/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 26 473,87 KASE 2 304,73
РТС 1 461,22 FTSE 100 7 042,47
DOW J 26 963,08 Медь 5 660,39
Кто закачивает деньги в убыточные госкомпании

Кто закачивает деньги в убыточные госкомпании

Аналитики отмечают, что инвесторы, нацеленные на прибыль, не станут вкладывать в бизнес, который приносит убытки. 

05 Сентябрь 2019 15:45 9447

Кто закачивает деньги в убыточные госкомпании

Автор:

Катерина Клеменкова

В Казахстане это правило не работает. Убыточные нацкомпании получают деньги, когда им это нужно.   

Чаще всего предприятия, чья финансовая деятельность оставляет желать лучшего, получают деньги из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). На днях 8,3 миллиарда пенсионных тенге были вложены в холдинг «КазАгро». Об этом сообщил Ринат Акбердин, председатель нацкомпании «Продовольственная контрактная корпорация» на брифинге в Правительстве 3 сентября. Вообще же с начала 2015 года из ЕНПФ в «КазАгро» было перечислено 621,75 млрд тенге, из них 450 млрд холдинг получил чуть более полгода назад – 29 ноября  2018 года. На эти деньги пенсионный фонд приобрел пятнадцатилетние облигации со ставкой вознаграждения 10 процентов годовых.

ЕНПФ не делает как Баффет

Между тем «КазАгро» считается самым убыточным среди государственных компаний Казахстана. Проблемы у холдинга начались не сегодня и не вчера. Это продолжается уже несколько лет. По итогам 2018 года финансовые потери «КазАгро» составили порядка 148 млрд тенге. 

Тем не менее в ЕНПФ делают вот такой «осознанный» выбор – вкладывают в убыточную компанию миллиарды пенсионных тенге казахстанцев.

Национальный банк Казахстана, который решает, куда инвестировать пенсионные деньги, судя по всему, не обладает финансовым чутьем Уоррена Баффетта. Иначе бы не было миллиардных убытков из-за переоценки активов и громких скандалов из-за неудачных вложений. К слову, известнейший миллиардер Баффетт, чтобы обогатиться, делал вложения только в правильные компании – в старые фирмы с хорошим руководящим составом. Инвестировать миллиарды, чтобы спасти убыточное предприятие, ему вряд ли пришло бы в голову.

Впрочем, в ЕНПФ утверждают, что преследуют те же цели, что и Баффет, то есть получить миллиарды прибыли на кредитах, предоставленных крупнейшим компаниям.

«В соответствии с инвестиционной декларацией АО «ЕНПФ», инвестирование пенсионных активов осуществляется в интересах вкладчиков с целью обеспечения сохранности пенсионных накоплений и получения инвестиционного дохода, – говорится в ответе на запрос inbusiness.kz. – Стратегия инвестирования пенсионных активов АО «ЕНПФ» направлена на получение реальной доходности в долгосрочной перспективе за счет оптимального соотношения различных видов финансовых инструментов».

В этом же письме ЕНПФ сообщил, что объемы инвестирования за 7 месяцев 2019 года в различные финансовые инструменты составили 6 407,3 млрд тенге, в том числе в облигации квазигосударственных компаний – 110,05 млрд тенге; в облигации банков второго уровня – 48,50 млрд тенге. 

Подарок для КТЖ

20 августа текущего года АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» разместила пятнадцатилетние облигации на сумму 40 млрд тенге под 2%. Аналитики считают, что ни один инвестор в здравом уме не купил бы бумаги с такой низкой доходностью у убыточного предприятия. Однако в первый же день размещения весь объем облигаций был выкуплен. Заявку подал всего один участник, и сделку оформили.

Даже если ставка будет полностью выплачена, на руки инвестор получит… приличный такой убыток. 2% однозначно съест инфляция, которая на сегодня приблизилась к верхней границе коридора в 4-6% (при том, что реальная намного выше).

Аналитики немедленно пришли к выводу, что единственный источник, который мог дать столько денег под такой процент – это ЕНПФ. Однако в пенсионном фонде причастность к сделке отрицают, а на сайте КТЖ  даже опубликовали официальный релиз, в котором сообщили, что «АО «Единый накопительный пенсионный фонд» не значится в качестве держателя облигаций первого выпуска (KZ2C00005866) в пределах второй облигационной программы». KASE имя покупателя также не разглашает.

«Понятно, что это не банки, – говорит экономист Арман Байганов. – Банки не дадут деньги под процент ниже уровня инфляции. А если КТЖ ограничивается публикацией обезличенной информации, значит на это есть какие-то причины».

Согласно информации экономиста, компании сейчас размещают облигации под процент от 8 до 15. Но 2% для облигаций сроком на 15 лет – это ненормально. Даже при том, что финансовая отчетность КТЖ показывает, что убыток компании стал намного меньше.

На 1 апреля 2019 года компания имела убыток в 8,5 млрд тенге, а на 1 июля – 2,8 млрд тенге. В этой же отчетности, размещенной на сайте KASE, объем продаж компании вырос более чем в 2 раза (с 245 062 млн до  516 740 млн тенге), а валовый доход увеличился почти в три раза (с 40,8 млрд тенге до 115,8 млрд).      

Аналитики рынка считают, что на такую заранее убыточную сделку, кроме ЕНПФ, мог пойти либо единственный акционер КТЖ – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», либо деньги выделил Нацфонд Казахстана. И в том, и в другом случае – это не частные инвестиции, а значит, для исключения коррупционной составляющей покупатель должен быть рассекречен…

Катерина Клименкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Казахстане введут «умное» регулирование бизнеса

Инструмент «Умное регулирование» позволит сократить лишние документы бизнеса, сообщает inbusiness.kz.

25 Февраль 2020 10:13 2069

В Казахстане введут «умное» регулирование бизнеса

Фото: zakon.kz

По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, совершенствование инструментов «умного регулирования» соответствует лучшей практике развитых стран.

«Умное регулирование» — это сокращение избыточных обязанностей, запретов, ограничений для предпринимателей и выявление необоснованных расходов для бизнеса. Инструмент включает в себя сервисную модель взаимодействия с бизнесом, автоматизацию системы управления рисками и «умное» дерегулирование», – отметил он.

Прежде чем вводить новое требование, необходимо провести анализ влияния на бизнес, продолжил министр.

«Такой анализ необходимо проводить в новой форме. Это максимальное сокращение регулирования, внедрение принципа «одна новая функция вместо двух старых», и другое. Таким образом, это должно привести к повышению качества регуляторной среды для предпринимателей и улучшить бизнес-климат», – считает Даленов.

Кроме того, будет внедрен сервис «Правительство для бизнеса».

«В едином офисе «Правительство для бизнеса» предприниматели получат весь спектр услуг и консультаций по вопросам развития своего бизнеса, повышения компетенций и финансирования. В едином офисе можно будет открыть предприятие, подать налоговую декларацию, сравнить условия банков и многое другое. Теперь бизнес точно будет знать, куда ему обратиться и где ему получить ответы вне зависимости от сложности возникающих вопросов», – пояснил он.

Пилотный запуск сервиса «Правительство для бизнеса» запланирован на июнь текущего года, добавил Даленов.

В рамках проектного офиса министерства национальной экономики сформирована рабочая группа по запуску данного сервиса.

Дана Карина

Как временное закрытие транспортного сообщения с Китаем отражается на бизнесе

При продлении закрытия границы компаниям придется искать новых поставщиков.

19 Февраль 2020 15:26 2021

Как временное закрытие транспортного сообщения с Китаем отражается на бизнесе

Из-за вспышки коронавируса граница между Казахстаном и Китаем практически закрыта. Пересекать ее могут только грузы и чиновники в официальных делегациях. О том, как временно приостановленное авто- и авиасообщение между Китаем и Казахстаном отражается рынке, малом и крупном бизнесе и потребителях, корреспонденту inbusiness.kz рассказала директор филиала транспортной группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева.

– Маргарита, скажите, пожалуйста, какой эффект на экономику Казахстана могут оказать введенные ограничения авиаперевозок и автоперевозок?

– Сегодня закрыто авто- и авиасообщение между Китаем и Казахстаном. Ранее авиаперевозки грузов осуществлялись как грузовым, так и пассажирским авиатранспортом. С 3 февраля авиасообщение с Китаем приостановлено в качестве меры безопасности.

Авиатранспортом в РК доставляли высоколиквидные грузы: электронику, мобильные телефоны, брендовую одежду, обувь, оборудование и так далее. Сегодня еще происходят поставки грузовыми авиалиниями, но их емкость уменьшилась в несколько раз.

Если ранее из Китая ежедневно прибывали самолеты Air Astana с грузовыми местами, то сегодня уже нет. Из-за дефицита увеличиваются ставки на грузоперевозки, в результате чего растет итоговая стоимость товара – это отражается на конечном потребителе.

Ранее авиаперевозками из Китая доставляли и часть посылок из интернет-магазинов: AliExpress, TaoBao, Joom. Сегодня такие доставки в Казахстан приостановлены.

– Как реагирует рынок? Что будет с ценами?

– Сейчас импортеры вынуждены заниматься поиском новых поставщиков в других странах. Конечно же, это повлияет на рост затрат на логистику и таможенные процедуры. Из КНР в Казахстан и ЕАЭС поставлялась большая часть оборудования, запасных частей, ТНП, электробытовой техники, электроники. Когда торговые сети и производственные компании начнут искать альтернативных поставщиков в Турции, странах ЕС, Юго-Восточной Азии, то цены вырастут минимум на 10%.

– Как ограничения скажутся на бизнесе?

– При продлении закрытия границы компании будут искать новых поставщиков и пути доставки грузов. Если средний и крупный бизнес сможет подстроиться под новые реалии рынка, то малый бизнес может столкнуться с проблемами. У них нет такого количества оборотных средств, как у крупных игроков: по большей части они выживают за счет кредитов от государства, небольших банков и отсрочек платежей от поставщика. В случае вынужденной смены поставщика многие из них будут вынуждены приостановить или прекратить свою деятельность.

– Какие сложности уже сейчас испытывают рынок и предприниматели?

– Рынок постоянно сталкивается с теми или иными сложностями, поэтому его игроки и сейчас стараются работать на опережение. Например, мы сегодня активно сотрудничаем с грузовыми авиалиниями и стараемся сохранить ставки неизменными. Сейчас можно использовать альтернативные виды транспорта: грузы, которые ранее отправлялись автотранспортом, мы предлагаем перевозить в контейнерных поездах.

– Можно ли дать прогноз, сколько это продлится? Что может случиться, если границу закроют совсем?

– Границу насовсем не закроют. Да, будет ограничение на перемещение людей, но грузовое сообщение уже возобновляется – в первую очередь грузовыми и контейнерными поездами. Это связано с минимальным контактом груза с людьми во время пограничных переходов.

Сейчас ситуация стала меняться в лучшую сторону. Начали работать провинции Китая, не затронутые коронавирусом. С 13 февраля начали формироваться контейнерные поезда на экспорт из КНР. Китайские порты принимают транзитные грузы. Жизнь в Китае постепенно возвращается в привычное русло. Пройдет некоторое время, и огромная промышленная страна вернется в обычный рабочий режим. Некоторые казахстанские предприниматели уже чувствуют, что им не придется менять отработанные годами схемы и искать новых поставщиков.

Мария Галушко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: