"КТЖ – Пассажирские локомотивы", как и недавно их коллеги из "КТЖ – Грузовые перевозки", запросили повышения расценок на свою локомотивную тягу. Такую информацию корреспондент inbusiness.kz нашел в базе данных "Монополист". Как известно, эта "дочка" КТЖ предоставляет услугу тягового подвижного состава для перевозки пассажиров.
"Заказчиками услуг товарищества являются АО "Пассажирские перевозки" и группа компаний, осуществляющих перевозку пассажиров на всей территории Республики Казахстан. С 1 января 2021 года товарищество оказывало услуги локомотивной тяги для пассажирских перевозок по предельным ценам, согласованным КРЕМ от 30 декабря 2020 года №43-1-13/5188. На сегодняшний день в силу роста стоимости закупаемых товаров, работ и услуг, а также изменения структуры расходов товарищества есть необходимость пересмотра предельных цен на услуги локомотивной тяги на повышение", – говорится в пояснительной записке тарифной заявки.
Вообще, "КТЖ – Пассажирские локомотивы" подавали заявку на экспертизу цены на услуги локомотивной тяги в пассажирском движении с 1 мая 2023 года с выростом на 30%, писал в апреле inbusiness.kz. Однако позже она была отозвана. Судя по материалам новой тарифной заявки, прежние акценты на увеличение различных статей расходов сверх имеющегося предельного тарифа "КТЖ – Пассажирские локомотивы" сильно не изменились, разве что были учтены обновления данных по прошествии нескольких месяцев.
Так, к примеру, в разделе "материальные затраты" на общую сумму 30,5 млрд тенге примерно 732 млн тенге закладывается на масло "Лукойл" М14Д2 класса SAE-40 для модифицированных локомотивов 10W в объеме 630,39 тонны по цене 1 160 694 тенге/тонна без НДС согласно договорам закупа 2023 года с учетом собственных локомотивов. В прежних тарифах оно было учтено на сумму 508 млн тенге по цене 623 909,91 тенге/тонна, то есть рост составил 86%.
"Фактический расход за предшествующие 12 месяцев составил 531 млн тенге, или 239 тонн по средней цене 1 307 585 тенге/тонна без НДС. Расход масла в проекте увеличен к факту 12 месяцев на 200 млн тенге за счет увеличения потребляемого объема масла на 392 тонны, при этом цена за одну тонну снижена на 11%. К факту 2022 года расходы на ГСМ увеличены на 221 млн тенге за счет роста потребности в ГСМ на 265 тонн, при этом цена за одну тонну снижена на 17%", – уточняется в раскладе.
Крупнейшей статьей расходов локомотивной "дочки" для пассажирских перевозок остается дизтопливо из-за большого использования тепловозов. В тарифной смете они заложены на 23,4 млрд тенге. К факту 2022 года затраты на дизельное топливо увеличены на 6925 млн тенге за счет роста объема выполняемой работы и повышения цены за одну тонну топлива на 24%, указывается в записке.
"Проектная цена за одну тонну – 313 056,01 тенге без НДС против цены, учтенной в действующих тарифах 198 417,7 тенге без НДС, рост цены составил 58%. Проектная цена принимается в соответствии с приказом министра энергетики РК от 12 апреля 2022 года № 140 "Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен". В натуральном выражении расход топлива рассчитан для проекта на объем работы 2023 года по удельному расходу 43,91 кг на измеритель и составляет 74 615 тонн", – детализируется в обосновании статьи расходов на дизтопливо.
К слову, параллельная заявка от "КТЖ – Грузовые перевозки", поданная в августе, содержала другую проектную расценку на дизтопливо, видимо, на фоне начала масштабной посевной – 331 698 тенге. Также у локомотивно-пассажирской монополии выросли расходы на электричество до 6,4 млрд тенге. Это произошло из-за роста тарифов на электроэнергию со средней цены в 13,64 тенге до 15,46 тенге без НДС за кВт*ч, или примерно на 13%, а также за счет роста оборотов деятельности.
Из-за увеличения собственного парка локомотивов, переданного от "КТЖ – Грузовые перевозки", и за счет их покупок "КТЖ – Пассажирские локомотивы" накопили амортизационные отчисления на 5,8 млрд тенге. Раньше эта статья расходов не включалась в расчет предельных цен, поскольку собственных основных средств у этой "дочки" КТЖ попросту не было. Наращивание собственного парка означает, что ремонтировать и обслуживать свои локомотивы структуре приходится самой, на 2023 год на это предусмотрено 11,8 млрд тенге.
Как ни странно, но расходы на зарплату у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" невелики. Хотя нормативную численность компании рассчитали на этот год на 3117 человек, где 2334 человека положено на локомотивные бригады, но на деле они привлекаются у "КТЖ – Грузовые перевозки" в составе 2008 человек. 674 сотрудника компании должно приходиться на производственный и административный персонал региональных отделов, однако их штатная численность пока не превышает 43 единицы. На центральный аппарат была выделена нормативная численность в 109 офисных работников, но сейчас их только 60 человек. Таким образом, в компании задействовано всего 103 сотрудника.
При этом фонд зарплаты в затратах на производство рассчитан у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" на 34 региональных работника в объеме всего 192 млн тенге с сопутствующими налогами на 23 млн тенге. Здесь надо сказать, что зарплата по железнодорожной группе уже поднималась несколько раз за последние годы. К примеру, в 2021 году она повысилась два раза, в январе и июле, по 10% с повышением сеток в Шымкенте и Таразе. В 2022 году дифференцированно выросли зарплаты линейных филиалов "дочки" и производственного персонала с переходом на областные коэффициенты.
"С начала 2023 года уже произведено повышение заработной платы на 5% линейным работникам, и с 01.03.2023 г. дополнительно произведено повышение заработной платы на 15% всех работников, что дало увеличение затрат к факту 2022 года на 62 млн тенге. Кроме того, по производственной необходимости штатная численность производственного персонала увеличена на 7 ед., это: введение должностей инженеров-технологов (по эксплуатации) в количестве 4 ед. в связи с предстоящей передачей локомотивного парка с ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" в товарищество; введение должностей инженеров-технологов (энергетики) в количестве 3 ед. в связи с проведением самостоятельного закупа электроэнергии с 01 аперля 2022 года, а также для учета и контроля объемов потребляемой электроэнергии и величин мощности, мониторинга изменений суточных графиков в соответствии с Законом "Об электроэнергетике" от 9 июля 2022 года. При этом штатная численность АУР сокращена на 8 ед.", – уточняется в выкладке.
Вместе с тем важной статьей затрат у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" остается стоимость аренды локомотивов – она составит 11,4 млрд тенге, выплачиваемые в карман сестринской компании, которая уже запросила повышение своего тарифа на локомотивную тягу.
"Стоимость аренды включает амортизационные отчисления, затраты на сервисное и техническое обслуживание локомотивов, сервисное обслуживание приборов учета, ремонт оборудования, экипировку водой и песком, расходы по обслуживанию АСУ ЭДТ. При этом в связи с передачей локомотивов от ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" Товариществу, приобретением и вводом в эксплуатацию новых локомотивов в 2022–2023 годах аренда локомотивов снизилась на 10 431 млн тенге к действующему уровню тарифов. К факту, 12 месяцев расходы по аренде увеличены на 4981 млн тенге (11 405 – 6424) за счет повышения стоимости аренды локомотивов ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки", – подчеркивается в пояснительной записке.
Между тем, как выяснилось, у "КТЖ – Грузовые перевозки" выросли не только стоимость аренды, но и расценки на услуги локомотивных бригад с уровня, заложенного в действующие тарифы, на 15,6 млрд тенге, до 24,3 млрд тенге.
"К факту 2022 года затраты на оплату услуг локомотивных бригад выросли на 10 216 млн тенге за счет роста объема работы на 12% и повышения стоимости услуг из-за повышения заработной платы локомотивных бригад (изменение размера заработной платы описано в части "заработная плата")", – поясняется в обосновании.
Стоит упомянуть, что расходы по выплате вознаграждения и долга по кредитам от HSBC France, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Халык банка у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" несколько изменились по сравнению с заемными параметрами, которые были обозначены весной в материале inbusiness.kz, что, вероятно, связано с валютными колебаниями и изменениями условий выплат.
К примеру, по заимствованию у HSBC France на покупку электровозов в этом году планируется направить на погашение основного долга 4933 млн тенге и проценты на 580 млн тенге при прогнозном курсе в 498,3 тенге за 1 евро. Ранее это были транши в 4712 млн и 552 млн тенге соответственно. По долгу ЕБРР в этом году придется выплатить при остатке основного долга в 2382 млн тенге после первого полугодия в целом 3176 млн тенге, если считать за весь годовой период, и вознаграждение на 468 млн тенге. Ранее эти суммы выплат были установлены на уровне 1,6 млрд тенге и 580 млн тенге соответственно. Кроме того, у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" на конец июня была задолженность перед Халык банком на 61 817 млн тенге. До конца года сумма выплат основного долга по нему должна составить 10 466 млн тенге, а вознаграждения – 10 685 млн тенге. Это отличается от заложенных ранее 4,5 млрд тенге с процентами в 12,2 млрд тенге.
Если изучить инвестпрограмму нынешней тарифной заявки, то она практически не изменилась с весны и осталась прежней. При этом прибыль до налогообложения выросла с прежнего уровня в 10,2 млрд тенге до 17,6 млрд тенге, что, вероятно, связано с увеличением уровня доходов до 116 353 млн тенге с ранее прогнозированных 101,4 млрд тенге. Причем объем получаемых из бюджета субсидий в этот раз у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" показан меньше – 11,5 млрд тенге вместо 14,8 млрд тенге, что может быть связано с уменьшением уровня дотирования в следующем году.
Кроме того, изменился уровень доходов от предоставления услуг локомотивной тяги пассажирским перевозчикам – весной он был заявлен в размере 7,3 млрд тенге с учетом заложенного 30%-ного повышения предельной цены, а сейчас он заложен в объеме всего 6,6 млрд тенге. Однако наибольшее изменение произошло в величине так называемой балансирующей платы от "КТЖ – Грузовые перевозки", которая, очевидно, является перекрестным финансированием от грузовых перевозок – она повысилась до 98,3 млрд тенге с бывших 79,3 млрд тенге.
Несмотря на изменения в различных финансовых параметрах заявки и сформированной сметы, представленный проект предельной цены на услуги локомотивной тяги в пассажирском виде движения практически не изменился с весны. Ее повышение также предлагается на 30% по сравнению с уровнем, установленным с начала 2021 года, и заявлено в теплотяге 30 998,21 тенге без НДС и в электротяге 22 361,21 тенге без НДС. Цены для межобластных социально значимых пассажирских маршрутов в теплотяге запрошены в размере 309,98 тенге без НДС, а в электротяге – 223,61 тенге без НДС. Их еще должен утвердить регулятор в лице комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ).
Напомним, ранее сообщалось, что "Пассажирские перевозки", входящие в КТЖ, повысили цены на железнодорожные билеты на 7% с начала 2023 года.