Маркировка обуви начала действовать с 1 апреля этого года, передает inbusiness.kz. Тема достаточно активно обсуждалась на Atameken Business с экспертным сообществом еще до введения новеллы. Дискуссия вокруг этого вопроса активизировалась с новой силой после того, как бизнес-сообщество заявило о значительных расходах. В то время как оператор проекта – компания "Казахтелеком" утверждает, что цена вопроса – 3 тенге (стоимость одной марки). В программе "Время говорить" спикеры обратили внимание на опыт Белоруссии и заявили, что маркировка в Казахстане введена только в интересах монополиста.
Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
– Сильно ударило по вам?
Наталья Фролова, представитель марки Joma, Испания:
– Да, значительно. После пандемии вообще в целом цены на обувь поднялись. У нас (в связи с маркировкой обуви. – Прим. ред.) от 15% до 20%.
Данил Москаленко:
– Это с 1 апреля?
Наталья Фролова, представитель марки Joma, Испания:
– Нет, мы маркируем обувь уже два года. Мы ее маркируем, она у нас накапливается, эти марки. Их списывать сложнее. Соответственно, чем больше марок, тем бОльший объем работы на каждого человека. Мне приходится дополнительно нанимать людей. Если раньше я это могла делать одна: заказать обувь, продать обувь, то сейчас мне нужно постоянно дополнительно нанимать людей. Самое главное, что марки долго не хранятся в системе "Казахтелекома", и получается, что я за два дня должна успеть сделать все.
Айнура Кайдарова, независимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:
– Сегодня была свежая новость в СМИ, где у нас в Таразе обнаружили контрабанду сигарет на 5 млн тенге. Сигареты маркируются уже два года. В Костанае на 11 миллионов тенге те же сигареты. Ну где маркировка? Где она вводится? Контрабанда как была, так и идет. Мы, собственно, как бизнес, я, как юрист, настаиваем на том, что ни в борьбе с контрабандой, ни в борьбе с контрафактом, ни в борьбе с теневой экономикой маркировка абсолютно не помогает. Этим, как мы уже говорили, должны заниматься определенные уполномоченные органы, которые получают заработную плату, в основную задачу которых все это входит, и они должны с этим бороться. Но, к сожалению, мы знаем, что в этих органах есть такой порок – коррупция. Почему-то правительство решило, что бесполезно бороться с коррупцией, и они решили это делать руками бизнеса. Недавно на совещании у Жумангарина мы предложили государству выделять деньги в адрес "Казахтелекома". Если "Казахтелеком" говорит, что одна марка стоит 3 тенге, то пусть государство платит 3 тенге за марку, нам выдают эту марку, а мы будем ее наклеивать.
Данил Москаленко:
– Официальные власти заявили – они были здесь у меня в студии до того, как эта маркировка была введена, сказали, что повысились сборы налоговые
Айнура Кайдарова, независимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:
– Это голословно. Я вас убеждаю, потому что мы не видели нигде подтверждающих цифр, документов. Конечно, они сравнивают пандемический период, когда все стояло, и сравнить его, когда пошел шквал товаров. Плюс удорожание по всему миру, цены растут везде, доллар растет, валюта национальная падает – естественно, на почве всего этого им выгодно было сообщить о том, что выросли платежи за счет маркировки. Это абсолютно неверно.
Данил Москаленко:
– Это все проблемы от ЕАЭС? Это ведь оттуда идет вся эта маркировка
Айнура Кайдарова, независимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:
– Знаете, сказать, что это от ЕАЭС... в соглашении четко прописано, что маркировка вводится с учетом интересов государства. Если стране нужно – вводите, с учетом бизнес-процессов, чтобы все это не мешало. Но наши уполномоченные органы, наше правительство побежало впереди телеги быстренько решать вопросы "Казахтелекома". Это честно. Так оно выглядит, так оно есть по факту.
Наталья Фролова, представитель марки Joma, Испания:
– Момент такой, что Белоруссия решила этот вопрос за счет государства. Там полностью государство обеспечило маркировкой. Бизнес ничего не платит. Обувь из Белоруссии уже приходит маркированная по стандартам ЕАЭС. Еще момент по поводу налога: у нас были три года льготные каникулы и налоги бизнес еще не платил. Они начнут платить только в июле.
Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке:
Ранее сообщалось, что в МИИР РК отрицают, что цифровая маркировка обуви повлияет на рост цен.