banner

Куда исчезли миллиарды тенге, выделенные на реконструкцию дорог в ВКО?

3858

Несмотря на то, что на ремонт дорог в Восточном Казахстане ежегодно выделяли миллиарды тенге, во многих сельских населенных пунктах дороги разрушены уже десятки лет.

Куда исчезли миллиарды тенге, выделенные на реконструкцию дорог в ВКО?

Новой области достались старые проблемы. В редакцию inbusiness.kz обратились жители села Ауыл Бородулихинского района, где расположена одноименная железнодорожная станция. Они рассказали, что в селе есть много проблем, но "самая главная беда – ужасные дороги". В самом Ауыле дорога находится в полуразрушенном состоянии с советских времен, а та, что соединяет село с другим населенным пунктом – Коростели, не видела ремонта примерно 20 лет.

Между тем, согласно официальным данным, 12,4 млрд тенге потратят на 52 проекта по ремонту автодорог областного и районного значения, внутри населенных пунктов в "новоиспеченной" области Абай, которая образовалась 8 июня 2022 года, отделившись от Восточно-Казахстанской области. Из них 32 проекта на сумму более 7 млрд тенге касаются улично-дорожной сети, 19 проектов – это средний и текущий ремонт дорог областного и районного значения на 4,3 млрд тенге.

Ни дороги, ни школы, ни детсада

Терпели сельчане долго, а теперь надеются, что с образованием новой области их услышат.

"Как донести до государства нашу проблему? – задают вопрос жители села Ауыл. – В трех километрах с нами находится село Коростели, куда нам приходится каждое утро возить своих детей в детский сад и среднюю школу, а вечером забирать оттуда. Дело в том, что в Ауыле нет детсада, а школа только начальная. Получается, наши детки заканчивают четвертый класс, а потом их переводят в среднюю школу села Коростели. Возить детей приходится по "убитой" дороге на личном автотранспорте, и ходовая часть машин от таких трясок быстро изнашивается. Дорогу сделали только один раз, когда 50 лет было нашей деревне, но это было лет 18 тому назад".

С той поры дорога между селами ремонта не видела, уверяют жители, хотя в советские времена она была даже заасфальтирована. Сейчас периодически ее просто выравнивают грейдером, который поднимает все камни. Неделя – и дорога вся в рытвинах, а из-под колес автомашин летят камни.

"В селе Коростели дороги асфальтированные, но "убитые". В селе Ауыл их нет вообще, просто земля, как в степи. Но нам хотя бы дорогу между Аулом и Коростели сделали, чтобы детей спокойно возить в школу и садик. У нас поселковый аким на своем посту сидел два года, все обещал нам дорогу сделать, а в итоге сказал, что средств на дорогу районный бюджет не выделяет. Потом он ушел, его куда-то перевели, а дорога между Коростели и Ауылом так и осталась в разрушенном состоянии", – рассказывают сельчане.

Невольно сельские жители затронули и политический вопрос – выборности акима. Они говорят, что сейчас у них нет права выбрать своего поселкового акима, который бы помогал сельчанам в решении их проблем.

"А так постоянно к нам кого-то со стороны присылают, кому нет дела до нашего села. Он посидит и уезжает", – резюмируют жители.

Обещанного два года ждут

По информации исполняющего обязанности руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Абай Дархана Сейтханова, ремонт автодорог и улиц находится в компетенции местных исполнительных органов района, хотя "работа проводится планомерно, в соответствии с выделением денежных средств, в рамках программы "Ауыл – Ел бесігі" и паритетного финансирования из республиканского и областного бюджетов".

Дархан Сейтханов также отметил, что ремонт дороги между селом Коростели и станцией Ауыл запланирован на 2024 год. Его ориентировочная стоимость – 175 млн тенге.

А в этом году по области Абай запланирован ремонт 143 километров улично-дорожной сети, из них работы выполнены на 69 километрах. Это капитальный ремонт улицы Усть-Каменогорской в Семее, средний ремонт улично-дорожной сети в этом городе, а также в селах Абайского, Аягозского, Аксуатского, Бескарагайского, Бородулихинского, Жарминского, Урджарского районов.

По плану, в 2022 году должны отремонтировать 217 километров дорог между населенными пунктами и подъездные дороги области Абай. Сделано пока 79 километров. При этом в этом году по области Абай запланировали 10 проектов по ремонту дорог между населенными пунктами на сумму больше 3 млрд тенге – по одному объекту в Бородулихинском, Жарминском, Кокпектинском районах, два объекта – в Аксуатском районе и пять – в Урджарском.

К слову, немалые средства в этом году выделяют и на ремонт в соседней Восточно-Казахстанской области. По данным исполняющего обязанности руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурбека Турарова, в текущем году здесь реализуют 75 проектов по ремонту 278 километров дорог областного и районного значения, улиц населенных пунктов, пяти мостов на общую сумму более 19,2 млрд тенге.

В период 2020-2022 годов средним ремонтом дорог областного и районного значения, улиц населенных пунктов Восточного Казахстана охвачены дороги общей протяженностью 794 км. По состоянию на сегодняшний день требуется ремонт улиц 68 населенных пунктов, добавили в управлении.

При этом здесь подчеркивают, что ремонт дорог областного и районного значения, соединяющих сельские населенные пункты, ежегодно выполняют по утвержденным планам, поданным бюджетным заявкам, насколько позволяют возможности бюджета.

Вместо постскриптума

Между тем жители села Ауыл рассказали, что вскоре после того, как в поселковый чат одного из мессенджеров они скинули свое сообщение об обращении к журналистам, дорогу между их населенным пунктом и Коростели вновь разровняли грейдером. Но от этого стало только хуже.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться