/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 379,41 Brent 36,55
Кто закачивает деньги в убыточные госкомпании

Кто закачивает деньги в убыточные госкомпании

Аналитики отмечают, что инвесторы, нацеленные на прибыль, не станут вкладывать в бизнес, который приносит убытки. 

15:45 05 Сентябрь 2019 9621

Кто закачивает деньги в убыточные госкомпании

Автор:

Катерина Клеменкова

В Казахстане это правило не работает. Убыточные нацкомпании получают деньги, когда им это нужно.   

Чаще всего предприятия, чья финансовая деятельность оставляет желать лучшего, получают деньги из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). На днях 8,3 миллиарда пенсионных тенге были вложены в холдинг «КазАгро». Об этом сообщил Ринат Акбердин, председатель нацкомпании «Продовольственная контрактная корпорация» на брифинге в Правительстве 3 сентября. Вообще же с начала 2015 года из ЕНПФ в «КазАгро» было перечислено 621,75 млрд тенге, из них 450 млрд холдинг получил чуть более полгода назад – 29 ноября  2018 года. На эти деньги пенсионный фонд приобрел пятнадцатилетние облигации со ставкой вознаграждения 10 процентов годовых.

ЕНПФ не делает как Баффет

Между тем «КазАгро» считается самым убыточным среди государственных компаний Казахстана. Проблемы у холдинга начались не сегодня и не вчера. Это продолжается уже несколько лет. По итогам 2018 года финансовые потери «КазАгро» составили порядка 148 млрд тенге. 

Тем не менее в ЕНПФ делают вот такой «осознанный» выбор – вкладывают в убыточную компанию миллиарды пенсионных тенге казахстанцев.

Национальный банк Казахстана, который решает, куда инвестировать пенсионные деньги, судя по всему, не обладает финансовым чутьем Уоррена Баффетта. Иначе бы не было миллиардных убытков из-за переоценки активов и громких скандалов из-за неудачных вложений. К слову, известнейший миллиардер Баффетт, чтобы обогатиться, делал вложения только в правильные компании – в старые фирмы с хорошим руководящим составом. Инвестировать миллиарды, чтобы спасти убыточное предприятие, ему вряд ли пришло бы в голову.

Впрочем, в ЕНПФ утверждают, что преследуют те же цели, что и Баффет, то есть получить миллиарды прибыли на кредитах, предоставленных крупнейшим компаниям.

«В соответствии с инвестиционной декларацией АО «ЕНПФ», инвестирование пенсионных активов осуществляется в интересах вкладчиков с целью обеспечения сохранности пенсионных накоплений и получения инвестиционного дохода, – говорится в ответе на запрос inbusiness.kz. – Стратегия инвестирования пенсионных активов АО «ЕНПФ» направлена на получение реальной доходности в долгосрочной перспективе за счет оптимального соотношения различных видов финансовых инструментов».

В этом же письме ЕНПФ сообщил, что объемы инвестирования за 7 месяцев 2019 года в различные финансовые инструменты составили 6 407,3 млрд тенге, в том числе в облигации квазигосударственных компаний – 110,05 млрд тенге; в облигации банков второго уровня – 48,50 млрд тенге. 

Подарок для КТЖ

20 августа текущего года АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» разместила пятнадцатилетние облигации на сумму 40 млрд тенге под 2%. Аналитики считают, что ни один инвестор в здравом уме не купил бы бумаги с такой низкой доходностью у убыточного предприятия. Однако в первый же день размещения весь объем облигаций был выкуплен. Заявку подал всего один участник, и сделку оформили.

Даже если ставка будет полностью выплачена, на руки инвестор получит… приличный такой убыток. 2% однозначно съест инфляция, которая на сегодня приблизилась к верхней границе коридора в 4-6% (при том, что реальная намного выше).

Аналитики немедленно пришли к выводу, что единственный источник, который мог дать столько денег под такой процент – это ЕНПФ. Однако в пенсионном фонде причастность к сделке отрицают, а на сайте КТЖ  даже опубликовали официальный релиз, в котором сообщили, что «АО «Единый накопительный пенсионный фонд» не значится в качестве держателя облигаций первого выпуска (KZ2C00005866) в пределах второй облигационной программы». KASE имя покупателя также не разглашает.

«Понятно, что это не банки, – говорит экономист Арман Байганов. – Банки не дадут деньги под процент ниже уровня инфляции. А если КТЖ ограничивается публикацией обезличенной информации, значит на это есть какие-то причины».

Согласно информации экономиста, компании сейчас размещают облигации под процент от 8 до 15. Но 2% для облигаций сроком на 15 лет – это ненормально. Даже при том, что финансовая отчетность КТЖ показывает, что убыток компании стал намного меньше.

На 1 апреля 2019 года компания имела убыток в 8,5 млрд тенге, а на 1 июля – 2,8 млрд тенге. В этой же отчетности, размещенной на сайте KASE, объем продаж компании вырос более чем в 2 раза (с 245 062 млн до  516 740 млн тенге), а валовый доход увеличился почти в три раза (с 40,8 млрд тенге до 115,8 млрд).      

Аналитики рынка считают, что на такую заранее убыточную сделку, кроме ЕНПФ, мог пойти либо единственный акционер КТЖ – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», либо деньги выделил Нацфонд Казахстана. И в том, и в другом случае – это не частные инвестиции, а значит, для исключения коррупционной составляющей покупатель должен быть рассекречен…

Катерина Клименкова

ЧП официально признано форс-мажором

Однако действующие ограничительные меры фактически также являются обстоятельствами непреодолимой силы. Справки о наступлении форс-мажора выдаются и сегодня. 

08 Июль 2020 10:40 4962

ЧП официально признано форс-мажором

Чрезвычайное положение в Казахстане официально признано форс-мажором. Соответствующий закон РК подписал глава государства. Однако в текущих условиях, когда в стране не действует ЧП, но приняты ограничительные меры для бизнеса, необходимость в справках о подтверждении обстоятельств непреодолимой силы у предпринимателей имеется. В этой связи документ при локдауне также выдается и сегодня. Об этом на своей странице в сети «Фейсбук» сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов.

Он уточнил, что Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» пункт первый статьи 359 Гражданского кодекса РК дополнен словами «чрезвычайное положение».

Теперь норма выглядит следующим образом: «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, #чрезвычайноеположение и тому подобное). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг».

«Конечно, ЧП отнесено к форс-мажору несвоевременно. Режим ЧП прекращен почти два месяца назад, а закон только подписан. То, что ЧП является обстоятельством непреодолимой силы, бесспорно, факт общеизвестный. Однако для результативных переговоров с контрагентами, банком или заказчиком госзакупок необходимо официальное подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств», – написал Рустам Журсунов.

По его мнению, важно акцентировать внимание на том, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не освобождает стороны от исполнения обязательств (поставки товара, оказания услуги, оплаты аренды и так далее). Стороны могут рассчитывать лишь на разумную отсрочку его исполнения и на освобождение от штрафных санкций за несвоевременное исполнение.

«В принятом законе, на мой взгляд, есть одна важная деталь. К форс-мажору отнесено только ЧП, а вместе с тем многие виды предпринимательской деятельности по-прежнему под запретом либо работают с существенными ограничениями. Введенный в стране минимум на два недели локдаун – это, по сути, тот же режим ЧП. Да, более либеральный режим, без блокпостов, но сути это не меняет. Кинотеатры не работают, той-бизнес под запретом, образовательные центры вновь закрылись и так далее. Поэтому мы, как и раньше, будем выдавать справки о наступлении форс-мажорных обстоятельств в упрощенном режиме», – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

С введения режима ЧП Внешнеторговая палата Казахстана (дочерняя организация НПП «Атамекен»), осуществляющая свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы, перешла на усиленный режим работы.

«Мы сократили срок экспертизы заявок предпринимателей с 15 до пяти дней, перешли на удаленный формат – всю документацию рассматривали в электронном виде и проделали большую работу. С 16 марта по сегодняшний день нами выдано более 4800 справок о наступлении форс-мажорных обстоятельств», – сообщил Рустам Журсунов.

Если говорить о структуре обращений, то 31% всех заявок касался вопросов аренды недвижимости, 16% – нарушений обязательств по различным гражданско-правовым сделкам, 12% – поставка товара, 8% – договоры госзакупок (и других регулируемых закупок), 7% заявок поступило от организаций сферы туризма, 6% – кредиты в банках второго уровня, 5% – заявки по внешнеэкономическим контрактам, 3% – образовательные услуги, 2% – кредиты в финансовых институтах системы «КазАгро», 2% – различные вопросы сферы общественного питания и другие.

«Структура заявок отражает общий кризисный тренд в экономике, и мы видим, что обращения предпринимателей о свидетельствовании наступления форс-мажора продолжают поступать. И, хотя в целом динамика спала, бизнес по-прежнему испытывает стресс, обращения идут. Объявленный в стране локдаун при всей своей необходимости усугубляет ситуацию», – заключил бизнес-омбудсмен.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 1531

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!