"Брикетированный уголь в Корее поначалу использовали во всех семьях, но сейчас им пользуются лишь деревенские жители или те, кто не может позволить себе центральное отопление", - сообщил abctv.kz один из корейских учредителей павлодарского ТОО "Убунту" Son Seund Mo (Сон Сынг Мо).
Учредителями нового павлодарского предприятия по выпуску брикетированного угля являются два гражданина Южной Кореи (не резиденты) и местный бизнесмен. Общая стоимость вложений на сегодня оценивается в 230 млн тенге, и сумма не окончательная, так как в планах компании - наладить производство специальных котлов под брикетированный уголь в Павлодаре. Сегодня первая партия печей завезена из Кореи, как и все оборудование для производства брикетов. По признанию павлодарского учредителя Бауржана Асанова, на реализацию проекта ушло много времени: "Когда я побывал в Южной Корее три года назад, впервые узнал об этой технологии, подумал, почему бы подобное производство не организовать у нас. Необходимо было найти инвесторов с корейской стороны, с того времени вел переговоры и в этом году мы пришли к единому мнению". Окупаемость проекта, по мнению казахстанского представителя, колеблется в промежутке от трех до пяти лет. Корейцы в этом вопросе более щепетильны и не решились озвучить свою версию.
Основой для брикетированного продукта стал уголь Майкубенского месторождения (Павлодарская область), который дробится и формируется в брикеты по одному и трем килограммам. Из всех примесей добавляется только глина, которая извлекается после сжигания угля с остатками золы. Килограммовые брикеты можно использовать в обычной домашней печи, побольше – в корейских котлах. Суть проекта – в большей отдаче тепла при меньших объемах потребления угля. Правда, любое начинание всегда воспринимается с осторожностью, поэтому новая компания готова пойти на эксперимент, предоставив свои котлы на безвозмездной основе потенциальным потребителям. По словам Бауржана Асанова, порядка 7-ми килограмм майкубнского угля в печи будет гореть в пределах одного часа, а если положить в печь 5 килограмм брикетированного угля, то о печке можно забыть на пять-шесть часов. Теперь о цене. Сегодня тонна обычного майкубенского угля обходится потребителю в пределах 7-8 тысяч тенге за тонну плюс доставка, брикетированного – 11 тысяч тенге за тот же объем. К тому же, брикетированный уголь не имеет срока годности, т.е. его можно закупать и летом. "Думаю, спрос будет. Одно из местных предприятий готово брать у нас ежедневно по 5 тонн угля, наша производительность составляет 90 тонн в смену", - говорит Бауржан Асанов.
По мнению акима области, если корейский котел подтвердит свои экономические показатели при его нынешней цене в 100 тысяч тенге, то его вполне можно применять при строительстве жилья в сельской зоне по госпрограмме, закладывая в проект. "Но для этого необходимо, чтобы производство котлов было налажено у нас в области", - говорит Булат Бакауов.
Что заставило корейцев вложить деньги в казахстанкое производство? "Чистый бизнес: производство печей под брикетированный уголь в Южной Корее налажен, а вот спрос стал падать, да и зима у них с нашей несравнима по срокам и температуре. Чтобы не загубить отлаженный бизнес, выгоднее перенести его туда, где есть спрос",- говорит казахстанский учредитель.
Марина Попова, Павлодар