Представительницы неженских профессий рассказали о тонкостях деятельности, пройденном пути и цене своего успеха, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Продукт своей профессии
Приняв решение оставить разработку биотехнологий и сделать выбор в пользу исследований качества нефтепродуктов, Галия Медетбаева положила начало своего большого трудового пути. Сейчас она курирует вопросы контроля качества нефтепродуктов сети АЗС Qazaq Oil. В подчинении Галии Жаншораевны 21 работник в трех лабораториях – Астане, Алматы и Атырау. В основной массе это женщины.
Продукты переработки нефти поступают на нефтебазы компании непосредственно с заводов-изготовителей. Проверка качества топлива проходит в несколько этапов. Входной контроль осуществляется на нефтебазах, куда доставляется продукт. Проводятся первичные испытания на его соответствие требованиям стандартов и нормативных документов технического регламента Таможенного союза. И лишь затем принимается решение об отгрузке.
"Отбором проб и транспортировкой занимаются парни, их у нас не так много, всего несколько человек. В лаборантах, в основном, девушки. Но сейчас набираем и парней. В целом, работу в лаборатории не делю на сугубо мужскую или женскую. Каждый ресурс по своему ценен. Например, мобильность и оперативность мужчин хороша для производства пробоотбора, а женские аккуратность, осторожность, щепетильность, внимательность и ответственность очень кстати при проведении испытаний и расшифровке анализов" - отмечает Галия Жаншораевна.
Придя в компанию в 2008 году, за 15 лет работы она прошла путь от начальника лаборатории до директора филиала. Большая часть коллектива была принята на работу в эти же годы. В то время их принимали молодыми специалистами, сейчас они, наработав большой практический опыт, составляют костяк. Поэтому в качестве работы своей команды, даже при том, что они дислоцируются в разных городах, их руководитель уверена.
"Мой коллектив, как и я сама, нацелен на результат. Путь продукта от завода-изготовителя до топливного бака конечного потребителя отслеживается тщательно. Все отчеты, аналитика проходят через мои глаза и руки, поэтому в качестве продукта, который получает конечный потребитель, приезжая на АЗС, я уверена. Более того, мы выстроили систему работы максимально прозрачно, реагируем на каждое обращение, всегда открыты к диалогу и, при необходимости, можем обеспечить потребителям участие в отборе проб и исследовании" - подчеркивает Галия Медетбаева.
На сегодня сеть лабораторий осуществляет испытания по большому количеству параметров. Приборная база оснащена высокотехнологичным оборудованием самой современной модификации, что позволяет безошибочно определять необходимые параметры, говорит Галия Медетбаева.
"Качество топлива не проверяется на словах или портативных приборах, используются только стандартизированный, арбитражный методы. Испытания проводятся в стационарных условиях и автоматизированы. К примеру, при проверке межсезонного дизельного топлива самый важный показатель – предельная температура в фильтрометре. У нас есть прибор, позволяющий определить его абсолютно точно, потому что исследование производится без прямого участия лаборанта. И таким образом исключается влияние человеческого фактора".
Женщины у "руля"
Законодательная отмена некоторых запрещенных для женщин профессий два года назад позволила Асель Туяковой из небольшого города Житикара в Костанайской области исполнить детскую мечту. После 15 лет работы продавцом Асель решила кардинально изменить свою жизнь и устроилась работать водителем на Комаровское горное предприятие, входящее в состав международной золотодобывающей компании Polymetal. Вскоре она вместе с еще тремя девушками прошла краткосрочные курсы водителей большегрузов и получила разрешение управлять грузовым автотранспортом. Таким образом Комаровское стало первым казахстанским предприятием, где водителями большегрузов трудятся женщины. Перед этим каждая из них прошла подготовку, управляя вспомогательной техникой.
"При трудоустройстве у меня уже были права на управление легковым автомобилем. Здесь прошла обучение на водительскую категорию С1. После года работы сдали экзамены на категорию С, позволяющей управлять техникой свыше 3,5 тонн. В октябре 2020-го приступили к стажировке с опытными водителями. И через три месяца нам доверили самостоятельное управление автосамосвалами" - вспоминает Асель.
Требования к работе женского экипажа такие же, как и к мужчинам-водителям. В приоритете – безопасность. Помимо этого, нужно следить за исправностью автомобиля, двигаться по графику, трудиться в полном соответствии с регламентом работ и действующими инструкциями. И все это в условиях опасного горного производства. Но Асель не из тех, кто пасует перед трудностями:
"Я всегда придерживаюсь мнения: "Лучше попробовать и провалиться, чем жалеть об упущенной возможности". Если иду на риск, принимаю на себя всю ответственность и довожу начатое до конца. Когда устраивалась на предприятие, муж был против и сомневался, что у меня получится. Но я рискнула и смогла, сейчас работаю и уверена, что семья и предприятие еще будут мной гордиться".
Смелые и романтичные: девушки в цифровой сфере
Связать свою жизнь с горным производством решила Мадина Жиенбаева, ведущий специалист по геоинформационным системам и технологиям золотодобывающей компании "Полиметалл Евразия".
Решающим фактором в выборе профессии стала гарантия трудоустройства, которую обещали в геологоразведочном колледже города Семей.
"Наш колледж славится тем, что дает своим студентам возможность трудоустройства не только по Казахстану, но и по всему миру. Это был огромный шанс для меня - девочки из маленькой деревушки. Благодаря своему выбору, сбылась моя мечта - мне посчастливилось увидеть удивительное и красивое явление природы – северное сияние", - говорит Мадина.
Зачастую геология ассоциируется у людей с работой далеко от дома, с проживанием не в самых комфортных условиях, в отдаленных местах без признаков цивилизации.
Больше всех за выбор внучки переживала бабушка, считая такую профессию неженским делом. Но Мадина нашла решение. Дело в том, что девушка обучалась по специальности "Информационные системы в области недропользования" и ее ежедневная работа ведется за компьютером.
"Я занимаюсь внедрением и сопровождением горно-геологических информационных систем и технологий, обеспечивающих сбор, хранение, анализ, редактирование, моделирование геологических данных. Горно-геологические системы и технологии позволяют вести полное сопровождение геологоразведочных работ на всех его стадиях. Навыки работы в таких программах, как Datamine, AutoCAD, ERDAS IMAGINE, ArcGIS, Micromine, Leapfrog Geo, MapInfo помогают в ежедневной работе для визуализации и проектирования, картирования, трехмерного моделирования" - говорит Мадина.
Трудоустройству в "Полиметалл Евразия", где сейчас работает Мадина предшествовал интересный, тернистый путь, длинной в 8 лет. Вопреки ожиданиям, после выпуска из колледжа, место работы ей пришлось искать самостоятельно:
"Это сейчас моя специальность - одна из востребованных на рынке. Тогда же никто не знал, кто такие специалисты по информационным системам и чем они должны заниматься. Работодателям было намного проще и выгоднее взять геолога и научить его программам", - рассказывает Мадина.
На своем первом месте работы выпускница просто набирала тексты отчетов, написанных геологами от руки. Компьютером они не владели, так как, в основном, были возрастные специалисты.
Получив заявку на оцифровку заполярных рудников в городе Норильск, Мадина на три года уехала в Россию. Здесь начала изучать цифровую геологию.
Спустя год после возвращения устроилась в "Полиметалл Евразия", и сейчас интенсивно осваивает достаточно новое направление – космогеологию, которая позволяет производить дешифрирование космоснимков с целью поиска новых перспективных площадей и объектов.
Еркеназ Караталова пришла в мир IT будучи бизнес-аналитиком. Сейчас Еркеназ вместе с партнером основала Edtech компанию WellDone.
Еркеназ решает задачи по потери эффективности в организации и предлагает решения в формате, удобном как для компании, так и для пользователей информационных систем. Программисты внедряют ее идеи, проектные менеджеры запускают на этой базе организационные изменения в компании. За корректностью внедряемых изменений автор решения всегда следит лично.
Успешный кейс, реализованный в крупном бизнесе, позволил переложить его как кальку на субъекты малого и среднего бизнеса, испытывавших потребность в систематизации рабочих процессов.
"Для того, чтобы реализовать в компании новый проект, недостаточно просто объявить о его запуске. Необходима командная работа и наставник, который бы следил за прогрессом в командах и, конечно же, практические знания, проверенные методики. В какой-то момент я поняла, что накопленный за годы опыт позволяет мне заниматься трекингом".
В отличие от консалтинга, где знания навыки остаются у консультанта, в трекерстве собственник и его команда сами своими руками "строят бизнес". Компетенции остаются в компании, а не уходят с консультантом.