Контроля за выбросами мусоросжигательного завода в Усть-Каменогорске не будет

4361

В Казахстане нет методики определения опасных ядовитых фуранов и диоксинов, которые будут образовываться при сжигании ТБО – экоактивисты. 

Контроля за выбросами мусоросжигательного завода в Усть-Каменогорске не будет

Перед проведением оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства и эксплуатации мусоросжигательного завода в Усть-Каменогорске департамент экологии по ВКО провел брифинг с жителями города через платформу ZOOM. Основной довод известных в регионе экологических активистов – необходимо рассмотреть альтернативный вариант выбора земельного участка под размещение будущего завода, строительство которого намечено уже на 2022 год, передает inbusiness.kz.

Быть или не быть

Участвовать в брифинге выразили желание больше сотни человек, правда, не все смогли попасть на него из-за ограниченных возможностей приложения. Как отметил руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев, к ним поступило несколько десятков замечаний и предложений от рядовых горожан, общественных организаций по поводу грядущей стройки, инициатором которой выступает ТОО Waste to Energy. Их обобщили и сгруппировали, составили протокол. Они лягут в основу при проведении ОВОС, предусматривающей учет и оценку всех рисков, которые могут нести за собой строительство и эксплуатация этого объекта. Отчет по оценке вынесут на общественные слушания, чтобы жители сами приняли решение, будет ли реализован проект в том варианте, в каком это предлагает инициатор. 

По словам эколога, старшего научного сотрудника Восточно-Казахстанского технического университета Даулета Асанова, по проекту мусоросжигательного завода он сделал несколько замечаний. Первое касалось нарушений скрининговой процедуры воздействия. Этот  проект сразу должен был идти на процедуру ОВОС, говорит Даулет Асанов, что регламентировано действующим Экологическим кодексом. При этом рассматривать документ  ТОО Waste to Energy "О намечаемой деятельности по строительству и эксплуатации завода энергетической утилизации коммунальных отходов Усть-Каменогорска" должен был комитет экологического регулирования, а не департамент экологии, считает активист.

Но самое главное замечание Даулета Асанова касается того, что на участке, который выбрал городской акимат возле полигона ТБО, мусоросжигательный завод нельзя размещать в принципе. Он уверен: городское управление СЭС вполне смогло бы "зарубить" этот проект, но не сделало этого. Дело в том, что мощность завода – 160 тыс. тонн в год. В санитарных правилах по регламентированию размеров санитарно-защитной зоны от 2015 года для мусоросжигательных заводов мощностью от 40 тыс. тонн в год предусмотрена санитарно-защитная зона в 1000 метров. В Усть-Каменогорске от участка, где будет размещен завод, до жилья всего 500 метров.

В миллиард раз опаснее

"Удивляет, как акимат города вообще умудрился этот участок выделить под такой опасный объект. Сжигание отходов противоречит иерархии мер по предотвращению образования отходов, нарушена статья 329 Экологического кодекса. Прежде всего местные исполнительные органы должны направлять свои усилия не на сжигание отходов, а на снижение источников их образования. Они должны предпринять меры, чтобы отходов было меньше. А не в печку совать все подряд", – говорит Даулет Асанов.

По его информации, мусоросжигательные заводы должны строить, эксплуатировать по требованиям, которые разработаны уполномоченным органом – комитетом экологического регулирования. Но таких требований на сегодня нет, а завод планируют ввести в эксплуатацию уже в 2024 году.  Активиста удивляет, как комитет выдвигает этот проект до разработки стандартов. Особенно пугающим выглядит тот факт, что ни департамент экологии по ВКО, ни "Казгидромет" не способны проводить контроль содержания диоксинов и фуранов в выбросах.

"В самом заявлении указано, что эти вещества будут содержаться в дымовых газах мусоросжигающего завода. Более того, в их состав войдут кадмий, мышьяк, свинец. Это приведет к риску неконтролируемых загрязнений, – говорит Даулет Асанов. – В заявлении ТОО Waste to Energy допущена грубая ошибка, они указали ПДК для диоксинов в 0,5 мг на кубический метр вместо 0,5 пикограмм на кубометр. Говоря иначе, диоксин в миллиард раз опаснее, чем его представляет инициатор проекта".

Он резюмировал, что в Усть-Каменогорске и так превышено содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, а мусоросжигательный завод еще больше ухудшит ситуацию. Поэтому реализация проекта в черте города и на этом участке невозможна. Необходимо рассмотреть альтернативные места для проектирования предприятия, считает Даулет Асанов.

Еще один известный в ВКО экологический активист Роман Честных добавил, что большинство госорганов ответили тишиной на реакцию жителей по поводу грядущей стройки мусоросжигаельного завода. Акимат города и вовсе  выделил землю под стройку, не спросив горожан. По его мнению, именно департамент экологии по ВКО пытается показать "в числе немногих госорганов пример "слышащего государства".

Роман Честных убежден: главное, чтобы жители смогли выйти на общественные слушания и изложить все свои основные претензии по проекту.

Альтернативные варианты

"Когда будут ОВОС, отчет, то инициатор проекта обязан объяснить, почему он не рассматривает другие альтернативные варианты размещения мусоросжигательного завода не в селитебной зоне. Как эксперт в этой сфере, предлагаю отказать в расположении завода на участке, который для этих целей выделил акимат. Городская среда не лучшее место для потенциально опасного объекта. Это наиболее яркие яды, которые существуют в деятельности человека. Они опасны своим накоплением в грудном молоке, приводят к уродствам на уровне эмбрионов и запрещены во всем мире".

Несмотря на то, что схема очистки будет позволять их улавливать, в РК нет возможности проводить контроль этих веществ, говорит Роман Честных. На уровне эксплуатации во время случайной или специальной остановки очистного оборудования никто не сможет проконтролировать, что происходит. Завод должен стоять в безлюдной зоне, считает он. В то же время эксперт выразил опасения, что на предстоящие общественные слушания "нагонят служащих", чтобы те большинством голосов сказали "да" проекту в существующем варианте. Он призвал участников брифинга проявить активность и участвовать в общественных слушаниях.

В заключение брифинга Данияр Алиев подчеркнул, что такая встреча с населением через ZOOM стала в Усть-Каменогорске первым диалоговым окном между госорганом и горожанами. Такой формат предусмотрен новым Экологическим кодексом РК, где провозглашены гласность и прозрачность перед общественностью на стадии подготовки к ОВОС. Он выразил надежду, что подобные встречи в будущем году станут постоянными.

Интересно, что на заявление ТОО Waste to Energy по строительству и эксплуатации завода аппарат акима Усть-Каменогорска не предоставил каких-либо конкретных предложений и замечаний для проведения ОВОС. Органы СЭС тоже не дали своих оценок, сославшись на то, что эта работа не входит в их компетенцию. Ертысская бассейновая инспекция сделала замечания по поводу строительства скважинного водозабора для технических нужд завода, необходимости получения соответствующего разрешения, согласно Водному кодексу РК. Областной департамент промышленной безопасности попросил дать ответ о соответствии проекта правовым актам ведомства.  Львиная доля замечаний и предложений поступила именно от общественности.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться