Костанай пробивается на юг Казахстана, минуя столицу

1690

Дорогу Жезказган – Петропавловск через Аркалык начали ремонтировать, чтобы обеспечить транзит с юга страны кратчайшим путем. Водители смогут сократить путь минимум на сотни километров.

Костанай пробивается на юг Казахстана, минуя столицу Фото: Евгения Ермакова

Трасса Жезказган – Петропавловск через Аркалык, считают специалисты, не только даст Костанайской области толчок развития, но и укрепит межобластные связи, сообщает inbusiness.kz

Путь на север

Сегодня из Кызылординской области в Костанай едут либо через Карабутак, а это более 1600 километров, либо через Шымкент, Караганду, Астану. И здесь речь уже о 2600 километрах.

После завершения ремонта дорога из Кызылорды через Жезказган и Аркалык в Костанай, по расчетам специалистов, составит всего 1385 километров.

После ремонта трассу, которая до недавнего времени на отдельных участках была грейдерной, покроют двумя слоями асфальта. Для движения она станет не только более удобной, но и безопасной.

В областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол" (КАЖ) отметили, что к ремонту трассы от границы Улытауской области  до Аркалыка приступили в 2023 году. В планах восстановить покрытие 83 километров дорожного полотна до конца 2025-го. Это будет дорога третьей технической категории, но в хорошем состоянии. Здесь же заменят 57 водопропускных труб, чтобы обеспечить стабильный трафик и в паводковый период.

"Эти 83 километра мы разбили на три участка. Ремонт первых 22 километров ведет ТОО "Алюминстрой". Они же выиграли лоты по замене 32 водопропускных труб. Еще четыре лота по ремонту дороги и замене труб мы разыгрываем. Дважды никто не выходил на конкурс. Здесь очень сложная логистика. В третий раз кандидаты появились", – отметил директор облфилиала АО "НК "КазАвтоЖол" Андрей Горват.

На территории Улытауской области и СКО дорогу Жезказган – Петропавловск также ремонтируют. Антикор на территории Улытау выявил дефекты в рамках контрольного объезда с участием специалистов Национального центра качества дорожных активов. Подрядчик устранит недочеты.

Участок, расположенный на территории Костанайской области, тоже восстанавливают не без огрехов. Специалисты КАЖ отметили, что их не устраивают темпы работ подрядчика, хотя время пока есть.

Дорожные расклады

До конца 2025 года также планируют завершить ремонт участков дорог от Узунколя до границы области и от Сарыколя, также до границы области. В первом случае дорога обеспечит выход на Петропавловск, во втором – на Кокшетау.

Степень готовности этих участков разная. Дорога от Узунколя до Троебратного (в сторону границы с Северо-Казахстанской областью) уже частично готова. 70-километровый отрезок поделили на три участка, на двух из которых уже активно ведут работы ТОО "Ван" и ТОО "Костанай Жолдары".

В общей сложности на 21 августа здесь заасфальтировали 13 километров. До конца года здесь ждут завершения работ на одном из участков ТОО "Костанай Жолдары" полностью – речь о 30 километрах. Они же в ближайшее время приступят к работам на третьем участке дороги протяженностью 17 километров. У ТОО "Ван" успехов меньше. Из 23 км они покрыли асфальтом лишь 5,3 километра. Судя по анализу портала госзакупок, подрядчик получил довольно большой объем работ на дорогах местной сети. Отсюда, возможно, слабая активность на трассах республиканского значениях.

С дорогой Сарыколь – граница СКО (через Рузаевку) сложнее. В районе села Севастополь до сих пор стоит вода. Она подпирает дорогу, и подрядчик не может начать активную работу. Да, речь всего о пяти километрах из подлежащих ремонту 28 км, но подрядчик как раз пошел от Сарыколя. Здесь также работает ТОО "Ван".

Мост взаимопонимания

В планах облфилиала КАЖ строительство нескольких мостов. Один из них даст начало строительству объезда города Рудного. Технико-экономическое обоснование уже разработали. Идет изучение возможных финансовых моделей. На уровне министерства обсуждают даже ГЧП. Как отметил директор облфилиала Андрей Горват, все движется к тому, чтобы уже в 2025 году начать строить.

Другой проект потребует соглашений на межправительственном уровне. Речь о дороге Житикара – Бреды через поселок Мариинский (РФ). Проблема в том, что на нейтральной территории здесь низина. В период паводка границу в этом месте пройти невозможно, пункт пропуска закрывают.

Вопрос строительства моста требует согласованных действий Казахстана и России. Тему дорожники и местные власти обсуждали с депутатом мажилиса Альбертом Рау во время его приезда в регион в первой половине августа. Если вопрос решат, то дорогу от Житикары до границы с РФ отремонтируют.

В этом году ведут ремонт до села Чайковское. Здесь грейдер, так же, как и на трассе Жезказган – Петропавловск, переводят в категорию асфальтированных дорог.

Выставить знаки

Ремонты на периферии Костанайской области немного отвлекли внимание от центральной ее части. Хотя на подъезде к Костанаю сегодня сильно разбиты примерно километр-полтора покрытия. Делать ремонт этим летом пытались, но в рамках латания дыр. Выбило их, учитывая сильные и регулярные дожди, довольно быстро.

В "КазАвтоЖоле" на вопросы корреспондента inbusiness.kz о безопасности движения пообещали выставить знаки ограничения скорости. В июле они появились, но временные, и после завершения ямочного ремонта их убрали. Теперь до весны на самом разбитом участке практически на въезде в город скорость ограничат 40 км/ч.

Дорогу Костанай – Рудный обещают пройти средним ремонтом уже в 2025 году, постелив два слоя асфальта. Подрядчик – ТОО "АБЗ плюс".

На проекты облфилиала "КазАвтоЖола" по ремонту дорог на ближайшие два года выделили более 43 млрд тенге. Не разыграли лишь 7,4 млрд тенге по ремонту дороги Жезказган – Петропавловск. В ближайшее время ждут завершения конкурса.

Затянутость процедур объясняют просто – деньги пришли поздно. В нацкомпании нашли новый источник финансирования в лице Банка развития Казахстана. Еще в начале года о таких суммах не было и речи.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться