Пополнение уставного капитала национальных компаний в ближайшем будущем может быть поставлено в жесткие финансовые и временные рамки. Как сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, в настоящее время разрабатывается законопроект, предусматривающий для субъектов квазигосударственного сектора однолетнее бюджетное планирование.
"Мы планируем перейти на подход к планированию такого характера перечислений на однолетний период. По финансированию квазигосударственного сектора, который вызывает действительно очень много нареканий по неосвоению, мы хотим, чтобы мы деньги и планировали, и выделяли на один год вперед. Планируем, смотрим в середине года, как идет реализация, и если мы видим, что большой процент освоения, на следующий год закладывается финансирование. Если мы видим, что там проблемы, мы деньги дополнительно из экономики не отрываем и не перечисляем", – объяснил министр.
Этот вопрос возник не на пустом месте. На протяжении многих лет депутаты парламента при рассмотрении отчетов об исполнении бюджета обращают внимание на значительный объем средств, который остается у субъектов квазигоссектора на контрольных счетах наличности. В целом, по данным Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, на начало 2017 года остатки средств на счетах казначейства именно квазисектора составили 113,1 миллиарда тенге.
Министр экономики уверяет, что сейчас законодательство не позволяет просто изымать оставшиеся неиспользованными средства. Более того, при трехлетнем планировании правительство не может отказать в уже запланированном загодя финансировании, мол, деньги перечисляются в принципе по плану. Поэтому решено изменить сам подход к планированию. При этом предлагается закрепить и механизм возврата оставшихся неосвоенными средств – через выкуп нацкомпаниями своих же акций у правительства.
"Механизма прямого изъятия нет. Поэтому, исходя из тех механизмов, которые есть, это либо уплата дивидендов на ту сумму, на которую произошло неосвоение, либо на эту же сумму обратный выкуп акций. Мы, как правительство, владеем холдингом, и он выкупает акции на ту сумму, на которую произошло неосвоение", – объяснил господин Сулейменов.
Стоит отметить, что планируемые изменения затронут только квазигосударственный сектор. Менять действующие подходы к бюджетному планированию в целом правительство не намерено, даже несмотря на то, что при нынешнем трехлетнем бюджетном планировании правительство вносит поправки по несколько раз в год.
"Трехлетний бюджет – это наше достижение, и его необходимо сохранить. Однолетний бюджет может быть хорош с точки зрения оперативного управления экономикой, но он начисто лишает все долгосрочные проекты какого-либо смысла, – категорично заявил господин Сулейменов. – Поэтому трехлетний бюджет – это правильно. Корректировки – это нормальная ситуация с любым бюджетом, будь то бюджет корпорации, будь то бюджет семейный, потому что меняется макроэкономическая среда, внутренняя среда, меняются приоритеты, бывает такое. Мы реализуем государственные программы, получаем дополнительные поручения от президента, правительства. Самое главное, что это делается при обязательном согласовании с парламентом".
В настоящее время законопроект, предусматривающий новые подходы к финансированию квазигосударственного сектора, прошел согласование на межведомственной комиссии министерства юстиции и готовится к внесению на рассмотрение правительства. Если он будет поддержан кабмином, миннацэкономики рассчитывает уже осенью представить законопроект на рассмотрение парламента.
Ирина Севостьянова