Бурю возмущения у бизнесменов – арендаторов школьных столовых Усть-Каменогорска вызвали условия ГЧП, разработанные Управлением образования ВКО. Они откровенно заявляют, что предложенный проект в таком виде лоббирует интересы крупных компаний общепита, создаёт предпосылки для коррупции и может разорить мелких предпринимателей.
Представители власти со своей стороны уверяют, что у них намерения благие, связаны с улучшением качества школьного питания, модернизацией устаревшего кухонного оборудования, а сам проект обновления школьных столовых и проведения тендера в рамках ГЧП пока сырой. В этой связи госструктуры и партийцы публично выразили готовность к диалогу с бизнесом, чтобы его доработать.
Заместитель председателя областного филиала партии "Нур Отан" Олег Чугунков отметил, что цель инициируемого партией проекта для Усть-Каменогорска – это качественное сбалансированное питание для детей. Организатор проекта – Управление образования ВКО.
По словам заместителя руководителя отдела образования Усть-Каменогорска Дмитрия Журавлёва, переход школ в формат ГЧП, где предполагается единовременное вложение средств, чтобы обновить оборудование, – новый проект для Усть-Каменогорска. Сейчас идёт его обсуждение, предпринимателям предоставят информацию по лотам и школам, которые в них вошли, все расчёты по стоимости, чтобы "арендаторы школьных столовых вошли в проект". Проект модернизации школьных столовых обсуждали в акимате Усть-Каменогорска, в городском филиале партии "Нур Отан", но пока к консенсусу не пришли.
Не смогут выйти на тендер
О проекте ГЧП по школьному питанию, модернизации столовых заговорили ещё несколько месяцев назад. В январе на сайте АО "Региональный центр государственно-частного партнёрства ВКО" появился запрос о выражении интереса о планируемом проекте ГЧП "Модернизация и обслуживание пищеблоков школьных столовых Усть-Каменогорска". Согласно ему, предварительная стоимость проекта (инвестиционная часть) составляет более полумиллиарда тенге. Покупать оборудование должны будут сами бизнесмены. Со своей стороны государство предоставляет предпринимателям – победителям тендера школьную столовую сроком до семи лет. Сейчас по конкурсам, которые проводит руководство каждой школы, договор с арендаторами заключается всего на год. Но беда для МСБ заключается в том, что лоты на тендере, который будет проводить уже не само среднее учебное учреждение, а областное Управление образования, сильно укрупнили. В Усть-Каменогорске – 44 школы, и сначала речь шла о том, что на тендер выставят четыре лота, в каждом будет по 11 школ. Теперь же в Управлении образования говорят о том, что лотов будет восемь. Арендаторы школьных столовых ставят под сомнение и этот вариант. По их предложению, лотов должно быть 44, по числу школ.
"Лоты очень крупные, получается сумма, немыслимая для нашего бизнеса, – говорит предприниматель Яна Радякина. – Мы будем вынуждены в среднем на каждую школу потратить по 12 миллионов тенге, а объединение в консорциум, как нам предлагают, нереально. Мы всё-таки являемся конкурентами друг для друга. Мы не сможем выйти на этот тендер".
По её словам, предприниматели, которые смогут выиграть такой большой лот, всё равно не смогут уследить за качеством питания в школьных столовых, а страдать будут дети. Сейчас бесплатное горячее питание для детей из защищаемых слоёв населения в Усть-Каменогорске оценивается в 309 тенге. Примерно во столько же обойдётся горячее питание для "платников". После тендеров плата за питание для них неизбежно повысится больше чем в два раза, считает Яна Радякина, потому что предпринимателям, вложившим огромные суммы в модернизацию, будет нужно их возвращать.
"Вложив большие деньги, победители тендера станут подделывать счета-фактуры. По накладным оборудование, приобретённое за 300 тысяч, будет отражаться как купленное за 900 тысяч. Мы все это знаем. Это будет коррупция или отмывание денег", – уверена Марина Масалимова.
Более того, по мнению предпринимателей, победители тендера не смогут быстро, за каникулярное время, провести ремонт и сделать модернизацию во всех столовых, но ещё страшнее то, что через семь лет, когда истечёт срок договоров с Управлением образования ВКО, они могут очередной тендер и не выиграть.
"А потом купленное нами оборудование достанется другим арендаторам?" – задаются предприниматели вопросом.
"В столовых у нас работает много женщин предпенсионного возраста, если мы не выигрываем тендер, они все оказываются на улице. Это больше 200 человек останутся без работы. Мы, как предприниматели, тоже хотим зарабатывать, сохранить наши рабочие места. Сейчас все в большом волнении находятся", – говорит Марина Масалимова.
Конкурс отдельно от ГЧП?
Предложение предпринимателей – чтобы разыгрывались конкурсы по приобретению услуг по организации школьного питания, а оборудование приобреталось в рамках ГЧП, согласно приказу Министерства образования РК № 598 от 31 октября 2018 года "Об утверждении правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных учреждениях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
"Нужно, чтобы школа подавала заявку, что ей требуется из оборудования, какой нужен ремонт, и тогда согласно этим заявкам предприниматели будут вкладывать туда определённую сумму денег, – предлагают арендаторы. – Мы всё сделаем постепенно, но нужен тогда договор с нами на пять или семь лет".
По данным Олега Чугункова, сейчас на уровне центрального аппарата партии "Нур Отан" совместно с министерствами прорабатываются вопросы по изменению нормативно-правовой базы, изменению стандартов и норм питания, изучается финансовый рынок. В Усть-Каменогорске проходят массовые проверки школьных столовых.
"Этим рынком уже интересовались иностранные инвесторы, крупные компании Казахстана", – заметил он.
Председатель Совета деловых женщин при НПП "Атамекен" Елена Березинская-Абилова, которая выступает экспертом в вопросе школьных столовых, предложила предпринимателям подготовить предложения, краткие справки о проведённой уже модернизации оборудования, если таковая происходила, калькуляцию затрат по горячему питанию.
"Я знаю, что формирование себестоимости идёт при наличии калькуляционных карт, актов писания. Но в некоторых столовых нет актов реализации блюд. Списание идёт на начальном этапе продукта. У многих нет актов разделки мяса. Как доказать, какая себестоимость горячего питания? Кости и мясо у многих предпринимателей считаются по одной цене. Должны быть чёткие цены и чётко выстроенный прозрачный бухучёт. Приходы денег от родителей тоже должны быть прозрачные. Лучшие предложения и лягут в технические спецификации по этим лотам", – говорит она.
По её словам, она направила письмо в Академию государственного управления при президенте РК с просьбой о бесплатном обучении государственных служащих, которые курируют вопрос школьных столовых и предпринимателей.
Директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий, к которому арендаторы школьных столовых обратились за поддержкой и защитой своих интересов, заявил:
"Мы поддерживаем развитие государственно-частного партнёрства, которое подразумевает в том числе и модернизацию столовых. Но почему бы не оформить ГЧП с действующими арендаторами? Ведь любое укрупнение вытеснит часть субъектов, которые создали рабочие места, у которых имеется опыт работы в данной сфере и которые зарекомендовали себя с положительной стороны. Поэтому считаем, что условия ГЧП должны предоставить возможность для участия в проекте каждому представителю малого бизнеса. Для этого не надо укрупнять лоты".
Интересно то, что у многих предпринимателей сроки действия договоров аренды столовых со школами закончились в конце прошлого года, с большей частью бизнесменов их перезаключили только на три месяца, на весь 2019 год его заключили только несколько бизнесменов. По данным Управления образования, расторгнуть их нет законных оснований. Это значит, что таким объектам МСБ повезло не участвовать в тендере, дата проведения которого пока не известна.
Всего на данный момент услуги по организации школьного питания в Усть-Каменогорске оказывают 28 предпринимателей. В общем, во всех столовых областного центра работают почти 300 человек.
Ольга Ушакова