Члены группы общественного контроля "Житикара-Халкы" смогли проанализировать несколько десятков квитанций, выставленных за потребление электроэнергии. Выводы неутешительны: были приписки, нарушение уровней тарификации. Энергетики настаивают на том, что выросло потребление, сообщает inbusiness.kz.
У нас не сходится
В докладе, который озвучили общественники перед властями Житикаринского района, прозвучало немало интересных фактов.
"Анализ показал существенные расхождения между фактическими данными по потреблению электроэнергии, зафиксированными в квитанциях и журналах контролеров, и утверждениями ТОО "ЭПК-forfait" в официальном письме. Во многих случаях обнаружены завышения объемов потребления, нарушения по уровням тарификации, несоответствия в показаниях, исправления карандашом в журнале контролера и отсутствие подписей потребителей. Во всех апрельских квитанциях нарушение по уровням. В официальном письме от ТОО "ЭПК-forfait" утверждается, что все начисления обоснованы и произведены по данным ГКП "Житикаракоммунэнерго", без оснований для перерасчета. Однако сопоставление показывает иное. Имеются ошибки в расчетах, несоответствия в показаниях и грубые нарушения порядка учета", – отметила руководитель группы общественного контроля "Орталык" Полина Руссова.
На официальные запросы общественников в ТОО "ЭПК-forfait" (энергоснабжающая организация в Костанайской области) отметили, что снятием показаний приборов учета занимается ГКП "Житикаракоммунэнерго", потому что у ТОО нет сетей в городе. Но также энергетики ссылались на увеличение потребления со стороны населения из-за отключения горячей воды в период, который анализировали общественники.
"Бойлеры для нагрева воды работают круглый год. Горячей водой из крана практически невозможно пользоваться — она вонючая и технически непригодная. Жители сообщили, что в мае и июне 2025 года стояла теплая, даже жаркая погода, поэтому электрообогревателями не пользовались. Также на основании анализа квитанций можно сделать вывод о том, что ГКП "Житикаракоммунэнерго" завысило фактические объемы потребления электрической энергии, что совпало с завышенными счетами у населения в мае и июне 2025 года. Поскольку размер начислений напрямую зависит от объемов, можно предположить, что предприятие намеренно завышает объемы потребления, чтобы увеличить прибыль", – отметили члены группы общественного контроля.
В пример приводили конкретные адреса с выкладками, которые доказывали на бумаге слова общественников.
"Были допущены ошибки контролеров. Первое, чем занялись, учетом по электроэнергии. Я каждую книжку лично смотрел. В первую очередь с мая попросил достоверность показать вплоть до фотографий. Ходили за контролерами и выборочно проверяли. Показания были верны. К ним и привязались. Выставили счета. Но не учли, что между показаниями должно быть не более 30 дней. У нас было 33-34 дня. После передачи функций по сбору платежей ТОО "ЭПК-forfait" упустили сроки. Это сказалось на потребителях", – отметили в ГКП "Житикаракоммунэнерго".
Увидели нарушение и прокуроры, выдав предписание об устранении. Счета скорректировали, но теперь энергетики говорят, что показания по итогам июня верны и объемы потребления действительно выросли. Хотя все данные мониторинговой группы говорят о том, что нарушения имели место быть. В том числе начисление без факта потребления по одному из адресов.
Вопрос учета
Специалисты признают, что с учетом потребления электроэнергии и в целом коммунальных услуг не все так гладко, как хотелось бы. Есть не только достаточно высокие потери на сетях. Манипуляции с магнитами также имеют место быть. Люди пытаются снизить показания по потреблению.
Аналогию проводят по потреблению воды. Охват счетчиками по Житикаре составляет 87%. Наибольшие потери коммунальщики несут в частном секторе, где контроль ослаблен. По признанию руководства ГКП "Житикаракоммунэнерго", потери достигают до 40-50% от баланса. По факту это означает, что в отдельных районах города, а речь именно о частном секторе, потребление значительно выше нормативного.
Решением проблемы учета могли бы стать счетчики с функцией удаленной передачи данных. Но вопрос упирается в их стоимость. Казахстанские производители отмечают, что один такой электросчетчик стоит в районе 40-50 тыс. тенге, водомеры – в районе 20-30 тыс. тенге, газовые – от 50 тыс. тенге. Чтобы заменить все счетчики в Житикаре, по приблизительным подсчетам, потребуется 6,5 трлн тенге.
Чтобы счетчики могли передавать данные, нужно обеспечить их связью. По предварительным расчетам, Житикаре нужно семь вышек связи, каждая из которых стоит 225 тыс. тенге. Эти затраты должны будут лечь на плечи обслуживающей организации либо поставщика электроэнергии. Но здесь затраты, в данном случае ГКП, должны будут окупиться за счет ликвидации или значительного сокращения штата контролеров. Эксперты также говорят, что современные приборы учета нельзя будет обмануть с помощью магнита – датчики передадут данные о попытке энергоснабжающей организации.
Пока установка счетчиков с удаленной передачей данных дело добровольное. Однако специалисты говорят, что в ближайшее время все может измениться. Ждут принятия подзаконных актов, где могут предусмотреть обязательное наличие подобных приборов учета. Несмотря на дороговизну такого перевооружения, эксперты в области энергетики на стороне предлагаемых изменений.
"Поголовная приборизация и контроль учета – это автоматическая экономия. Это одна из целей нацпроекта по модернизации ЖКХ. В данном случае мы говорим еще и о поддержке отечественных производителей приборов учета. В Казахстане такие есть. И получаем мультипликативный эффект", – отметил председатель ОЮЛ "Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций" Сергей Агафонов.
Дайте прибыли
Специалисты в области энергетики также говорят о том, что рост тарифов, увы, должен продолжиться. Многолетние попытки сдержать рост стоимости коммунальных услуг привели лишь к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ. Однако эксперты акцентируют внимание на необходимости внедрения понятных и прозрачных принципов формирования тарифов.
"Нам не хватает транспарентности. Действующая система тарифообразования очень далека от совершенства. Коллеги предлагали вопрос о возврате ГКП "Житикаракоммунэнерго" функции энергоснабжения.
По прошествии чуть более года после принятия решения о ликвидации энергоснабжающих организаций в Казахстане стало понятно, насколько это было ошибочным решением. Цена растет, что закономерно, но прозрачности не добавляется, а качество услуг ухудшается", – добавил Сергей Агафонов.
На данном этапе, по мнению эксперта, необходимо создать в Костанайской области полноценный РЭК – региональную энергосетевую компанию. Пока, по его словам, в регионе эти функции поделили между собой два аффилированных ТОО. А это ведет к росту тарифа для конечного потребителя.
Эксперт уверен, что вместо 135 ныне существующих в Казахстане энергопередающих компаний должно остаться лишь 20 по числу регионов. Если к этому добавить изменения в систему тарифообразования, а именно заложить в тариф прибыль для компаний, то это позволит сделать отрасль инвестиционно привлекательной.
"Монополисты не мотивированы участвовать в нацпроекте по модернизации ЖКХ. Но это бизнес, и он ищет, где заработать. Если "поковырять" монополистов, то, как правило, ремонтные компании аффилированы с ними. Это большая беда. Никто монополистов не отменяет, но бизнес приспосабливается тем или иным способом к системе регулирования. Сегодня выгодно иметь значительный процент износа, осуществляя регулярные текущие ремонты", – отметил эксперт.
Специалисты в области ЖКХ признают, что подобный подход мотивирует монополии не только вкладывать средства, но и сокращать издержки, в том числе за счет стимуляции приборизации и оцифровки процессов.
Читайте по теме:
Расходы на электроэнергию в Казахстане удвоятся с момента последней реформы