Конкуренция в оценке геологических запасов снижает расценки

1848

В целом подсчет резервов твердых полезных ископаемых по казахстанской версии KAZRC международного шаблона CRIRSCO менее трудоемок и дешевле учета по стандарту госкомиссии по запасам (ГКЗ).

Конкуренция в оценке геологических запасов снижает расценки Фото: freepik

Конкуренция в оценке геологических запасов твердых полезных ископаемых по казахстанской версии KAZRC (Казахстанская ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и запасах) международного шаблона CRIRSCO (комитет международных стандартов отчетности о запасах твердых полезных ископаемых) постепенно растет в последние годы из-за увеличения количества квалифицированных для этого компетентных лиц. Это снижает расценки на их услуги на фоне многолетних ожиданий перехода от старой советской системы учета по стандарту госкомиссии по запасам (ГКЗ). К такому выводу пришел корреспондент inbusiness.kz, выслушав экспертный комментарий главы Профессионального объединения независимых экспертов недр (ПОНЭН) Казахстана Георгия Фреймана в кулуарах столичной конференции "Повышение инвестиционной привлекательности горнодобывающей отрасли Казахстана", организованной Казахстанской горнорудной палатой.

"Да, конечно, цены снижены. Это для нас крайне невыгодно. Потому что это многофакторно… цены снижаются, и поскольку понятия демпинга у нас вообще отсутствует, могут перебивать друг друга. С одной стороны, конечно, конкурентная среда — это хорошо, а с другой стороны, понятно, что она имеет издержки, и поэтому… планка цены падает. Отчеты по KAZRC, поскольку они менее трудоемки, они по определению дешевле, чем отчеты ГКЗ. И при этом, когда возросло количество участников, цены с переходом на новый стандарт снизились, расширилось число участников рынка, и снижение продолжается. Поэтому как бы это палка о двух концах", – констатировал эксперт.

В беседе геолог подтвердил, что количество членов ПОНЭН в последние годы растет, что расширяет базу для увеличения количества компетентных лиц, имеющих право проводить подсчет и оценку запасов по стандарту KAZRC, родственному австралийскому аналогу JORC.

"Их (квалифицированных для оценки запасов по стандарту KAZRC компетентных лиц. – Прим.) не так много, но мы можем говорить о том, что сегодня их около ста человек, но в 2023 году и уже даже в начале 2024 года (наблюдался. – Прим.) стремительный общий рост численности членов ПОНЭН. То есть сегодня уже у нас там пятая сотня пошла, что для нас, конечно, уже такой обширный потенциал. И в связи с тем, что резко увеличивается численность членов ПОНЭН, сейчас мы большие усилия употребляем на обучение. Потому что понятно – новым практикам проведения геологоразведочных работ надо обучать фактически на постоянной основе, чем мы занимаемся", – добавил Фрейман в разговоре.

Для сравнения, в 2018 году 40 членов ПОНЭН были признаны компетентными лицами, сообщал шесть лет назад inbusiness.kz.

На 20 февраля количество членов ПОНЭН составляло 407 человек, указывается в презентации его руководителя на конференции. Среди них есть как представители казахстанских, так и зарубежных компаний, сказал он в беседе. В 2019-2023 годах комитетом геологии было принято 124 отчета KAZRC, они были подписаны 44 компетентным лицами, уточняется в документе.

Полный переход на стандарт KAZRC с системы ГКЗ для разведочных проектов по Кодексу о недрах предполагался с 2024 года. По добычным проектам, принятым до конца 2023 года, недропользователи могут далее предоставлять отчетность по геологическим запасам в одном из двух форматов на выбор, то есть для старых месторождений с контрактами и лицензиями на добычу ТПИ, выданными до этого года, сохраняется параллельное функционирование госкомиссии по запасам. Такое выборочное регулирование было поддержано в сенате в конце прошлого года. Судя по всему, за этим лоббированием стояли крупные горно-металлургические компании, не желающие тратить дополнительные деньги на оценку запасов по новому стандарту KAZRC по уже истощившимся рудникам, которым осталось доживать несколько лет.

"Дело в том, что сейчас с учетом поправок в Кодекс о недрах и недропользовании для добычных контрактов – там, где был учет по ГКЗ, недропользователь вправе переоценки проводить по стандарту ГКЗ. Хочу обратить внимание на это ключевое слово "вправе". Это означает выбор недропользователя: он может пойти хоть по ГКЗ, хоть по KAZRC. При этом лейтмотивом этой опции, которая сейчас сохранилась, является следующий фактор: мы уже сейчас находимся в такой стадии, когда большой пул старых месторождений, где добыча ведется много десятков лет, находится в стадии доработки, и в такой стадии фактически завершения эксплуатации месторождения бежать из прежнего стандарта в новый стандарт во множестве случаев нет никакого резона, то есть совершенно нецелесообразно", – пояснил Георгий Фрейман.

По его словам, исходя из этого посыла была рождена опция в новой версии Кодекса о недрах, которая разрешает недропользователям выбирать ГКЗ или KAZRC в старых добычных проектах.

"Если им удобно в старом стандарте с учетом того, что по налогу на добычу никакой разницы нет, ну продолжайте, осталось вам там кому 3-5 лет до завершения эксплуатации месторождения. Если вам удобно переходить – переходите. Например, есть такая ситуация по многим старым контрактам на добычу, когда в один контракт включали 3-5-7 месторождений. Ситуация исторически в течение длительного периода добычи на этих месторождениях по разным объектам сложилась разная. И сейчас что происходит – многие недропользователи поступают каким образом: если в прежнем контракте было пять, условно, месторождений, они начинают выделять отдельные объекты, пересчитывают их по KAZRC и переводят с контракта на лицензию, таким образом, разбивая тот общий глобальный контракт на несколько лицензий – так им удобно. И вот эти маневры, которые сегодня с учетом поправок в Кодексе о недрах и недропользовании присутствуют – это как раз и создает определенную гибкость для недропользователей, которые по разным причинам, подчеркну еще раз, находясь в добыче в течение десятков лет, могут принимать решения, которые удобны им", – разъяснил эксперт.

Между тем, по информации Фреймана, такие крупные горнопромышленные компании, как "Казцинк", "Алтыналмас" и "Казахалтын", уже полностью перешли на стандарт KAZRC, принимаемый на казахстанских биржах.

"В пятницу прошедшую я получил официально из "Казахмыса" предложение представить коммерческое предложение на перевод всех добычных объектов "Казахмыса" в KAZRC. И в течение по упомянутому запросу "Казахмыса" до конца 2025 года они планируют все свои объекты перевести в KAZRC", – проинформировал глава ПОНЭН.

Здесь можно предположить, что у медной корпорации пришло время произвести переоценку запасов на объектах, и на перспективу она сделала выбор в пользу нового стандарта KAZRC.

"К этому они ("Казахмыс".  Прим.) двигались целенаправленно, потому что они уже в течение целого ряда лет заказывали аудиты по контролю качества их геологоразведочных работ, которые они проводят. И поскольку они все равно ориентированы уже много лет на получение прироста запасов, у них есть новые геологоразведочные данные, которые сейчас должны быть обработаны как раз в рамках этой объявленной работы с соблюдением требований международных стандартов, чего раньше не было", – подчеркнул Георгий Фрейман в комментарии.

К слову, в 2019 году inbusiness.kz писал, что крупные горнодобывающие компании Казахстана готовы перейти на формат геологической отчетности KAZRC.

Изображение от wirestock на Freepik

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться