За последние несколько дней курс тенге по отношению к доллару заметно укрепился. 29 октября доллар подешевел сразу на 5,4 тенге, до 529,96 тенге, передает inbusiness.kz.
Причины укрепления национальной валюты в Казахстане назвал финансист и автор Telegram-канала Finmentor Арман Батаев.
Он отметил, что министерство финансов РК впервые за последние десять лет выпустило еврооблигации не для рефинансирования ранее выпущенных бумаг.
Так, пояснил он, ранее все размещения были привязаны к погашению старых выпусков:
- в октябре 2014 года минфин выпустил 1,5 млрд долларов 10-летних евробондов, которые затем рефинансировал аналогичным выпуском в октябре 2024 года;
- в июле 2015 года были размещены 2,5 млрд долларов 10-летних бумаг, рефинансированные в июле 2025 года двумя новыми выпусками на 1,35 млрд (7 лет) и 1,15 млрд долларов (12 лет).
"Однако последняя сделка – размещение 5-летних евробондов на 1,5 млрд долларов на прошлой неделе – не связана с погашением предыдущих долгов. Скорее всего, средства привлекаются для покрытия дефицита бюджета. При этом минфин, по всей видимости, не удерживает значительные средства в долларах: объем, вероятнее всего, был конвертирован в тенге, поскольку основные государственные расходы номинированы в нацвалюте. Конечно, столь крупный объем обычно конвертируется в тенге на межбанковском OTC рынке, но в данном случае правительство, похоже, решило "убить двух зайцев", выплеснув значительный объем долларов на биржу сразу после размещения евробондов. Это способствовало укреплению тенге. Получилась фактически валютная интервенция, но не со стороны Нацбанка, а со стороны правительства", – написал финансист.
Он напомнил, что некоторые эксперты назвали неудачный "прогноз" главы правительства РК в июле 2025 года катализатором обвала тенге без фундаментальных на то причин. И сейчас власти, по его словам, пытаются компенсировать последствия того шага.
Также Нацбанк готовил меры для увеличения продаж валюты квазигосударственным сектором. В частности, одна из крупных госкомпаний планировала продать на рынке существенный объем средств, привлеченных за рубежом.
"Не исключено, что и Банк развития Казахстана, разместивший в середине октября евробонды на 500 млн долларов, также продает валюту на рынке, конвертируя ее в тенге для финансирования своих проектов. Тем более что глава правительства является председателем совета директоров "Байтерека" – материнской компании БРК", – рассуждает Арман Батаев.
По его мнению, нынешнее укрепление тенге во многом является результатом разовых мер: продажи валюты госинститутами, налоговый период, высокая ставка Нацбанка.
"Это скорее тактический маневр для стабилизации ожиданий, чем разворот тренда. Экономика пока не получила новых источников силы: импорт растет быстрее экспорта, сырьевые рынки волатильны, а инвестиции за пределами нефтяного сектора продвигаются не так быстро. Базовый спрос на валюту по-прежнему превышает структурное предложение. Но есть и позитивный эффект: сниженное давление на цены, удешевление внешнего долга, повышение доверия к тенге. В условиях, когда инфляционные риски снова набирают силу, этот период играет важную роль – он охлаждает ожидания и дает рынку сигнал, что власти готовы действовать", – отметил финансист.
Он отметил, что предсказать курс валюты практически невозможно, поскольку на него влияют множество факторов. А долгосрочную судьбу тенге, по его словам, определит то, появятся или нет новые источники валютной выручки, под которыми подразумевается развитие несырьевого экспорта, приток инвестиций, углубление рынка капитала.
"Сегодняшнее укрепление – это, скорее, шанс выиграть время для структурных перемен. Если он будет упущен, курс вновь станет зеркалом уязвимостей экономики. Если же этот момент станет отправной точкой для реформ – у тенге появится шанс перестать быть заложником внешних шоков", – резюмировал Арман Батаев.