"КТЖ – Грузовые перевозки" (КТЖ-ГП) запросили повышение тарифа на локомотивную тягу по разным видам грузов до 35%. Об этом стало известно в ходе публичных слушаний тарифной заявки перевозчика, проведенных на площадке комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) в Астане, передает inbusiness.kz.
Компания представила на обсуждение регулятора и потребителей новую заявленную смету на год на 457,9 млрд тенге, между тем утвержденная с ноября прошлого года сумма затрат на оказание услуги локомотивной тяги в рамках регулируемого тарифа была на уровне 302,2 млрд тенге, то есть увеличение произошло на 155,7 млрд тенге, или 51,5%, с учетом возросшего закладываемого грузооборота внутри страны и на внешних направлениях с 181,6 млрд до 184,7 млрд т-км, или на 1,7%, из-за роста объемов регулируемого сообщения. При этом в тарифной заявке монополия заложила доходы на 567,5 млрд тенге с прибылью в 109,6 млрд тенге, с ноября 2023 года они были утверждены в объеме почти 349,7 млрд тенге с учетом чистой доходности в 47,5 млрд тенге.
Согласно аргументации исполнительного директора железнодорожного перевозчика по экономике и финансам Ильяса Акынбекова, основными причинами для повышения являются рост расходов на оплату труда, обслуживание локомотивов, подорожавшие дизтопливо и электроэнергию. Кроме того, сейчас у "КТЖ – Грузовые перевозки" идет активное обновление локомотивного парка за счет списания старых и покупки новых локомотивов, которые в основном приобретаются на заемные средства, в том числе в валюте – эти кредиты приходится обслуживать все интенсивнее, так как по некоторым из них истек льготный период.
На фонд оплаты труда "дочка" КТЖ ранее закладывала в утвержденной смете 51,9 млрд тенге, а сейчас запрашивает 86,3 млрд тенге, говорится в презентации слушаний. При этом в ранее одобренном бюджете расходов численность персонала была учтена ниже фактической на 18,5%. Сейчас увеличение штата связано в том числе с ростом объемов перевозок, а заявленная смета рассчитывалась на 18,5 тыс. человек. В старых расчетах средняя зарплата была заложена в 364 тыс. тенге, по факту она выплачивается в среднем в объеме 631 тыс. тенге на работника, причем в локомотивных бригадах сотрудники получают по 672 тыс. тенге. Исходя из ориентира на официальные отраслевые статданные, средневзвешенная заработная плата теперь заявлена в размере 514 тыс. тенге, что разрешено законодательством.
В компании подтвердили, что проект "один локомотив – один машинист" у нее реализован по маневровым локомотивам.
"Грузовые и пассажирские пока что мы не рассматриваем, потому что наша на сегодняшний день структура не готова – это в первую очередь безопасность. Но в проекте у нас в будущем будем рассматривать, но на сегодняшний день только маневровые локомотивы переведены", – уточнил замгендиректора "КТЖ – Грузовые перевозки" по локомотивному хозяйству Асан Умбетов, комментируя вопросы в ходе слушаний.
Что касается дизтоплива, то в действующем тарифе на локотягу его цена была заложена на 294 тыс. тенге за тонну, за 2023 год она увеличилась до 332 тыс. тенге с учетом дорогого импорта недостающих объемов, или на 12,7%, при этом фактическая цена сейчас составляет 340 тыс. тенге на тонну, то есть больше на 15,5% заложенной ранее, утверждается в презентации КТЖ-ГП. В целом монополисту в старой смете было разрешено учесть сумму в 110 млрд тенге на расходы на дизтопливо, в то время как в этот раз заявляется 142,4 млрд тенге, так как прежний закупаемый в рамках тарифа объем был ниже фактического на 9%.
Согласно выкладке "КТЖ – Грузовые перевозки", прежде в сметную часть тарифной заявки закладывались цены на электроэнергию 2022 года, которые затем не пересматривались, в итоге в утвержденной смете расходы на электрическую энергию прогнозировались на год в размере 28,5 млрд тенге, а сейчас заявлено 47,6 млрд тенге, притом что в старых расчетах объем электричества был предусмотрен меньше фактического на 9,6%. Как известно, с июля прошлого года в Казахстане заработали модель единого закупщика и более дорогой балансирующий рынок электроэнергии, что в среднем увеличило тарифы по некоторым регионам – это тоже повлияло на рост расходов по этой статье.
В дочерней компании КТЖ также заявляют о необходимости наращивания затрат на ремонт локомотивов с 58,3 млрд тенге в ценах 2021 года до почти 88 млрд тенге, в основном из-за инфляции. На 85% эти деньги пойдут на сервисное обслуживание новых серий локомотивов, уточняется в презентации. К слову, по данным компании, нынешний локомотивный парк КТЖ составляет 1570 единиц.
"В течение 2020-2023 годов в связи с истечением предельного срока службы было списано 280 единиц магистральных локомотивов. Приобретено за аналогичный период 202 единицы локомотивов. В 2024 году планируется списание 68 единиц и приобретение 145 единиц. Итого в 2020-2024 годах количество списанных составило 348 единиц, а приобретено 347 единиц локомотивов", – детализируется в материале слушаний.
В целом на покупку локомотивов в течение 12 месяцев с июня за счет регулируемого тарифа предполагается потратить 237,5 млрд тенге из обновленной инвестпрограммы. Они пойдут на приобретение 22 грузовых электровозов Alstom KZ8AT, 64 грузовых тепловозов Wabtec ТЭ33А, 17 маневровых тепловозов ТЭМ11А той же американской компании и 11 грузовых тепловозов серии 2ТЭМ25КМ Брянского машиностроительного завода "Трансмашхолдинга". Плюс на капитальный ремонт локомотивов в рамках запрашиваемого тарифа на локотягу КТЖ-ГП планирует направить 2,2 млрд тенге.
В представленной тарифной смете также наблюдается рост расходов на выплату вознаграждения по займам на 14,5 млрд тенге, с 10,3 млрд до 24,8 млрд тенге.
"В период с 1 июня 2024 г. по 31 мая 2025 г. (текущий тарифный год) КТЖ-ГП, согласно графику, необходимо погасить основной долг на сумму 56,2 млрд тенге и 31,3 млрд на выплату вознаграждения по следующим займам, привлеченным на закуп локомотивов, предусмотренных тарифными сметами:
…За счет регулируемого тарифа: основной долг – 44,1 млрд тенге, вознаграждение – 24,8 млрд тенге", – уточняется в презентации "КТЖ – Грузовые перевозки".
Перевозочная "дочка" КТЖ представила проект тарифа на локомотивную тягу в разрезе разных видов грузов в отдельной таблице.
Понятно, что такой высокий уровень роста тарифов может быть не утвержден регулятором. Напомним, в последние годы "КТЖ – Грузовые перевозки" ежегодно подают заявки на повышение стоимости своей локомотивной тяги. Не всегда это получается успешно, иногда заявки отодвигают, в случае их одобрения рост тарифных ставок дается не полностью. Последний раз inbusiness.kz писал об очередном уведомлении в декабре с запросом на повышение тарифов на локотягу с января этого года, но КРЕМ отказал. До этого "КТЖ – Грузовые перевозки" подавали заявку на повышение тарифа на локомотивную тягу примерно на 29% в 2023 году. Тогда рост был согласован на уровне 11,4% в октябре с вводом в действие с начала ноября. Еще раньше увеличение расценок на локотягу на 40% "КТЖ – Грузовые перевозки" запрашивали в 2022 году, сообщало наше издание. В тот годовой период повышение произошло приблизительно на 14% с середины октября.
"На данном этапе мы рассматриваем именно заявку, то есть обоснованность подтвержденных расходов, которые будут включены в тариф. Если сейчас заявленный рост составляет, по всем факторам если учитывать, порядка 35%, то окончательное решение будет принято только после того, как мы рассмотрим все подтверждающие документы на предмет достоверности и уже будем принимать обоснованное законное предложение", – отметил в ходе слушаний зампред КРЕМ Тимур Косымбаев.
По его информации, новая тарифная заявка от "КТЖ – Грузовые перевозки" поступила 22 апреля, на ее рассмотрение законодательством отведено 30 рабочих дней, однако для ее глубинного анализа были запрошены дополнительные данные. С учетом временного сдвига, возможно, решение по тарифной заявке будет принято с вводом в действие чуть раньше или позднее начала июля.
"В структуре конечного железнодорожного тарифа именно доля локомотивной тяги занимает порядка 20%. То есть влияние, условно, если рост тарифа будет, скажем, 20%, то рост тарифа на конце составит порядка 4-5%", – пояснил госслужащий.
Стоит отметить, что, по сведениям Ильяса Акынбекова, за первый квартал грузооборот у "КТЖ – Грузовые перевозки" по углю и металлам, то есть основным видам перевозок по стране и на экспорт, немного снизился, однако в компании ожидают его рост во втором полугодии.
Недавно inbusiness.kz освещал заявку КТЖ на повышение тарифов на услуги по использованию магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 20,3%.