В 2020 году казахстанцы каждый день покупали по 111,2 тыс. литров водки и 40 тыс. литров коньяка, передает Inbusiness.kz.
С 2010 годов в Казахстане отмечалось снижение спроса на водку. В 2013 году на внутреннем рынке было продано 73,3 млн литров этого алкогольного напитка. В 2019-м – немногим более 32,2 млн литров. Таким образом, всего за 6 лет спрос на водку в республике упал в 2,3 раза. Тенденция прослеживалась четкая: с ноября 2018 года по март 2020-го включительно спрос на водку каждый месяц оказывался ниже, чем годом ранее.
Но затем спрос стал расти. Казахстанцы стали использовать водку не только для того, чтобы скрасить карантин, но и для изготовления антисептиков. Как итог: в первом полугодии было продано 16,1 млн литров, что на 1 млн больше уровня за аналогичный период 2019-го. А во втором полугодии спрос продолжил расти. По итогам 12 месяцев в республике было продано 40,6 млн литров:
- Это на 8,4 млн литров, или 26%, больше, чем годом ранее.
- В среднем в сутки казахстанцы покупали по 111,2 тыс. литров.
- В декабре было продано 4,86 млн литров – максимальный показатель с августа 2018 года.
Для удовлетворения возросшего спроса производителям пришлось увеличивать выпуск продукции. Отечественные заводы, по официальным данным, выпустили 30,8 млн литров – это на 27,2% больше уровня 2019-го. Вырос и импорт – с 8 млн до 9,8 млн литров. Таким образом, казахстанские производители обеспечили 75,9% всего внутреннего спроса. Правда, на экспорт отправлять оказалось нечего: за рубеж ушло лишь 13,1 тыс. литров против 20,2 тыс. литров в 2019-м.
Спрос на коньяк упал во второй половине года
Водка – не единственный крепкий напиток, продажи которого в 2020 году выросли. Реализация коньяка на внутреннем рынке увеличилась на 5,3%, составив более 14,9 млн литров – это более, чем по 40 тысяч литров в сутки. Из них более 2,6 млн литров было продано в июне: так казахстанцы отмечали снятие карантина. Для сравнения: в декабре 2020-го перед Новым годом продажи коньяка составили 1,33 млн литров, в декабре 2019-го – 1,5 млн литров.
Да и в целом основной сбыт пришелся на первую половину года: по итогам января-июня рост реализации составлял 85% относительно уровня 2019 года. Вторая же половина года, наоборот, оказалась провальной: спрос был значительно ниже, чем в предыдущий год.
Отечественные производители и импортеры делят рынок примерно поровну, причем баланс сил значительно поменялся. Отечественные заводы разлили 10,6 млн литров, что на 9,7% меньше уровня 2019-го. Объем импорта же составил 8,5 млн литров, увеличившись за год в 3,3 раза. Стоит отметить, что значительная часть продукции ушла на экспорт: за рубеж продано 4,2 млн литров коньяка, что в 22,2 раза (!) больше уровня 2019 года.
Продажи пива растут пять лет подряд
Рост продаж пива оказался даже меньше, чем у коньяка: объем реализованной продукции вырос лишь на 3,6%. Но и это неплохой результат:
- Рост продолжается уже 5 лет подряд.
- По сравнению с 2019 годом объем продаж вырос на 35,6 млн литров.
- Среднесуточный сбыт превысил 2 млн литров.
При этом если на продажи водки и коньяка карантин повлиял положительно, то с пивом ситуация обратная. Закрытие кафе (включая летние) привело к тому, что в апреле было продано почти на 20% меньше продукции, чем годом ранее, снижение отмечалось и по совокупным продажам за 4 месяца. Однако после снятия жестких ограничительных мер ситуация стала постепенно приходить в норму.
От роста спроса выиграли отечественные производители: объем производства вырос на 4,4%, составив 693 млн литров – это почти 90% от всех потребностей. Еще 62,7 млн литров (со снижением на 0,5% к 2019 году) обеспечили иностранные производители. То, что не было распродано внутри республики, ушло за границу: экспорт по итогам года составил 15,1 млн литров с ростом на 24,8% от уровня 2019 года.
Казахстанские виноделы потеряли часть рынка
Обычно объемы продаж вина в 1,5-2,5 раза выше, чем у коньяка, но в июне, например, ситуация была обратная: на литр проданного коньяка приходилось около 800 грамм вина. При этом в первом полугодии было продано в общей сложности 15,3 млн литров вина, что стало минимальным значением за 3 года. Полностью восстановиться не удалось и по итогам второго полугодия. В 2020 году казахстанцы купили 30,1 млн литров – это незначительно (на 10,3 тыс. литров), но все же меньше, чем в 2019 год. При этом снижение спроса отмечается второй год подряд.
Около 60% всего внутреннего спроса обеспечивают отечественные производители. В 2020 году они разлили в общей сложности 19,8 млн литров, что на 3,4% меньше уровня предыдущего года. Недостающие объемы "добили" импортеры – 10,4 млн литров с ростом на 7%.
Алексей Никоноров
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!