В условиях пандемии родители и педагоги несут двойную нагрузку. Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК пригласила в прямой эфир представителей государственных органов и гражданского общества, чтобы обсудить тему дистанционного образования школьников и их воспитания в условиях карантина. Нащупать болевые точки и выработать эффективные предложения.
"Можно ли говорить о качественном воспитании и образовании детей, когда родители с утра до вечера на работе, а школьники на домашнем обучении предоставлены сами себе? Это проблема, над решением которой нужно серьезно задуматься, в первую очередь, государственным органам", - открыла эфир председатель Нацкомиссии Лаззат Рамазанова.
Журналист, волонтер и мама младшеклассницы Евгения Ермакова поделилась своим видением относительно онлайн-учебы.
"Я работаю удаленно и большую часть нахожусь с ребенком дома. Но, в связи с тем, что и ребенок стал учиться дома, моя личная эффективность, как специалиста снизилась. Не все видеоуроки, которые сегодня предлагают нашим детям качественно построены. Есть моменты, когда у ребенка возникают вопросы и задать их учителю он не может. Родители не всегда могут объяснить предмет так, как это сделает профессионал", - констатирует Евгения.
По ее словам, по таким предметам, как математика и языки, нужно обеспечить тесное взаимодействие учителя с ребенком. Сидя по ту сторону экрана, школьник не может задать вопрос учителю, теряется интерес к учебе, как таковой.
Председатель Казахстанской Ассоциации дошкольных организаций Лейла Куленова, которая также является мамой студентов и школьников, говорит о том, что в условиях пандемии все участники учебного процесса стали жертвами обстоятельств.
"Я считаю, что социализация – это первая задача школ. Знания можно получить индивидуально, но социальные навыки, потребность в общении – многое значат. Наша система школьного образования оказалась не готовой к этому. Весь удар на себя пришлось принимать педагогам и родителям", - констатирует она.
Общественник из Карагандинской области, мама четырех детей Ляззат Кожахметова рассказала о том, с какими с трудностями столкнулись многодетные семьи. Им пришлось труднее: не было компьютеров, интернета, приходилось помогать нескольким детям одновременно. Немало вопросов с выходом на работу, ведь детсады ограничены по количеству детей, а значит родители вынуждены оставаться с малышами дома.
По словам руководителя Национального центра по правам человека Зере Утебаевой, официальных жалоб на нарушения трудовых прав относительно работы в офисе пока не поступало. Однако она видит, как в социальных сетях родители сетуют на возникающие трудности.
Решить проблему, по словам Зампредседателя Агентства по делам госслужбы Дархана Жазыкбаева можно внедрением новых подходов к организации рабочего времени. Он рассказал о том, как на госслужбе внедряется гибкий график для сотрудников, воспитывающих детей. Его уже апробировали в ряде министерств, в частности в МИДе.
"Сотрудники могли прийти на работу на час раньше и уйти с работы на час позже, например, чтобы забрать ребенка из школы или детсада. Производительность при этом не пострадала. Аналогичный формат будет применен и после карантина в ряде других ведомств", - отметил Дархан Жазыкбаев.
Уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин обратила внимание на воспитание детей с особенными потребностями, которые в период карантина не смогли посещать коррекционные заведения. По ее словам, очень важна непрерывная деятельность реабилитационных центров, поскольку дети теряют результаты, получение в ходе реабилитации.
Также она отметила, что необходимо оформлять родителей детей-инвалидов, как социальных работников, потому что они не имеют работы, пенсионных отчислений и являются незащищенной категорией граждан.
В свою очередь председатель комитета дошкольного и среднего образования МОН Майра Мельдебекова сообщила, что министерство поддерживает традиционный формат обучения, так как при дистанционном формате качество и методика преподавания образования совсем другие. Однако, по ее словам, данный вопрос решают санитарные врачи на местах. В настоящее время школы посещают ученики 1-4 классов в дежурных классах, а также учащиеся малокомплектных школ. Четвертая четверть с дистанционным обучением позволила подойти более подготовленными к началу нового учебного года.
"Жалобы на работу сервисов, в том числе и электронного дневника "Кунделик" часто поступали в четвертой четверти", - сказала представитель МОН, добавив, что эта проблема устранена.
Но есть все же и плюсы от сложившейся ситуации, считает председатель комитета по делам молодежи и семьи Мининформации Шахимардан Байманов. Он привел результаты социологического исследования.
"Согласно результатам, треть молодежи отмечает улучшение отношений с родственниками и сверстниками в период карантина. Более половины опрошенных выступают за традиционное обучение", - отметил Шахимардан Байманов.
"Почему школьникам не дали пойти в школу в сентябре, в обычном режиме? Ведь вторая волна коронавируса ожидается позже, в октябре-ноябре", - задала вопрос Лаззат Рамазанова.
Ответ держал зампредседателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК Нуркан Садвакасов. По его словам, сейчас в ряде стран ситуация с коронавирусом ухудшается. "Ограничение учебного процесса и переход на онлайн-режим – это вынужденная мера, были просчитаны все риски и один из них – рост заболеваемости в мире, а также сезонный рост ОРВИ и гриппа", - говорит он.
Дистанционный формат учебы повлиял на эпидемиологическую ситуацию, число вышеуказанных заболеваний стало меньше в 1,3 раза – до 180.
"Мы в рамках ожидания второй волны. В октябре-ноябре всегда идет рост гриппа и ОРВИ. Что касается школ, то 60% школ перегружены, а это угроза распространения инфекции. Коронавирусом болело порядка 2,4 тысяч детей. На 1 сентября – 168 детей еще болеют, из них 64 в стационарах", - подытожил он.
По данным замруководителя Управления общественного здравоохранения города Нур-Султан Гульназ Досмырзаевой, в столице 193 ребенка школьного возраста переболели Covid-19, на сегодня они выписаны. Плюс еще были бессимптомные дети, их наблюдали медики в амбулаторных условиях.
Председатель Национальной комиссии Лаззат Рамазанова предложила после карантина создавать в школах группы продленного дня, увеличивать доступ детей к дополнительному бесплатному образованию, а также развивать систему кружков и секций. Это станет хорошим подспорьем в воспитательном процессе для работающих родителей и социально уязвимых семей.
"В условиях карантина только действенные законодательные нормы помогут работающим родителям сохранять баланс между профессиональной деятельностью и семьей", добавила модератор.
Резюмируя эфир Лаззат Рамазанова отметила, что "в нынешних условиях необходимы действенные законодательные нормы, которые позволят казахстанским семьям сохранить баланс между работой и воспитанием детей".
"Со своей стороны Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте постарается сделать все, чтобы решать возникающие проблемы родителей и детей, и чтобы концепция "Слышащего государства" работала не на словах, а на деле", - подчеркнула Лаззат Рамазанова.
Айгуль Тулекбаева, Майра Медеубаева
Подпишитесь на наш канал Telegram!