С чем это связано и почему так происходит? Попытаемся разобраться.
Во-первых, сезон активного спроса на топливо в Казахстане завершен. Спрос на бензин в Казахстане в зимний период снижается на 5% в сравнении с летним периодом.
НПЗ РК, несмотря на изменение конъюнктуры рынка, продолжают выработку всех сортов нефтепродуктов в плановом режиме. Казалось бы, что бензина должно быть достаточно. В действительности так оно и есть.
За первые 9 дней декабря производство всех видов бензинов (Аи-92 и Аи-95) на НПЗ РК составило 141,8 тыс. тонн, в т. ч. на ШНОС – 54,8 тыс. тонн. Объем отгрузки бензинов в том же периоде составил 129,9 тыс. тонн, в т. ч. на ШНОС– 43,3 тыс. тонн.
Почему отдельно выделяю ШНОС? Потому что есть "тревожные звоночки" в южном регионе.
Есть дисбаланс в объемах производства и отгрузки бензинов с ШНОС – 54,8 тыс. тонн против 43,3 тыс. тонн. Фактическая отгрузка отстает от производства на 11,5 тыс. тонн. При этом объем готовой к отгрузке продукции на ШНОС составляет более 27,8 тыс. тонн.
В чем проблема и почему объемы отгрузки бензина отстают от объемов его производства?
А вот и причина, с которой рынок уже сталкивался во 2-й половине июня: перевозчик не успевает своевременно обеспечить подачу вагонов-цистерн под погрузку бензина на ШНОС. Элементарно недостаточно "локомотивной тяги" для сбора порожних цистерн и отправки их под погрузку.
Проблема с подачей цистерн под налив бензина на ШНОС возникла еще в последних числах ноября. Впрочем, к 5 декабря эта проблема была урегулирована и ШНОС вышел на необходимую динамику, когда объем производства равен объему отгрузки. На сегодня даже можно констатировать, что текущие объемы отгрузок бензина опережают объемы его производства, но факт остается фактом – перебои с подачей вагонов-цистерн под налив вызывают цепную реакцию – бензиновый рынок целого региона останавливается и погружается в панику из-за, казалось бы, несущественной проблемы.
Для поддержания бензинового рынка г. Шымкента и Туркестанской области приняты меры по увеличению отгрузок автомобильным наливом. Учитывая, что на сегодня подача вагонов-цистерн под налив бензина нормализовалась, то сложившаяся ситуация на АЗС г. Шымкента и Туркестанской области будет разрешена в течение ближайших дней.
Проблема с подачей вагонов-цистерн в этом году случается уже во 2-й раз, и очень не хотелось бы, чтобы подобные проблемы железнодорожников становились хроническими.
В целом повода для паники и хаоса на бензиновом рынке нет. Так же как и повода для заключений о создании искусственного дефицита.
Ерлан Жаукин