Крупные горнодобывающие предприятия Казахстана готовы перейти на новую систему геологической отчетности KAZRC (Казахстанская ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и запасах. – Ред.). Об этом в кулуарах горно-геологического форума MINEX-2019 сообщил глава Профессионального объединения независимых экспертов недр (ПОНЭН) Георгий Фрейман.
"Большинство хочет перейти… ERG уже перешли по Соколовско-Сарбайскому объединению (ССГПО. – Ред.) – все свои четыре объекта они перевели на лицензии и предоставили отчеты по KAZRC. Это идет в комплекте документов лицензий. А на будущий год пока я не могу никакую цифру озвучить, это еще слишком рано. Но, поскольку мы постоянно взаимодействуем с компаниями, и "Казахмыс" готовится, и "Казцинк", и Kaz Minerals. У "Казцинка" намерения все свои объекты перевести на KAZRC на будущий год, у "Казахмыса" большую часть своих объектов уже переводить на лицензии KAZRC. Тоже самое "Полиметалл"… У них в планах ничего не меняется, они сейчас занимаются юридическими вопросами перехода на лицензирование (с контрактов на недропользование. – Ред.), а это влечет за собой автоматический переход на KAZRC", – подчеркнул геолог.
По информации Фреймана, количество геологических отчетов по запасам, предоставляемых в Комитет геологии в формате KAZRC, постепенно растет.
"Такие отчеты готовятся, и уже два таких отчета, один из которых очень крупный, они прошли. Естественно, дальше количество их будет возрастать, потому что выдаются лицензии, и по этим лицензиям уже отчетность будет в соответствии с кодексом KAZRC. Но параллельно ГКЗ (система подсчета запасов в рамках государственной комиссии по запасам. – Ред.) существует в соответствии с законом для старых контрактов. И до 1 января 2024 года по старым контрактам, согласно статье 278 переходных положений, вся отчетность может предоставляться, как и прежде, через ГКЗ", – пояснил он в комментарии inbusiness.kz.
"Те, кто уже перешел на KAZRC, а это чаще всего с переходом на лицензию, то они и дальше будут предоставлять только по KAZRC, не предоставляя отчет по ГКЗ. Например, я могу немного ошибиться в количестве, но примерно план работы ГКЗ по приемке, рассмотрению отчетов на текущий год, по-моему, 52 единицы у них в плане записано. А по KAZRC 20, то есть можно уже примерно сориентироваться, что это плюсом к тем 52 – уже 40% тех, кто по новому кодексу предоставляет", – констатировал руководитель ПОНЭН.
На его взгляд, такой переход от старой системы подсчета в рамках государственной комиссии по запасам (ГКЗ) будет подстегивать транзит к налогообложению в виде роялти от прибыли при реализации металлов, нежели НДПИ, который высчитывается по объемам добычи.
"Для налоговиков уже обратной дороги нет, потому что процесс пошел, и только их переход на роялти обеспечивает гармонизацию этого процесса. Потому что они не могут вот так вот на этой амбразуре долго стоять, хотя пытаются это сделать", – убежден Фрейман.
Также в ходе форума представитель геологической отрасли высказался за повышение статуса профильного госоргана.
"Это должен быть государственного статуса компетентный орган…Я считаю, геология в совокупности с горно-металлургическим комплексом – это государствообразующая отрасль Казахстана. И твердые полезные ископаемые, и, естественно, недра нефти и газа. Так? Это вообще никто не станет отрицать. И при этом с нефтью и газом попроще, потому что это отдельное самостоятельное министерство. А вот твердые полезные ископаемые – они совсем в загоне. Потому что председатель Комитета геологии выходит на курирующего вице-министра, и все, и не дальше… Дальше начинается над головой курирующий вице-премьер и так далее. А председатель государственного геологического комитета должен заходить к Премьеру и все вопросы решать без посредников, так скажем, которые вот – не то слово сказал или не понял, или ему не хватает вообще эрудиции в целом, понимания отрасли и так далее. Это не тот случай, когда может руководить отраслью отвлеченный менеджер какой-то. Это глубоко профессиональный процесс", – уверен геолог.
Между тем исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец считает, что переход с ГКЗ на KAZRC не гарантирует автоматическую эволюцию от НДПИ к роялти.
"Вопрос принципиальный. Дело в том, что нам все равно считают, что независимым экспертам нужно пока не верить. Нужно все равно верить государственным чиновникам, которые считают запасы, которые подсчитаны. Но переходный период – это хорошо, но в этот переходный период мы не можем нормально работать. У нас все время проблемы. Если ГКЗ подсчитано неправильно, очень сложные процедуры его поменять. Тем более, как-то де-факто ГКЗ есть, а формально говорят: "Давайте работайте, переходите на новые отношения, подтягивайте экспертов международного уровня". Но сразу возникает вопрос. Хорошо, приедут сюда эксперты, проведут оценку, скажут, что там запасов столько, сразу возникает вопрос: а это будет принято Министерством финансов? Исходя из этого будет уже рассмотрена налоговая база или нет? И все стоят и говорят: наверное, нет. На ключевые вопросы мы не имеем однозначных ответов", – отмечает лоббист.
По его словам, государство еще не готово обсуждать переход с НДПИ на роялти.
"Вопрос по роялти вообще открыт. Мы на совет ГМК выносили вопрос вместе с Миндустрии тогда, это было осенью 2018 года. Для того, чтобы были в стране более высокие переделы – нужны новые экономические модели для каждой компании составить. Но если эту модель надо составить, сразу возникает вопрос: во всем мире есть роялти на более высоких переделах, потому что эта оплата идет с реализованной продукции. НДПИ не подходит. И мы говорим: давайте обрисуем ставки, скажите нам, какие вы предлагаете от государства ставки, чтобы мы посчитали, выгодно нам или невыгодно. Выступил Минфин, выступило Минэкономики, сказали, что мы пока не готовы и надо работать по НДПИ. Тем самым они сказали: государство не готово, чтобы предложить условия работать по новым высоким переделам. Ну и что в конечном счете? Если они не готовы, как мы можем подготовиться? Если мы не можем посчитать, взять кредит в банке", – вопрошает Радостовец.
Данияр Сериков