Запасы боксита на здешнем месторождении спустя шесть десятков лет попросту иссякли, и градообразующее предприятие было вынуждено прекратить свою работу. Прошло больше года с закрытия ТБРУ, ситуация перестала быть такой острой, какой была вначале: люди успокоились и привыкли к своим новым рабочим местам. Кто-то предпочел остаться в ERG и перейти на другие предприятия, а те, кто не захотели покинуть родной город, по-прежнему живут там и тоже трудоустроены.
...Виталий Новак не спеша идет по тихой и безлюдной территории цеха отгрузки глины и вспоминает свой первый рабочий день в ТБРУ. Атмосфера к этому располагает: гула техники не слышно, площадку даже облюбовали птицы, щебечут и стайками летают от экскаватора к экскаватору.
– А ведь лет 25 назад, когда я устроился сюда, все было совершенно иначе. Тогда я и подумать не мог, что придет тот день, когда это огромное предприятие просто прекратит свое существование, – говорит Виталий Витальевич. – Конечно, мы понимали, что запасы руды не бесконечны. Но что года пройдут так быстро и этот час икс все же наступил, осознавать было непросто. Казалось, что ТБРУ будет существовать всегда. Честно скажу, тогда мне это казалось крахом не только для людей, но и для города. Спасибо ERG. Компания не оставила без внимания ни одного человека, никто не остался без работы. Всем было предоставлено право выбора. Я вот остался тут, работаю водителем в цехе отгрузки глины, теперь уже относящемся к другому предприятию группы – КБРУ. Рад, что была такая возможность.
В цехе отгрузки глины в Аркалыке сегодня работают 54 человека. Загрузку оставшегося сырья в вагоны производят три экскаватора. Кайрат Усенов, машинист одного из них, 37 лет жизни отдал ТБРУ. Покидать родной Аркалык в своем возрасте не хочет, но понимает, что до пенсии доработать нужно, поэтому планирует перевестись в КБРУ работать вахтовым методом. Остаться в этом городе предпочел и Константин Дунайский. Хотя говорит, что предложений было много.
– При желании можно было переехать в Лисаковск, Рудный, Павлодар, Караганду. Не было такого, что ТБРУ закрылось и идите куда хотите, – говорит Константин Дунайский. – Я не видел больше нигде такой заботы о сотрудниках, как в ERG. К каждому был отдельный подход, предложения о переводе, нам лишь оставалось выбирать, где еще такое есть? Меня пригласили на работу в ТОО ARQALYQREMSERVIC. Тогда оно только начинало свою деятельность, но я остался в своем городе, и для меня это главное. В перспективу развития этого нового предприятия я как-то сразу поверил, ведь его поддерживает ERG, а значит, все будет хорошо.
1 февраля этого года ARQALYQREMSERVIC исполнилось два года. Открыл это предприятие Виктор Суровцев, бывший работник ТБРУ со "здешним" 25-летним стажем. Компания передала ему на безвозмездной основе ремонтно-механический цех. Предприниматель, в свою очередь, обеспечивает рабочими местами людей, которые ранее работали в ТБРУ и по разным причинам переезжать в другие города не желают. Фирма занимается ремонтом техники, изготовлением запасных частей, сварочными работами, а в этом деле без толковых специалистов – токарей, сварщиков, слесарей – не обойтись. Из ТБРУ они перешли в ARQALYQREMSERVIC.
– В самом начале к нам перешли всего 20 человек из ремонтно-механического цеха, потом еще 26 из горного цеха, затем из железнодорожного участка. Сейчас здесь уже трудятся 98 человек из ТБРУ, и это, конечно, не предел, – рассказывает директор предприятия Виктор Суровцев. – Всего же к нам перешли 117 сотрудников, среди них было немало тех, кому оставалось до пенсии совсем немного, мы дали им возможность отработать спокойно в Аркалыке и уйти на заслуженный отдых. С 1 апреля подняли заработную плату на 15%, скоро начнется рекультивация, и в летнее время зарплата повысится. Тех, кто не захотел покидать Аркалык, эти условия вполне устраивают. Я уверен, что при такой мощной поддержке руководства ERG и АО "Алюминий Казахстана" у нашего молодого предприятия есть все шансы на дальнейшее успешное развитие.
Виктор Борисович очень тепло, с благодарностью называет управляющую компанию родителем. Без нее не было бы ARQALYQREMSERVIC:
– Сейчас оно словно маленький ребенок, который вот-вот сделал первые шаги, которому нужны помощь и поддержка, советы, наставления. Так, постепенно повзрослеем, наберемся опыта и твердо встанем на ноги, – уверен Виктор Суровцев.
"Соблюдается ли у вас техника безопасности?" – поинтересовалась я у работников цеха.
"Все как было в ТБРУ, – говорят они. – Никаких послаблений, производственная дисциплина прежде всего".
"Есть фирменная спецодежда. Есть отпуск, больничные, помощь на погребение, подарки детям к Новому году. Все это есть, поскольку есть там и профсоюзная организация. И столовая своя есть, все повара перешли тоже из ТБРУ, цены очень приемлемые: на 400-500 тенге можно плотно пообедать", – рассказывают люди.
У многих есть надежда, что со временем повысится и заработная плата. И это вполне возможно, планов у ARQALYQREMSERVIC много.
– Сейчас мы готовим помещение под участок по изготовлению конвейерных роликов для предприятий группы, – делится Виктор Суровцев. – На станки мы берем кредит на 118 млн тенге, это еще и 30 дополнительных рабочих мест. Еще планируем на базе нашего цеха производить ремонт тепловозов. Мы очень долго к этому шли, все на стадии заключения договоров, и думаю, что уже через месяц начнем ремонтировать и железнодорожный транспорт. Для этого у нас есть все необходимое. Все это опять же при поддержке управляющей компании.
Немало бывших работников ТБРУ перешли в другое аркалыкское предприятие – ТОО "Алюминстрой". Трудятся здесь и жители города, которые прежде не работали в ТБРУ. К примеру, Ирина Исаева – электромонтер. Ей тоже предлагали переехать, но это непросто, говорит женщина, здесь все-таки налаженный быт. К счастью, работу нашла быстро, заработная плата не меньше, и это вполне устраивает. Присоединился к беседе и начальник цеха БелАЗов ТОО "Алюминстрой" Михаил Христолюбов. Он тоже раньше работал в ТБРУ, затем перешел сюда. Говорит, что предложения перевестись были и раньше, даже задумывался об этом, а потом понял, что не сможет покинуть родные места.
– Если каждый, кто работал в ТБРУ, уедет из города, что с ним станет? – рассуждает Михаил. – Я решил, что буду здесь, работа есть, это самое главное, условия устраивают. Конечно, если бы ТБРУ не закрылось, я бы работал там. Но закончилась руда, это нужно признать. Главное, что мы не брошены. Кто хотел уехать – уехали, а для тех, кто остался, нашлась работа.
Поделились аркалыкцы еще одной хорошей новостью, она порадует всех горожан. Уже совсем скоро у них появится просторная четырехэтажная поликлиника. Она разместится в бывшем здании аппарата управления ТБРУ, которое компания передала городу. Сейчас там идет ремонт. На баланс акимата Аркалыка и предпринимателям города переданы на безвозмездной основе и многочисленные производственные помещения. Техника перейдет в КБРУ. И, как бы ни было тревожно и волнительно еще год-полтора назад всем тем, кто по несколько десятилетий отработал в ТБРУ, сейчас они спокойны, каждый имеет стабильную работу там, где пожелал. В целом, говорят жители города, прекращение работы горнодобывающего предприятия прошло не так болезненно, как того опасались. На произвол судьбы люди не брошены. Работу в Аркалыке найти можно, здесь немало небольших предприятий, вопрос только в заработной плате – в ERG она была достойной. Управляющая компания не оставит без внимания и тех 54 человек, которые трудятся сегодня в цехе отгрузки глины, ведь скоро сырье закончится и там. А Торгайское бокситовое месторождение навсегда останется в истории города, компании, страны и в сердцах тех, кто отдал рудоуправлению десятки лет.
Для справки:
Компания ERG, в состав которой входило ТБРУ, передала акимату Аркалыка на безвозмездной основе здание управления предприятия, базу Жарколь. Также бесплатно ТОО "Алюминстрой" получило здание цеха технологического транспорта и участка ремонтно-энергетического оборудования. В ИП "Керейт" переданы здания двух цехов – вспомогательного транспорта и деревообрабатывающего.
На баланс ТОО ARQALYQREMSERVIC также безвозмездно перешли здание АБК со столовой, склад кислорода и центральная химлаборатория, участок по ремонту железнодорожного оборудования, железнодорожный участок и железнодорожные пути, склады ГСМ, а также техника.
При передаче имущества главным условием было трудоустройство высвобожденных сотрудников ТБРУ. Это обязательство было прописано в трехстороннем меморандуме между контрагентами, акимом города Аркалыка и президентом АО "Алюминий Казахстана".
Наталья Михель