КТЖ не в состоянии урегулировать эти отношения между Казахстаном и Китаем – эксперт о проблемах логистики

6764

По этой причине, на взгляд специалистов, отечественные экспортеры зерновых культур уже который год упускают возможность увеличить объемы поставок продукции на рынок Поднебесной.

КТЖ не в состоянии урегулировать эти отношения между Казахстаном и Китаем – эксперт о проблемах логистики Фото: rail-news.kz

Проблематику обсудили в программе "Время говорить", передает inbusiness.kz.

Спикеры отметили, что они решили объединяться в ассоциации, поскольку в одиночку правительство их не слышит. Автор программы Данил Москаленко указал на то, что вопросы логистики, дефицита вагонов поднимаются ежегодно. Почему ничего не решается? В том числе и в доступе на китайский рынок?

Канат Баймухамбетов, директор ТОО Green Gold SKO:

"Большие проблемы с логистикой сказываются на экспорте сельхозпродукции. Здесь не только зерновые, но и масленичные культуры. Мы успешно работали в китайском направлении, но в связи с тем, что сейчас есть ограничения по переходу на границу Алашанькоу, на Хоргос, это две границы основные, через которые мы работаем, мы столкнулись с такими проблемами, как согласование железнодорожных планов железной дорогой Казахстана, железной дорогой китайской стороны, также с обеспечением контейнерами. На сегодняшний день перевозка возможна только в контейнерах в связи с пандемией. Этот вопрос на протяжении двух лет мы обсуждаем, и, к сожалению, он не решается. Ежегодно мы сталкиваемся с этими большими проблемами. Так и не можем в полном объеме выйти на экспортные мощности. Китай готов принимать наш товар, но между казахстанской железной дорогой и китайской плохо налажена связь".

Эксперты обратили внимание и на геополитическую ситуацию, при которой рынок Украины сильно просел в плане производства зерна, а Россия испытывает серьезные последствия в связи с санкциями. Казахстан в данном случае становится востребованным поставщиком зерновых культур, но, к сожалению, из-за низкой пропускной способности железнодорожных станций страна не может воспользоваться новыми возможностями.

По информации председателя ассоциации экспортеров KazGrain Зейноллы Абдуманапова, казахстанские железнодорожные станции, построенные в 60-80-х годах прошлого века, имеют пропускную способность от 80 до 100 вагонов в сутки, тогда как сейчас идет нагрузка от 200 до 300 вагонов в сутки. Поэтому вопрос логистики, особенно в экспортном направлении, стоит очень остро, отметил эксперт. Сейчас идет активная пора продажи нового урожая, но отечественные фермеры все еще не могут реализовать на внешние рынки прошлогодний.

Данил Москаленко:

 Да, очень серьезный вопрос. Может, ассоциация подключится к решению этого вопроса? Может, стоит его обсуждать уже на межправительственном уровне?

Зейнолла Абдуманапов, председатель национальной ассоциации экспортеров KazGrain:

"Но если расставить акценты – вы до этого озвучили, что небывалый урожай... Этого урожая у нас не было последние 10 лет. Последний раз это было в 2012 году, то есть Казахстан собрал достаточно большой урожай. Для внутреннего потребления Казахстану, грубо говоря, нужно 8 млн тонн. Это всего: ячменя, пшеницы... По статданным, Казахстан в этом году собрал 22,1 млн тонн зерновых культур, из них 16,4 млн тонн именно пшеницы. А для внутреннего потребления нам досточно чуть более 5 млн тонн пшеницы. У нас есть потенциал экспортировать около 9 млн тонн, если учитывать, что мы 1-1,5 млн оставим как запас, переходящий запас на следующий год. И первая проблема, с которой сегодня столкнулся бизнес, – это логистика".

Из-за значительного удорожания логистики  растет в цене и зерно, хотя имеет низкую себестоимость.

"Логистика подорожала в три раза. Если в мае условно до Узбекистана вагон стоил 550-600 тысяч тенге, на сегодня он стоит 1,5-1,8 млн тенге", – уточнил Абдуманапов.  

Телезрители, дозвонившиеся в прямой эфир, интересовались, почему при таких объемах урожая в стране дорожает хлеб и почему в соседней России пшеница дешевле.  У российской пшеницы показатель  урожайности намного выше: с одного гектара 30-35 центнеров, тогда как в Казахстане данный показатель достигает всего 17-18 центнеров с гектара, пояснили эксперты, отметив, что казахстанские фермеры, к сожалению, землей не занимаются.

Возвращаясь к проблеме логистики, глава национальной ассоциации экспортеров KazGrain заявил, что нерешение этого вопроса может привести к банкротству мелких фермеров, так как они не смогут продать урожай, а более крупные фермеры не смогут отвечать по лизинговым кредитным обязательствам.

Зейнолла Абдуманапов, председатель национальной ассоциации экспортеров KazGrain:

"Мы считаем, что нужен посол, именно профессионал, который сможет этот вопрос с китайцами урегулировать. Такого кадра именно сейчас, к сожалению, нет. Именно в КТЖ. Может быть, в других направлениях есть. КТЖ не в состоянии урегулировать эти отношения между Казахстаном и Китаем. Транзит-то идет, транзит наращивается, китайская сторона отправляет через Казахстан. А мы не можем зайти на Китай. Почему? Это должно быть обоюдно, зеркально.  То есть если мы пропускаем транзит китайского товара, то также мы должны попросить, чтобы наш товар тоже зашел".

Канат Баймухамбетов, директор ТОО Green Gold SKO:

"Наша пшеница очень хорошего качества, у нас есть твердые сорта, которые мы отправляем в Европу. Италия покупает у нас твердые сорта пшеницы. На сегодняшний день Азия берет: Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Они все используют нашу пшеницу, также и Китай. В Китае тоже недостаточно объемов, того, что они выращивают, им не хватает. Поэтому приближенные провинции, как СУАР, они готовы у нас покупать пшеницу, и мы им готовы экспортировать. Но проблема с логистикой не дает нам это сделать в полном объеме, они ведь не могут свое производство ввести в зависимость от нашего сырья, поэтому они закупают и в других странах".

"Вместе с китайским направлением Казахстану следует и дальше наращивать поставки в Иран. Сейчас договариваемся с азербайджанским флотом, потому что у нас нет  своего", – отметил в этой связи Канат Баймухамбетов.

Полный выпуск программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться