На площади перед костанайским областным акиматом раскинулись ряды торговых палаток. С раннего утра участники ярмарки-выставки начали завозить свой товар, сообщает inbusiness.kz. В длинном перечне товаров hand-made изделия, ювелирные украшения, экотовары, одежда, корпе, деревянная посуда, национальные сладости, кисломолочная продукция, включая сыры, и многое другое.
Конечно же, предлагаемый продукт можно было продегустировать, примерить, пощупать и даже сделать заказ. Разнообразие приятно удивляло посетителей, а участники говорили о понятном и комфортном взаимодействии с организаторами.
Среди участников оказалось немало гостей из самых разных районов Костанайской области. Глава крестьянского хозяйства Амангельдинского района Сагадат Саугарин привез как молочную продукцию, так и мебель. В своем небольшом хозяйстве он открыл столярный цех по изготовлению мебели. Для семьи это побочный доход и возможность дать работу односельчанам. Главным делом мужчина считает животноводство и переработку молока.
Его семья в 2012 году переехала в аул, купив КРС по программе "Сыбага". Поголовье с 24 голов за эти годы увеличилось почти до 200. В хозяйстве появились лошади, а также бараны. Часть скота крестьянин также купил по госпрограммам.
"Такие выставки – это реклама для нас. Но, помимо этого, нам в хозяйство многое нужно. Сейчас изучаем вопрос производства кумыса. Хотим начать работать в этом направлении, расширять переработку коровьего молока", – рассказал глава КХ Сагадат Даугарин.
Мужчина отметил, что опыт коллег по цеху важен, а на таких ярмарках можно обменяться мнениями.
Времени участники ярмарки не теряли, сновали между прилавков, обменивались товарами, искали клиентов и поставщиков. Для многих этот процесс уже привычен. Алия Абдрахманова владеет теплицей, где выращивает рассаду овощей и цветов. Цветов, конечно, больше. Молодая женщина рассказала, что за месяц они продали все. Рассада овощей, а это 10 тысяч корней, вообще разошлась за три дня. На ярмарке цветы для посадки на улице также быстро расходились.
"Мы сейчас думаем о второй теплице. Первую строили на собственные деньги и с помощью потребительских кредитов, когда потратили все сбережения. Сейчас ищем приемлемый вариант льготного займа. Да, есть предложения под 4-6% годовых. Но в каждом отдельно взятом случае речь идет о разных условиях. И это всегда залоговый кредит. Но нам 5 млн тенге будет недостаточно. Чтобы построить теплицу, нужно как минимум втрое больше средств. Потому пока думаем, в том числе над тем, как увеличить сезон нашей работы. Все-таки рассада – сезонный бизнес", – поделилась предпринимательница.
Для Костаная, где ежегодно высаживают миллионы корней однолетних цветов, идея их выращивания однозначно не избита. Конкуренция есть, но на рынке можно занять свою нишу и быстро найти клиентов. Опыт Алии Абдрахмановой то подтверждает. Она рассказала, что потребительский кредит на строительство первой теплицы они уже погасили.
Тема расширения бизнеса звучит из уст многих участников ярмарки "Одно село, один продукт". Немало среди них тех, кто уже переступил 50-летний рубеж. Причем возраст не стал для них непреодолимым барьером, скорее стимулом. Ирина Токарева в свои 50 научилась делать сыр, пройдя один из мастер-классов по сыроварению, что организовывала Региональная палата предпринимателей. Сегодня в довольно удаленном от городов области селе Бурли Карабалыкского района изготавливает молодые сыры.
Сырье покупает у своих односельчан. Говорит, что, когда год назад решила создать бизнес, пару месяцев потратила на поиск нужного молока. Сегодня перерабатывает 60 литров ежедневно, производя шесть килограммов сыра. Но работать на холодильник уже не получается. Запаса продукции, по большому счету, нет.
"В самом начале были проблемы с реализацией, но я пыталась попадать на все районные ярмарки. Везде выставляла свою продукцию, создала даже чат в месенджере. Сегодня уже прошу людей делать заказ за несколько дней, чтобы успеть подготовить нужный объем нужного сыра. Вот и односельчане стали приходить, предлагать свое сырье. Теперь думаю над расширением", – поделилась Ирина Токарева.
Каждый предприниматель, даже начинающий, даже из удаленных сел Костанайской области, говорит о том, что за качеством люди готовы ехать. За качество потребитель готов платить. Клиенты у костанайских сельчан есть не только в городах области, но и в столице. А ведь зачастую речь идет о подсобных хозяйствах, которые, объединяя усилия, создают достойный продукт.
Видимо, по привычке участники ярмарки ищут партнеров и на ярмарке. И если ранее главной целью проекта "Одно село, один продукт" было развитие женского предпринимательства, то сегодня речь скорее об объединении жителей отдельно взятых сел. Да, среди них немало женщин, но мужчины активно включаются в процесс.