Развитие отечественной гражданской авиации радует чиновников, как ни одна другая отрасль. Действительно, повод для этого есть. По данным министерства по инвестициям и развитию Казахстана, за последние пять лет наблюдается стабильный рост основных показателей: количество перевезенных пассажиров увеличилось на 44%, при этом ежегодный прирост составляет в среднем от 5 до 9%. Из 18 аэропортов республики в 10 проведена реконструкция терминалов и взлетно-посадочных полос.
Более того, по числу перевезенных авиакомпаниями Казахстана пассажиров республика занимает второе место среди стран СНГ. В 2015 году по числу обслуженных пассажиров в аэропортах международные аэропорты Астаны и Алматы вошли в число 10 крупнейших аэропортов в СНГ.
"В 2015 году отечественными компаниями через территорию Казахстана перевезено 250 тысяч транзитных пассажиров. Это положительный тренд. По сравнению с 2010 годом количество транзитных пассажиров через Казахстан увеличилось в 10 раз. Планируем, что в этом году показатели превысят 300 тысяч пассажиров. Из них 70% приходятся на аэропорт Астаны и 30% - на Алматинской аэропорт", - сказал глава ведомства Женис Касымбек в ходе заседания правительства, отметив, что до 2020 года количество транзитных пассажиров, пролетающих через Казахстан в Европу и Азию, достигнет более одного миллиона.
На этом в ведомстве не собираются останавливаться.
"Для удовлетворения спроса, внешнего и внутреннего, планируется расширение парка воздушных судов до 2020 года. Планируется, что компания "Air Astana" поставит 11 воздушных судов семейства Airbus-320, а также в 2019 году два дальнемагистральных Boieng-787",- уточнил он, и сообщил, что в планах на следующий год - открыть 8 новых направлений в Астану с вылетом из Праги, Хельсинки, Вены, Варшавы, Будапешта и ряда других городов Европы.
Кроме того, есть ряд планов по открытию маршрутов по направлению в юго-восточную Азию, в частности, в Сингапур.
Уже на следующей неделе господин Касымбек планирует подписать соглашение с авиационными властями Японии по открытию рейсов в Токио.
"Понимаем, что это (летать в Токио станет возможным- прим.abctv.kz) не в 2017 году, но мы планируем, что это будет или конец 2017 года, или начало 2018 года", - добавил он.
Планов у ведомства много и для их реализации требуется обеспечение должного уровня безопасности полетов. В этом плане в МИРе ориентируются на снятие замечаний Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
"Последняя валидация была в сентябре текущего года. Итоги показывают, что уровень эффективного внедрения стандартов ИКАО составляет по Казахстану -74%, среднемировой уровень -63%, среднеевропейский – 76%. 23 ноября в Брюсселе будет представлен окончательный отчет министерства по состоянию безопасности полетов. Мы ожидаем, что будет принято решение о снятии ограничений в целом со всех авиакомпаний", - сказал господин Касымбек, добавив, что ранее это ограничение было снято с казахстанского авиапевозчика АО "Air Astana".
А пока целое министерство пытается расставить все точки над "i" с ИКАО, министерство национальной экономики (МНЭ) старается разобраться с авиакомпанией "Air Astana", которую комитет по регулированию естественных монополий и защите прав конкуренции (КРЕМ), подведомственный Миннацэкономики, заподозрил в необоснованном повышении цен на внутренние перелеты по направлениям: Астана-Уральск, Астана-Алматы.
Напомним, в октябре пресс-служба министерства нацэкономики сообщила, что из-за жалоб казахстанцев на резко возросшие тарифы на указанные направления антимонопольный орган начал расследование в отношении авиаперевозчика АО "Air Astana". По данным ведомства, 7 октября сотрудники комитета попытались проверить авиакомпанию. Однако зайти в офис АО "Air Astana" у них не получилось. Их, как сообщала тогда пресс-служба, попросту не впустили в здание. Из-за создания препятствий должностным лицам антимонопольный орган возбудил дело об административном правонарушении в отношении авиаперевозчика. В ответ на заявления комитета по регулированию естественных монополий и защите прав конкуренции в АО "Air Astana" распространили пресс-релиз, в котором выразили свою позицию в отношении происходящего. В компании заверили, что они никогда не препятствуют законным проверкам. Более того, весь необходимый доступ к опросу сотрудников авиакомпании и системам продаж сотрудникам антимонопольного ведомства был предоставлен 20 сентября и 3 октября, "о чем были составлены соответствующие протоколы". Авиаперевозчик пояснил, что по направлению Алматы-Астана средний тариф за период январь-июнь 2016 года составил 20 124 тенге, что в долларовом эквиваленте - 58 долларов, что по сравнению с прошлым периодом ниже на 34%.
"Таким образом, сложившийся средний тариф авиакомпании "Эйр Астана" по внутренним направлениям за январь-июнь 2016 г. составил в эквиваленте от 39 долл. США (Астана-Павлодар, расстояние 414 км.) до 92 долл. США (Алматы-Атырау, расстояние 2064 км.), что является одним из самых дешевых средних тарифов в мире", - пояснили тогда в "Air Astana", и заявили, что "не дожидаясь результатов проверки и не ознакомив с ними авиакомпанию, в нарушение норм законодательства Республики Казахстан, требующих сохранения беспристрастности, независимости и справедливости в проведении соответствующего расследования, глава антимонопольного ведомства допускает многочисленные заявления в средствах массовой информации, не соответствующие действительности, обвиняя авиакомпанию в монопольном положении и незаконном повышении цен "в среднем на 40%, и даже на 80%", склоняя проверяющих к заведомо необъективным и негативным результатам расследования". Авиакомпания даже обратилась в Генеральную прокуратуру "с целью прекращения нарушения законных прав предприятия".
"Разбор полетов", как отметил в ходе заседания правительства министр нацэкономики Куандык Бишимбаев, продолжается.
"Наша служба комитета регулирования естественных монополий сейчас пытается разобраться в себестоимости. К сожалению, компания отказывает сейчас в предоставлении данных, связанных с себестоимостью выполнения рейсов, - доложил глава МНЭ Куандык Бишимбаев премьер-министру страны Бакытжану Сагинтаеву в ходе заседания правительства. - Я как член совета директоров АО "ФНБ "Самрук- Казына" хочу официально направить запрос в фонд и, соответственно, в подотчетную компанию по предоставлению всех расчетов, связанных с себестоимостью выполнения рейсов. После этих данных можно будет окончательно вынести решение -является ли повышение цены злоупотреблением монопольным положением или монопольно высокой ценой".
В ответ глава кабинета министров пояснил, что "вопрос получения информации - это не проблема".
"В рамках антимонопольного законодательства надо работать и довести работу до логического конца, чтобы мы точно понимали, в чем вопрос. Если все объективно, никаких вопросов нет. Если какие-то субъективные моменты есть - использование монопольного дохода, тогда надо в соответствии с законодательством принимать решение", - коротко заключил он.
Саяжан Каукенова