Всемирный банк (ВБ) рассматривает возможность предоставления гарантии КТЖ в рамках проекта "Трансформация железных дорог и транспортного сообщения в Казахстане (развитие Среднего коридора)". Об этом сообщается на странице проекта веб-сайта международного финансового института. Сейчас он находится "на стадии рассмотрения концепции", так что все может поменяться в любой момент, пояснили в пресс-службе казахстанского представительства ВБ.
"Предлагаемый проект является первым этапом многоэтапной программы, направленной на развитие и модернизацию отдельных ключевых участков железной дороги Среднего коридора (СК) в Казахстане. Предлагаемая гарантия Международного банка реконструкции и развития (МБРР) будет структурирована как кредитная гарантия, подстраховывающая обслуживание обязательств по долгу государственной компании "КТЖ". Проект включает инвестиции с нуля в строительство железнодорожного участка Мойынты – Кызылжар (322 км) Среднего коридора в Центральном Казахстане", – говорится в резюме проекта.
Судя по информации, выложенной на проектной страничке, сумма обязательства ВБ может составить 564 млн долларов. Проект будет предложен на утверждение в начале декабря, его реализация может начаться в 2026 году с закрытием в конце 2029 года. В описании проекта уточняется, что он несет высокий уровень экологического и социального риска. Командными лидерами от ВБ по нему выступают Ниджат Валиев, Мохамед Рана и Ирина Ли.
При этом в рубрике "план финансирования" указывается, что финансирующей стороной на 564 млн долларов может оказаться Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в то время как гарантия МБРР может достигать 846 млн долларов. Напомним, недавно КТЖ собиралась взять у АБИИ кредит в размере до 150 млн долларов в швейцарских франках на оплату строительства железнодорожной ветки в обход Алматы.
В проектном резюме также уточняется, что линия Мойынты – Кызылжар была спроектирована в качестве укороченного пути для перегруженного участка Среднего коридора, который сейчас значительно отклоняется от прямого маршрута, проходя через станцию Жарык на севере. Проект предусматривает строительство однопутной магистрали с сопутствующими строительными работами и интегрированными системами сигнализации и телекоммуникаций. Благодаря созданию прямого сообщения между узлом Мойынты и станцией Кызылжар линия сократит коридор на 149 км и разгрузит интенсивно используемый участок Мойынты – Жарык.
Планируется, что она будет пропускать около 30 пар поездов в сутки и обеспечит двухъярусную обработку контейнеров, тем самым увеличивая пропускную способность и улучшая всеобъемлющую надежность потоков "восток-запад". Проект также поддержит финансовую устойчивость и доступ к коммерческому финансированию национального железнодорожного оператора КТЖ за счет расширения его возможностей по привлечению средств на мировых рынках и содействия IPO, подчеркивается в абстракте.
Отметим, что строительство линии Мойынты – Кызылжар началось в апреле, генподрядчиком на проекте выступает компания Integra Construction KZ. Она также строила вторые пути железнодорожной линии Достык – Мойынты, которая была недавно запущена и затем раскритикована в прессе.
Напомним, КТЖ рассчитывает развить железнодорожную инфраструктуру Среднего коридора с целью увеличения прибыльного транзита из Китая в Европу до 100 млн тонн в 2035 году с 27,5 млн тонн в 2024 году. Насколько это будет реально с учетом стагнации европейской экономики, предстоит узнать в следующие десять лет. По некоторым данным, чтобы достичь намеченного уровня транзитных перевозок в Казахстане, необходимо увеличивать скорость передвижения грузовых поездов.
Сиквел умеренно удовлетворительного проекта
Напоследок стоит добавить, что КТЖ сейчас является не единственными претендентом на финансовые услуги от Всемирного банка. Совсем недавно появившееся министерство искусственного интеллекта и цифрового развития уже проявило рвение реализовать проект под названием "Стимулирование продуктивных инноваций II" с привлечением через минфин 75 млн долларов кредитных средств у ВБ, софинансирование со стороны бюджетного заемщика может составить 11,2 млн долларов. Сейчас он также концептуально рассматривается в банке.
"Предлагаемый проект направлен на расширение потенциала Казахстана по созданию, внедрению и коммерциализации передовых технологий, в частности в области искусственного интеллекта, больших данных и робототехники, посредством инвестиций в критически важную исследовательскую инфраструктуру, развитие цифровых навыков и поддержку стартапов. В соответствии с целями диверсификации экономики страны, он создаст передовые производственные мощности, расширит цифровое обучение и будет способствовать развитию предпринимательства с ускоренным ростом посредством финансирования на раннем этапе и налаживания глобальных инновационных сетей. Специальное подразделение по управлению проектами и мощная система мониторинга обеспечат их эффективную реализацию и принятие решений на основе данных", – обещано в проектном резюме.
По данным СМИ, предыдущий кредит по стимулированию продуктивных инноваций в размере 88 млн долларов привлекался у ВБ в 2015 году на пять лет изначально министерством образования и науки. На страничке проекта указывается, что его реализация началась в 2016 году, и он был закрыт в конце июня 2025 года. Причем сумма кредитного финансирования ВБ в итоге составила 64 млн долларов (видимо, сказалось снижение курса тенге в 2015 году), а реализовавшим его госорганом оказалось минцифры. Проект получил смешанные оценки по разным критериям с точки зрения достижения задач, финансового управления, мониторинга и оценки, общего прогресса в реализации, закупок, управления проектом – от "удовлетворительно" до "умеренно удовлетворительно". Что бы ни означал последний показатель, вероятно, в ВБ не против приступить к продолжению инициативы.
К слову, недавно в Астане открылся Международный центр искусственного интеллекта Alem.Aі, на его базе предложено создать центр цифровых инноваций Организации тюркских государств.