" совладельцу Kaspi bank Вячеславу Киму. Его компания "Алсеко", владеющая долей "Астана-ЕРЦ" в размере 7,75%, докупила оставшиеся 92,25% и полгода назад стала единственным владельцем компании. В итоге теперь у "Астана-ЕРЦ" и Kaspi bank повторяются совладельцы – Вячеслав Ким, лидирующий в списке богатейших бизнесменов Казахстана.

Его компания "Алсеко" обеспечивает обработку коммунальных платежей через единые расчётные центры в различных городах Казахстана, в том числе в Алматы, и теперь в Астане.  Поэтому жители столицы небезосновательно обвиняют компанию "Астана-ЕРЦ" в лоббировании интересов Kaspi bank.

Сделку по покупке "Астана-ЕРЦ" компанией "Алсеко" одобрило агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Данное решение АЗРК после того, как астанчане узнали о том, что не могут оплатить квитанции через любой банк, вызвало возмущение.

"Почему молчите АЗРК? Как вы могли разрешить покупку "Астана-ЕРЦ" владельцу Kaspi Вячеславу Киму? Теперь вот внаглую заставляют оплачивать через Kaspi. Зачем вы нам нужны, если просто хлопаете глазами и не видите слона? Какой смысл вас содержать, если неспособны защитить интересы населения?" – задаётся вопросом пользователь соцсети.

Антимонопольный орган был вынужден отреагировать на массовые запросы со стороны потребителей комуслуг. 21 ноября столичный департамент АЗРК сообщил: "Указанные действия могут привести к ограничению выбора потребителей, созданию преимущественных условий для одного участника финансового рынка и содержат признаки нарушений, предусмотренных подпунктами 10) и 11) статьи 174 Предпринимательского кодекса РК, регулирующими злоупотребление доминирующим или монопольным положением".

Отмечается, что департамент направил ТОО "Астана-ЕРЦ" официальное предостережение о недопустимости действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

"Департамент также обращает внимание на то, что субъекты, занимающие доминирующее или монопольное положение на рынке, обязаны обеспечивать равные и недискриминационные условия для всех потребителей и участников рынка", – указывается в заявлении ведомства.

Три банка и пеня

Спустя неделю после введения ограничений "Астана-ЕРЦ" сообщил, что с 20 ноября квитанцию за комуслуги можно оплатить через мобильное приложение Halyq bank, а с 27 ноября – через приложение "Банк ЦентрКредит". Будут ли принимать платежи остальные банки – пока не сообщается.

Потребители комуслуг, не являющиеся клиентами этих трёх банков, заявляют, что в установленный срок – до 25 ноября – просто не смогли оплатить квитанцию.

"Продляйте теперь возможность оплатить! Придёт пеня , нужно подавать в суд. Не у всех была возможность заплатить заранее ", – возмущается житель столицы в соцсетях.

"Не можем оплатить коммунальные услуги "Астана-ЕРЦ". В приложении банка выдаёт, что "проводятся тех работы". Можете, пожалуйста, сказать, будет ли пеня за просрочку по вине поставщика? И когда нам ожидать возобновление приёма платежей?" – интересуется другой потребитель комуслуг.

"Как оплатить? Ничего не работает!!! Телеком звонит, требует оплату и начисляет пеню", – возмущён астанчанин.

"Подключайте остальные банки! Как отправлять своих людей с уведомлением об отключении, так вы первые, а как наладить систему платежей, так не про вас! Монополисты!" – пишет горожанка.

Вопросы астанчан касательно начисления пени компания "Астана-ЕРЦ" в своём Instagram-аккаунте попросту проигнорировала. Этот же вопрос, а также просьбу пояснить причины ограничения потребителей при оплате квитанций редакция inbusiness.kz адресовала руководству компании в своём запросе. Однако несмотря на предоставленные сроки, редакция до настоящего момента не смогла получить ответы на свои вопросы.  

Читайте по теме:

Казахстанцев ждет новый платеж по коммуналке

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться