Центральный банк Китая продолжает планомерно девальвировать юань, с начала года нацвалюта КНР обрушилась более чем на 6%, и это далеко не предел. Самое масштабное обесценивание произошло сразу после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Тогда юань девальвировали десять дней подряд. 17 ноября, китайская валюта обновила исторический минимум с декабря 2008 года и обрушилась в итоге на 4%. Международные финансовые институты начинают бить тревогу - политика Китая по девальвации юаня может привести к серьезным диспропорциям на рынке.
Свое негодование по поводу политики монетарных властей КНР высказал и новоизбранный президент США. 5 декабря в своем Twitter он обрушился на Пекин с критикой, отметив, что девальвация юаня усложнила конкуренцию для американских компаний. Кроме того, Дональд Трамп подчеркнул, что США не облагают налогом товары, идущие из Китая, в то время как Поднебесная, наоборот, установила высокий налог. Эксперты же считают, что политика ЦБ КНР по ослаблению валюты как раз является ответной реакцией Пекина на избрание Дональда Трампа американским лидером. В своей предвыборной программе республиканец открыто заявил, что будет прилагать все усилия по сдерживанию экономического влияния Китая.
Дональд Трамп обещал, что, как только станет президентом США, объявит Китай валютным манипулятором и поднимет торговые тарифы на продукцию из Китая до 45% от стоимости товара, что может обрушить объемы импорта из Китая в США примерно на четверть всего за год. Он также пообещал вернуть рабочие места из Китая в США и производство iPhone из Поднебесной в Штаты.
К тому же избранный американский президент уже успел показать серьезность своих намерений в отношении Китая, совершив звонок главе администрации Тайваня Цай Инвэню, что вызвало дипломатический скандал. Пекин настаивает на том, что Тайвань неотъемлемая часть КНР и любые переговоры о его статусе и экономическом взаимодействии должны вестись только через центральные власти. В связи с этим реакция на звонок г-на Трампа была весьма болезненной, и МИД Китая выступил с протестом, правда, отметив, что надеется на то, что отношения двух стран не пострадают.
Все по максимуму
Так или иначе, от прихода Дональда Трампа в Белый дом в Поднебесной не ждут ничего хорошего, и, вероятно, благоприятное время для китайской экономики постепенно заканчивается. Остается ключевой вопрос - как монетарная политика властей КНР отразится на мировой финансовой системе, и может ли от этих манипуляций пострадать Казахстан, который довольно сильно завязан на китайскую экономику и зависит от притока инвестиций из Поднебесной?
Аналитик инвестиционной компании "Альпари" Вадим Иосуб заметил, что с момента победы Дональда Трампа доллар устойчиво рос ко всем мировым валютам. Его индекс обновил максимумы с начала 2003 года, так что в снижении юаня к доллару нет никаких китайских местных особенностей. В этот период юань вел себя точно так же, как подавляющее число других мировых валют, за исключением тех, курс которых к доллару абсолютно фиксирован. К тому же это не строгое движение в одну сторону: стоило индексу доллара прекратить рост, как, начиная с прошлой среды, юань к доллару стал укрепляться, частично отыгрывая предыдущее падение.
По словам эксперта, если посмотреть на картину более глобально, то Китай ослабляет юань к американской валюте начиная с 2014 года, и последнее снижение находится в русле продолжающейся уже три года тенденции. Аналитик считает, что банк Китая, скорее всего, весь этот период, руководствуется ожиданиями ужесточения в США монетарной политики, и как следствие, ростом доллара, пытаясь этот рост упредить.
Все сложилось против юаня
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов подчеркнул, что с начала года юань подешевел к американскому доллару почти на 6%, что стало естественной реакцией на ожидаемое изменение экономической политики в США. По его словам, негативное влияние на юань состоит из нескольких факторов. Во-первых, это намерение новой администрации вернуть в страну производство американских корпораций. Сейчас в Китае выполняется много заказов из США, работают десятки заводов и фабрик с совместным капиталом, поэтому если их деятельность будет сворачиваться, то это сильно ударит по китайской экономике, заметил эксперт. Он подчеркнул, что китайское производство, вероятно, лишится доступа на обширный, внутренний американский рынок.
"Политика Дональда Трампа предполагает не просто директивные меры по изменению географии производства американских компаний, но и стимулирование их деятельности в Штатах. В частности, предполагается существенное снижение налоговой нагрузки и рост бюджетных расходов на инфраструктурные и иные проекты, помогающие производству. Логично, что международные инвесторы сейчас полагают, что норма прибыли на вложения в экономику и компании США может оказаться выше. Соответственно, они сворачивают инвестиции по всему миру и аккумулируют доллары для покупки американских облигаций и акций", - сказал Дмитрий Лукашов.
Ударит ли по Казахстану?
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что девальвация юаня, это долгосрочная политика китайского руководства, направленная на поддержание конкурентоспособности китайских товаров на мировых рынках. Поэтому устойчивость экономики КНР пока не подвергается сомнению. Но снижение темпа роста ВВП негативно отразится на всей мировой экономике в силу роли Китая в международной торговле, потреблению сырья и производстве товаров. По словам аналитика, декларируемая политика избранного президента США, в том числе обещание начать торговую войну с Китаем и пересмотреть условия Транстихоокеанского сотрудничества, несет угрозы для всего азиатского региона, не только для Китая.
Главный аналитик GLOBAL FX Сергей Мельников считает, что девальвация юаня это вынужденная мера. По сути, Народный банк Китая продолжает держать баланс курсов, исходя из текущей рыночной ситуации. Резервных средств для интервенций у Поднебесной еще более чем достаточно, в районе 3,12 трлн долларов, а текущая ситуация с курсом юаня играет на руку экспортерам. Но есть риск увеличения оттока капитала из КНР, поэтому основная задача Нацбанка - это установить стабильность на рынке и показать инвесторам, что банк держит все под своим четким контролем.
Ситуация с падением китайского рынка может оказать влияние на Казахстан только через сырье, убежден аналитик. По его словам, пока экономика КНР растет и увеличивает потребление углеводородов, это будет положительно сказываться на ценах на нефть и, как следствие, на доходах Казахстана, что поможет тенге укрепиться. В случае "жёсткой посадки" экономики Поднебесной, рынок сырья незамедлительно рухнет, что окажет давление на экономику Казахстана и спровоцирует ослабление тенге. В России можно ожидать аналогичного сценария, подчеркнул Сергей Мельников.
Меньше, но выгоднее…Пока
Объем товарооборота между Казахстаном и КНР за 10 месяцев 2016 года составил более 6,2 млрд долларов. Это на 30,1% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Причем взаимная торговля падала не только в "долларовом" выражении, но и в физическом – с 9 млн до 7 млн тонн общей массы торгуемых товаров.
Основной "прохудившейся" товарной позицией стала сырая нефть, заявляет статистика Комитета госдоходов Минфина. Если в физическом выражении экспорт "черного золота" в Китай в текущем году упал в 1,7 раз (с 4,23 млн до 2,45 млн тонн), то в стоимостном еще глубже – 2,8 раз (с 1,8 млрд до 633 млн долларов). Средняя стоимость тонны нефти упала почти в 2 раза, с 420 до 258 долларов за тонну.
В результате товарной позицией "номер один" в торговле двух стран впервые заняли радиоактивные элементы, а именно уран. Его также постиг тренд на снижение объемов торговли. В сравнении с 10-ю месяцами 2015 года, объем экспорта металла в КНР в текущем сократился на 2% в физическом (до 10,98 тыс тонн), а также на 25% в стоимостном (до 720 млн долларов) выражении.
Разнонаправленная динамика физической торговли наблюдалась по металлам. Экспорт рафинированной меди вырос на 35% в реальном (до 156 тыс тонн) и на 10% в стоимостном (692 млн долларов) выражении. Схожая траектория наблюдалась и по поставкам в Поднебесную медных концентратов – на треть, до 257,8 тыс тонн и 239 млн долларов.
Лидером роста стали ферросплавы. Объемы экспортных поставок алюминия в общей массе вырос в 1,7 раз до более 520 тыс тонн. В денежном выражении рост скорректировался на уровне 35%, до 460 млн долларов.
Сальдо торговли с Китаем в текущем году по состоянию на начало ноября составило 470 млн долларов, что в 2,5 раза лучше значения годичной давности (183 млн долларов). Таким образом, несмотря на общий спад товарооборота, он стал более выгоден для Казахстана.
Здесь следует отметить, что немаловажную поддержку этому процессу оказала девальвация тенге. По данным Нацбанка, индекс реального эффективного обменного курса (РЭОК) тенге после перехода к плавающему курсу по отношению к американскому доллару к концу 2015 года улучшился на 36,5%, до 57,4. К китайскому юань мы могли наблюдать аналогичную динамику – "минус" 34,4%, до 60.
Однако если за январь-октябрь 2016 года индекс РЭОК тенге к доллару практически не изменился к результатам прошлого года – 57,9 против 57,4. То китайская нацвалюта обнажила крен в сторону ослабления как к "американцу", так и тенге. Индекс РЭОК юаня к тенге начиная с мая этого года пробил отметку в 60, а по итогам октября и вовсе составил 63,7. Другими словами, увеличение индекса прямо говорит о начавшемся процессе удорожания тенге. А это в среднесрочной перспективе маячит заметным влиянием на объемы, так и качество торговли с восточным соседом.
Адаптация к "мягкой посадке"
Региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас заметил, что Китай, девальвацией юаня и раньше повышал конкурентную способность своих товаров. Другое дело, что многие инвесторы предпочитают выводить свои средства из рисковых активов и направлять их в более надежные инструменты, заметил он. По его словам президентство Трампа все еще оказывает давление на азиатские страны, тем не менее, его предвыборные обещания могут остаться обещаниями. Надавить на КНР без ущерба экономики США у него не получится, сказал аналитик.
Сама по себе девальвация китайского юаня может косвенно отразится на тенге, считает Александр Егоров. В большей степени важны будут такие факторы как стоимость сырья и общее отношение инвесторов к риску, а также монетарная политика ФРС США, которая повлияет на все мировые валюты, заметил он.
А вот Вадим Иосуб считает, что на курс тенге к доллару в большей степени влияет внутриэкономическая ситуация, стоимость нефти, динамика российской экономики и рубля, нежели курс доллар/юань. Он отметил, что долгосрочные прогнозы по китайской экономике остаются неизменными – "мягкая посадка", то есть постепенное замедление. Какой-то крах, лопнувший пузырь, пока не просматриваются, заключил он.
"Что касается возможного замораживания китайско-американского торгового сотрудничества при Трампе, то оно, в случае реализации этого прогноза, лишь приведет к увеличению доли торговли Китая с остальной Азией, Европой, Африкой и сделает проект Шелкового пути еще более востребованным", - заметил Вадим Иосуб.
Китай проводит грамотную денежную политику заранее, во избежание шоковых ситуаций на рынке, убежден Сергей Мельников. Он отметил, что такая политика чем-то напоминает и ситуацию в России, где глава ЦБ Эльвира Набиуллина, продемонстрировав в этом году стабильность рубля и, пообещав не менять ставку, смогла достичь притока иностранного капитала в страну. В ходе каждого аукциона облигаций федерального займа спрос превышает предложение.
Дмитрий Лукашов заметил, что власти КНР будут стараться развивать внутренний рынок и полагаться на экономическое сотрудничество с ближайшими соседями, в том числе с Казахстаном и Россией.
"Я полагаю, что совместная работа принесёт взаимную выгоду. Во всяком случае, в пользу такого развития событий говорит сохраняющаяся устойчивость курса тенге и рубля. Дальнейшее развитие событий в регионе и в глобальной экономике, скорее всего, будет зависеть от нюансов программы Трампа", - подчеркнул аналитик.
Аскар Муминов