Коронакризис автомобильному рынку Казахстана оказался не помехой

Коронакризис автомобильному рынку Казахстана оказался не помехой

08:00 05 Май 2021 2407

Коронакризис автомобильному рынку Казахстана оказался не помехой

Автор:

Айнур Омиралина

В 2020 году казахстанский авторынок вырос на 24,2%, а официальные продажи новых автомобилей составили 93 369 единиц. 

Позитивная динамика вполне объяснима. Во-первых, с точки зрения санитарии и гигиены личный автомобиль более безопасен, чем общественный транспорт, во-вторых, вынужденный отказ от путешествий в дальние страны позволил многим семьям накопить на первичный взнос за покупку автомобиля, к тому же все ведущие автодилеры активно используют финансовые инструменты, чтобы клиент мог купить автомобиль в кредит на максимально выгодных для себя условиях.

«Согласно результатам опроса Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), проведенного среди официальных дилеров, продажи новых автомобилей в 2021 году прогнозируются выше уровня 2020 года. Компании настроены оптимистично – половина всех опрошенных планируют продать на 5-10% больше, чем в прошедшем году, почти четверть строят планы продаж на уровне плюс 20-30%. В целом рынок остается на позитивном уровне, более того, этот год обещает быть богатым на новинки», – комментирует Анар Макашева, вице-президент АКАБ.

У казахстанского авторынка есть ресурсы для дальнейшего роста, это подтверждают итоги первых месяцев 2021 года. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в январе официальные дилеры реализовали 8333 новых автомобиля, включая грузовики, спецтехнику и автобусы, что на 54% больше, чем в соответствующем месяце 2020 года. В феврале продажи новых автомобилей немного снизились, но все равно на 33% превысили февральские продажи 2020 года и составили 7466 единиц. В марте 2021 года по сравнению с соответствующим месяцем 2020 года продажи выросли на 21%, до 8362 единиц, а всего в I квартале нынешнего года реализовано 24 161 новое авто, на 35% больше, чем годом ранее.

Как и в прошлом году, абсолютными лидерами рынка являются Hyundai и Chevrolet, на долю которых приходится в общей сложности более 50% от общего объема официальных продаж. За январь-март официальные дилеры продали 6344 автомобиля Hyundai, в результате чего доля бренда составила 26,26% от общего объема рынка. С небольшим отставанием на второй позиции разместился Chevrolet с результатом продаж по итогам трех месяцев 6271 авто и долей рынка в 25,96%. При этом в марте по количеству реализованных автомобилей Chevrolet вышел на первое место, обогнав Hyundai (официальные продажи двух брендов составили 2161 и 1907 автомобилей, соответственно). Замыкает тройку Toyota. Любимый бренд не одного поколения казахстанских автолюбителей сохраняет популярность, хотя по результатам двух месяцев все же уступает лидерам с большим отрывом: за январь-март официальные дилеры реализовали 2959 автомобилей Toyota, а доля бренда в общем объеме продаж составила 12,25%. Для российской марки LADA, автомобили которой сейчас поставляются напрямую из России, а не из Усть-Каменогорска, год начался не очень удачно: 1468 реализованных авто и непривычное четвертое место. С большим отрывом (838 проданных автомобилей) замкнул пятерку KIA.

Непростая ситуация, в которой оказалось в прошлом году восточноказахстанское предприятие «Азия Авто» и, соответственно, холдинг «БИПЭК Авто – Азия Авто», изменила расстановку сил в тройке крупнейших дилеров. Если в январе 2020 года дилерская сеть «БИПЭК Авто» занимала долю в 28,7%, то к концу года уже почти вдвое меньше – 14,4%, а по итогам января 2021 года – 11,77%, в результате чего оказалась за пределами тройки лидеров, которая к концу I квартала нынешнего года после внутренних рокировок выглядит следующим образом: «Астана Моторс», Orbis Auto и Allur Group.

По итогам января три крупнейших дилера заняли в общей сложности 50,8% рынка, и их доминирование не вызывает вопросов: за плечами каждой компании долгие годы работы, понимание рынка, а в активе – козыри в виде самых популярных среди автовладельцев брендов.

Все три компании входят в состав крупных конгломератов, действующих в разных отраслях экономики. «Астана Моторс» является частью Astana Group, которая объединяет предприятия, работающие в автобизнесе и секторе коммерческой недвижимости (сеть ТРЦ Mega и гостиница «Алматы» в южной столице). Группа компаний Orbis Kazakhstan, в которую входит автомобильная группа Orbis Auto, основана в 2001 году и сегодня осуществляет полный спектр услуг в сферах нефтесервиса, нефтехимии, авторетейла, агробизнеса, транспорта, строительства и общественного питания. Бизнес АО «Группа компаний «Аллюр» сосредоточен в сфере автомобильного транспорта и охватывает все ее ниши, от ретейла до производства – группа является акционером крупнейшего казахстанского автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром».

История одного из пионеров казахстанского авторынка, компании «Астана Моторс», берет начало в 1992 году. На сегодняшний день штат компании составляет 3005 человек, в портфеле ведущего дилера представлено 12 автомобильных брендов, включая Toyota, Lexus, BMW, MINI, Jaguar, Land Rover, Subaru, Hyundai, Volvo. По итогам 2020 года продажи «Астана Моторс» составили 26 826 легковых и коммерческих автомобилей. Дилерские центры компании, помимо Нур-Султана и Алматы, работают в Атырау, Караганде, Костанае, Усть-Каменогорске.

В 2020 году на долю компании приходилось 25% рынка новых автомобилей. Доля компании в премиальном сегменте составила 46%, главным образом за счет того, что компания является дилером самых популярных в данном сегменте брендов, в частности Lexus, BMW, Land Rover Range Rover. По итогам I квартала 2021 года доля «Астана Моторс» на рынке новых автомобилей составила 24,3%. Одним из факторов роста стало состоявшееся в прошлом году открытие в Алматы завода Hyundai Trans Kazakhstan. Следует отметить, что самый востребованный на отечественном рынке бренд Hyundai является бестселлером в портфеле компании – по итогам 2020 года «Астана Моторс» продала чуть менее 18 000 авто, а запуск производства в Казахстане позволит удовлетворить растущий спрос, не ориентируясь исключительно на поставки с российских заводов. За первые два месяца нынешнего года завод произвел 3826 легковых автомобилей. В структуре «Астана Моторс» также действует завод по производству коммерческой техники Hyundai Trans Auto, который по итогам января-февраля 2021 года произвел 160 грузовиков и автобусов.

В начале нынешнего года «Астана Моторс» объявила о выводе на рынок двух новых брендов – Genesis, являющегося премиальным суббрендом Hyundai Motor, и китайского бренда Haval, в линейке которого представлены в основном популярные среди казахстанцев кроссоверы и внедорожники. В перспективе компания планирует начать строительство дилерских центров Genesis, а автосалоны Haval на первом этапе будут совместными с Subaru.

Относительно молодая компания Orbis Auto по итогам I квартала занимает вторую строчку в рейтинге дилеров. В 2020 году в дилерских центрах Orbis Auto реализовано 10 603 автомобиля (включая коммерческую и спецтехнику), доля группы к концу I квартала 2021 года достигла 13,89%. Компания вышла на рынок позже своих конкурентов, в 2012 году, но менее чем за десять лет своей деятельности собрала широкий портфель брендов и сегодня представляет на казахстанском рынке Toyota, Nissan, Volkswagen, Mitsubishi, Hyundai, Cadillac, Audi, Porsche, Chevrolet, JAC, а также бренд специальной техники JCB и грузовую технику Hino. В структуре компании работает казахстанско-японское совместное предприятие Hino Motors Kazakhstan, осуществляющее оптовые поставки автомобилей, оригинальных запчастей, гарантийную поддержку, создание и развитие сбытовой и сервисной сети.

Компания постоянно инвестирует в строительство современных дилерских центров и на сегодняшний день имеет, пожалуй, одну из самых разветвленных дилерских сетей. 22 дилерских центра Orbis Auto действуют в Алматы, Нур-Султане, Костанае, Актау, Караганде, Атырау, Уральске, Павлодаре, Шымкенте, Жанаозене. Летом 2019 года группа объявила о выходе на рынок Кыргызстана, объявив об открытии в столице страны, Бишкеке, первого специализированного дилерского центра JCB. Orbis Auto является крупнейшим на сегодняшний день в республике дилером Toyota: по результатам 2020 года на долю компании пришлось 37,4% продаж автомобилей данного бренда.

В 2019 году Orbis Auto инвестировала в приобретение дилерских центров Porsche и Audi, став официальным импортером брендов в Казахстане, за счет чего компания увеличила свою долю на рынке немецких премиальных брендов. В 2020 году продажи Porsche показали рост по сравнению с продажами 2019 года на 56,76%, Audi – на 20,9%. В число премиальных брендов, которые представляет на рынке Казахстана Orbis Auto, также входит Cadillac. В 2019 году компания инвестировала в покупку трех дилерских центров Volkswagen в Алматы, Нур-Султане и Атырау и, таким образом, расширила сеть центров данного бренда. По итогам прошлого года Orbis Auto увеличила свою долю в сегменте легковых автомобилей Volkswagen до 75%, реализовав 1690 легковых авто и 84 единицы коммерческой техники, продажи «народных автомобилей» выросли на 31%. На июль нынешнего года намечено открытие дилерских центров бренда в Алматы и Нур-Султане.

Allur Group, на долю которой в I квартале приходилось 10,6% рынка, является официальным дистрибьютером, производителем и дилером брендов JAC, Ankai, Yutong, Chevrolet, производителем Niva Chevrolet, UAZ, MAN на территории РК. 2020 год компания завершила с долей рынка 7,59%. Сильная сторона основанной в 2003 году группы компаний Allur – автомобильное производство: входящее в состав группы ТОО «СарыаркаАвтоПром» является на сегодняшний день ведущим автопроизводителем республики. Производственная площадка в Костанае заработала в 2010 году, а в конце прошлого года на конвейере «СарыаркаАвтоПром» был собран 100-тысячный автомобиль. В состав группы Allur входит сеть дилерских центров AllurAuto, специализирующаяся на реализации и сервисном обслуживании автомобилей брендов JAC, Chevrolet, Mitsubishi и KIA, в структуре компании представлены, в частности, дилерские центры «Mitsubishi Центр Юг», Allur Auto Almaty, Allur Auto Astana, Lion Auto Center, ZAZ Center Almaty. В штате компании работают свыше 1500 сотрудников.

В портфеле Allur Group преобладают бренды экономсегмента, и на волне наметившегося в последние годы роста спроса на бюджетные модели вкупе с локализацией их производства позиции компании усилились за счет количества продаж. JAC, в частности, показал рост официальных продаж на 217%: если в I квартале прошлого года было реализовано 167 автомобилей данного бренда, то в нынешнем году – 529. Chevrolet, стартовав в прошлом году с довольно низкой базы (в I квартале 2020 года было продано всего 129 автомобилей), бренд выбился в лидеры рынка. В марте нынешнего года входящая в Allur Group компания Allur Motor Qazaqstan стала официальным дистрибьютером KIA в республике, началось формирование сети дилерских центров бренда, расположенных в Нур-Султане, Алматы, Атырау, Актау, Костанае и Шымкенте. К концу года размер дилерской сети планируется увеличить до 17 центров. В планах Allur Group – тесное сотрудничество с российскими автопроизводителями. В марте нынешнего года Allur Group и АВТОВАЗ подписали договор, в рамках которого казахстанское предприятие будет выпускать линейку автомобилей LADA в объемах, необходимых для казахстанского рынка, а сеть автосалонов AllurAuto предоставит услуги по продаже и сервису.

Одним из трендов последних лет является развитие в Казахстане цивилизованного рынка подержанных авто, и все три лидера активно осваивают данное направление, реализуя программы трейд-ин с широким рядом моделей, полным предпродажным техническим обслуживанием автомобилей и контролем за юридической стороной процесса. Клиенты, покупающие подержанные автомобили у официальных игроков, могут рассчитывать на такой же сервис, как тот, который они получили бы при покупке нового авто. Таким образом, лидеры рынка не просто реализуют подержанные автомобили, но вкладывают инвестиции в их обслуживание, чтобы клиенты были уверены в технической безопасности и юридической чистоте транспортных средств.

Все ведущие игроки рынка в прошлом году смогли мобилизовать усилия, чтобы в сжатый период адаптироваться к изменившимся реалиям и запустить онлайн-продажи на то время, пока автосалоны были вынуждены закрыться из-за карантина, и не собираются отказываться от этого инструмента в дальнейшем. И, хотя e-commerce в казахстанском авторетейле пока остается на позиции альтернативного канала продаж, готовность оперативно реагировать на вызовы рынка – качество, присущее всем лидерам.

Айнур Омиралина


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

v-minnacekonomike-rasskazali-o-gospodderzhke-dlya-biznesa-na-2021-god

na-boj-s-golovkinym-v-avguste-pretenduet-nepobezhdennyj-brazilec

jon-isagirre-ostalsya-sedmym-v-generale-tura-romandii

jon-isagirre-podnyalsya-na-sedmoe-mesto-generale-tura-romandii

ayat-vyshel-vpered-v-bronzovoj-futzalnoj-serii-s-aktobe

загрузка

×