КТЖ уточнит свою позицию

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
4263

Канат Алпысбаев пообещал обозначить позицию нацкомпании по российским инновационным вагонам.

КТЖ уточнит свою позицию

Президент АО "НК "Казахстан Темир Жолы" Канат Алпысбаев сообщил abctv.kz, что введенный 4 мая текущего года запрет на отгрузку/погрузку в Казахстан и транзитом через РК российских инновационных вагонов грузоподъемностью 25 тонн является обоснованным.

"Никакой "ответки" нет. Это вагоны повышенной грузоподъемности – 25 тонн на ось", – сказал он.

Глава компании отметил, что вопрос кроется в возможностях казахстанской железнодорожной инфраструктуры.

"Мы сейчас смотрим на возможности нашей инфраструктуры, понимаете? Вся наша инфраструктура сформирована на уровень нагрузок 23 тонны на ось", – сказал г-н Алпысбаев.

Каким образом договорятся казахстанская и российская железнодорожные администрации? По мнению главы КТЖ, вопрос может быть решен в двустороннем порядке с российскими коллегами.

"Я думаю, мы в ближайшее время свою позицию уточним. В принципе, эти вопросы можно решать в уведомительном порядке", – сказал Канат Алпысбаев.

При этом он напомнил, что российские инновационные вагоны и ранее не курсировали по территории Казахстана.

"Никогда не ездили, потому что это новая программа, принятая в России, по транспортному машиностроению, по увеличению нагрузки на ось, так называемые инновационные вагоны. Они специально к этому готовились более трех лет", – сказал г-н Алпысбаев abctv.kz.

В свою очередь, министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек также сообщил, что запрет на доступ в страну российских железнодорожных вагонов введен по причине их несоответствия возможностям казахстанской инфраструктуры.

"Это связано со стандартами. Для того чтобы в Казахстан заходить, необходимо соответствовать определенным стандартам. Также как наш подвижной состав, который мы строим, будь то локомотив или новый вагон", – сказал он.

"Необходимо пройти соответствующие требованиям мероприятия. После этого никаких ограничений нет. Информацию мы только вчера получили, поэтому занимаемся этим вопросом", – сказал г-н Касымбек.

Ранее в комитете транспорта министерства по инвестициям и развитию РК сообщили, что считают обоснованным запрет на погрузку/отгрузку так называемых инновационных железнодорожных вагонов российского производства с нагрузкой на ось более 23 тонн в направлении Казахстана и транзитом через РК.

Председатель комитета Асет Асавбаев пояснил abctv.kz, что решение было принято с учетом состояния железнодорожной инфраструктуры Казахстана.

"Наши магистральные железнодорожные сети рассчитаны в нагрузку на ось 21 тонны. Инновационные вагоны российского производства рассчитаны на большую грузоподъемность. Соответственно, "КТЖ-Грузовые перевозки" отказала именно в прохождении этих вагонов. Поэтому они уже с мая в направлении Казахстана, в направлении и транзитом через Казахстан именно вагоны с нагрузкой на ось 23,5 тонны не направляют, потому что между железнодорожными администрациями нет соответствующих договоренностей, планов отгрузки, планов погрузки именно данных типов вагонов. Еще раз скажу, что инфраструктурно наши сети рассчитаны на нагрузку на ось 21 тонны. Это никоим образом не является какими-то мерами против российских инновационных вагонов, оснований нет", – сказал он.

"Нагрузка на ось рассчитана на 21 тонну, допускается до 23,5 тонны. В китайских вагонах – до 22,5 тонны. У российских вагонов нагрузка на ось – 23,5 тонны, по факту у них 25, то есть рассчитаны на 25 тонн. На 25 у нас инфраструктура не позволяет пропуск данных вагонов", – пояснил Асет Асавбаев.

При этом он отмечает, что такие вагоны с нагрузкой на ось 23,5 тонны и до официального запрета с 4 мая не ходили в Казахстан.

"Нет, эти вагоны не ходили. Они согласовывали план погрузки/отгрузки вагонов между ж.-д. администрациями на определенный предстоящий период: квартал, месяц. Соответственно, когда они заявили эти вагоны, им было отказано, ввиду того что наши пути рассчитаны на 21, допускается 23,5 тонны. У них 23,5 тонны – по факту, 25 тонн нагрузка на ось. В этой связи им было отказано. Поэтому они погрузку в казахстанскую сторону не осуществляют", – сказал глава комитета.

Асет Асавбаев отметил, что приобретенные Казахстаном в 2011-2012 годах более пяти тысяч китайских вагонов с нагрузкой на ось 22,5 тонны до сих пор не могут ставиться на отгрузку/погрузку в направлении РФ. При этом причина, по его мнению, достаточно простая.

"У нас нагрузка на ось соответствует. Вагоны, которые в Китае приобретены, речь идет о том, что технологически у нас возле железнодорожных сетей устанавливаются соответствующие железнодорожные приборы, которые определяют нагрев букса. Китайские вагоны – это технологически кассетные буксы. Приборы, чтобы автоматически определять, имеет ли место нагрев букса, надо отцепить эти вагоны, чтобы оперативно принять меры при прохождении вагонов, – говорит он. – Эти приборы в Казахстане были перенастроены с учетом приобретаемых вагонов, а в Российской Федерации – нет, поэтому они не допускают китайские вагоны не из-за того, что нагрузка на ось разная, а из-за того, что технологически нужно свои измерительные приборы привести в соответствие, чтобы контролировать нагрев букса на вагонах в частности китайского производства. И все".

В связи с этим эти вагоны ходят по Казахстану, в Китай и на другие направления, кроме РФ.

Вместе с тем потенциальные потери для российских перевозчиков в связи с данным запретом не такие большие, полагает Асет Асавбаев.

"Там количество этих вагонов не такое большое, чтобы говорить о массовости", – сказал он.

При этом глава комитета не исключает в будущем допуск вагонов с нагрузкой на ось 23,5 тонны с модернизацией железнодорожной инфраструктуры.

"А в целом, конечно, инфраструктурно у нас идет развитие, модернизация железнодорожных сетей. Как готовность будет – никто не говорит, что будет только 21 тонна на ось навсегда. Идет соответствующее развитие, модернизация, ремонт железнодорожных сетей. В частности, те участки, где не позволяется допускать прохождение вагонов с нагрузкой свыше 21 тонны на ось, это вполне в планах, чтобы повышать эффективность железнодорожных перевозок", – отметил Асет Асавбаев.

Напомним, по версии собеседников российского "Коммерсанта",  казахстанская железнодорожная администрация отказалась допускать инновационные вагоны чужих администраций в качестве ответной меры на отказ ОАО "РЖД" допустить на свою сеть 5,4 тысячи инновационных вагонов китайского производства, закупленных Казахстаном еще в 2011-2012 годах.

"КТЖ-Грузовые перевозки", структура "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ), 26 апреля направила ОАО "РЖД" телеграмму о неготовности инфраструктуры к курсированию инновационных вагонов с нагрузкой более 23,5 тонны на ось. В результате ОАО "РЖД" с 4 мая запретило подготовку и подачу таких вагонов в Казахстан либо транзитом через страну. Инновационными называются вагоны с повышенной нагрузкой на ось (25 и более тонн) и рядом других характеристик. По данным ОАО "РЖД", в настоящее время на сети эксплуатируется порядка 65 тысяч вагонов с нагрузкой на ось 25 тонн, с 1 июня началась поднадзорная эксплуатация вагонов 27 тонн на ось. В России закупка инновационных вагонов субсидируется государством, ряд моделей пользуется значительными льготами на порожний пробег.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться