В такой ситуации особо важную роль играет государственная поддержка. В Послании народу Казахстана Президент К. Токаев поручил усилить экспортную поддержку отечественных предприятий. Подробнее о том, как реализуется поручение Главы государства, в материале.
В Министерстве торговли и интеграции сообщили, что в целях недопущения дальнейшего спада объемов несырьевого экспорта продолжена поддержка экспортеров по всем направлениям.
С переходом на дистанционную организацию труда удалось не только сохранить все бизнес-процессы, но и повысить оперативность взаимодействия с бизнесом, поскольку решение многих вопросов перешло в онлайн-поле.
Активно функционирует Антикризисный центр по поддержке экспортеров, организована горячая линия через телеграмм-канал, в рамках которой уже рассмотрено 800 обращений, оказано содействие с привлечением экспертов профильных министерств и организаций.
Также МТИ РК приоритезированы 16 товарных позиций, по которым будут выработаны новые решения по их продвижению, в том числе и на новые рынки.
Министерством совместно с Посольством ОАЭ организован первый авиаэкспресс на 22 тонны мясной продукции в ОАЭ.
Запущена практико ориентированная программа экспортной акселерации, как дополнительная мера господдержки. Она включает в себя комплекс мер, направленных на форсированное развитие экспортных возможностей казахстанских производителей, диагностику экспортного потенциала предприятий, обучение, а также сопровождение до момента подписания экспортных контрактов с контрагентами из Китая.
Льготное кредитование и экспортная страховка для экспортеров
Министерство торговли и интеграции РК изменило правила по возмещению затрат экспортерам. В частности, был усовершенствован пакет документов, актуализирован перечень товаров и внедрены новые виды компенсируемых затрат. Отечественные экспортеры смогут получить льготное кредитование и экспортную страховку.
АО "Экспортная страховая компания "KazakhExport" на ноябрь 2020 г. застраховала контракты более 70 казахстанских экспортеров на $148,2 млн.
В 2020 году господдержка позволила 205 экспортерам снизить свои издержки на $11,7 млн. Это затраты на транспортные расходы, рекламу, участие в выставках, сертификацию и другие.
Открыт новый образовательный телеграмм-канал "МСБ в онлайн". Здесь предприниматели найдут актуальную информацию, как запустить, управлять и наращивать электронную торговлю, онлайн-уроки и предложения партнеров.
Также для комплексного решения вопросов и проблем электронной торговли совместно с Ассоциацией "Цифровой Казахстан" создана телеграмм-группа E-commerce.
Актуальная экспертная аналитика о том, в каких странах есть спрос на продукцию, размещена на едином экспортном портале – export.gov.kz. Через портал можно подать заявку на участие в программе экспортной акселерации, возмещение затрат, а также выход на международные электронные площадки.
Поддержка оказывается всем желающим компаниям
Основным фокусом всех мер государственной поддержки являются предприятия обрабатывающей промышленности. Это действующие экспортеры и планирующие экспортировать предприятия.
При этом стоит отметить, что поддержка оказывается всем желающим компаниям, как имеющим опыт в экспорте, так и новичкам в данном направлении. Однако существует ряд критериев, по которым отбираются компании, то есть на конкурсной основе. Компании, желающие участвовать в данной программе, должны в первую очередь иметь желание, также быть прозрачными и отвечать на запросы. В качестве основной отрасли для первого потока Программы, с учетом высокого экспортного потенциала и востребованности на мировом рынке, отобрана пищевая промышленность, целевым рынком определен Китай.
В 2020 году запущена программа экспортной акселерации
Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана подчеркнул, что субъекты среднего предпринимательства должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на внешние рынки. Следует усилить их экспортную поддержку. Президент поручил Правительству запустить программу экспортной акселерации, направленной на средние несырьевые предприятия, чтобы обеспечить целевую поддержку от идеи до результата.
Как отметили в МТИ РК, в текущем году запущена первая в Казахстане практико ориентированная программа экспортной акселерации. По итогам проведенного анализа целевым рынком избран Китай, а приоритетной отраслью – пищевая промышленность.
Если сказать коротко, это индивидуальная работа с предприятием и полная его подготовка к выходу на рынок.
В целом на участие в программе подали заявки порядка 90 компаний, которые далее отбирались на основе международной скоринговой модели Она оценивается на основе 6 критериев: Рынок, Продукт, Финансы, Компетенции (Мотивация), Организационная структура, Корпоративная культура. Каждой компании была выставлена экспертная оценка по каждому из 6 критериев.
По итогам оценки 35 компаний были выбраны для участия во втором этапе экспортной акселерации.
В рамках второго этапа для 35 компаний проведены обучающие и информационные семинары/коучинги в режиме онлайн-вебинаров по выходу на китайский рынок. Дополнительно проводились индивидуальные встречи с международными экспертами по вопросам готовности продукции к выходу на китайский рынок, вкусовым предпочтениям китайских потребителей, оптимальным каналам продаж для той или иной категории продукции.
Подготовлены индивидуальные дорожные карты с инструкциями по выходу на китайский рынок, а также коммерческие предложения по каждой продукции.
В настоящее время проводятся бизнес-миссии в формате онлайн, в рамках которых многие китайские компании выражают заинтересованность в казахстанской продукции.
То есть поддержка – подготовить предприятие для китайского рынка и найти ему потенциального покупателя – практически реализована.
Экономический эффект от программы экспортной акселерации
Учитывая, что проект стартует впервые и не имеет аналогов в нашей стране и год еще не закончен, подводить итоги еще рано, но по итогам программы ожидается заключение 10-15 потенциальных экспортных контрактов по следующим отраслям: мясная и рыбная продукция, растительное масло, продукты мукомольной промышленности, кондитерские изделия и мед, и др. Однако, заключение и установление торговых отношений зависит как от внутренних (зависимых от условий Казахстанской компании), так и внешних (межстрановые торговые отношения, ситуация на границе, эпидемиологическая ситуация, и др.) обстоятельств.
На текущий момент между казахстанскими и китайскими компаниями проведены более 100 B2B встреч.
Согласно данным, полученным от компаний-участниц, общий совокупный объем экспорта только 27 компаний из 35 равняется более 100 млрд тенге за прошедший 2019 год. По грубым расчетам, ожидается прирост текущего объема в связи с новыми китайскими рынками в размере 20%, соответственно, дополнительный экспорт пищевой продукции из Казахстана в Китай может составить в размере 20 млрд тенге, или на 40% от текущего экспорта продуктов питания в Китай.
Помимо денежных поступлений в бюджет планируется достижение таких косвенных эффектов, как создание рабочих мест, увеличение производства, налаживание экосистемы.
Онлайн-экспорт: продажи на Alibaba.com из Казахстана
Быстрыми темпами растет электронная торговля. Возникает необходимость продвижения экспорта товаров по каналам е-коммерц.
На сегодняшний день в рамках поддержки Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан на международной интернет-платформе Alibaba.com представлено 100 казахстанских компаний. Компании отбираются на конкурсной основе через подачу заявлений на портале export.gov.kz согласно утвержденным Правилам отбора. Для участия в отборе компаниям необходимо предоставить конкурсной комиссии пакет документов и заполненную анкету. Результаты отбора размещаются на портале export.gov.kz
Компаниям, размещенным на платформе, предоставлен доступ на международную платформу Alibaba.com в качестве "Золотого поставщика". Данный премиальный статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса. Благодаря выходу на платформу Alibaba.com компании могут найти новый канал продаж и эффективно его использовать. Это будет способствовать повышению узнаваемости казахстанской продукции и увеличению экспорта несырьевых товаров.
Цель государства – поддержать и развить новый формат торговли и предпринимательства в Казахстане. Благодаря сервисной поддержке на сегодняшний день уже заключены соглашения на реализацию продукции на 7,1 млрд тенге или $16,4 млн. Казахстанские компании получили более 500 запросов на товары. Необходимо также отметить, что более 4 тыс. казахстанских товаров уже размещены на торговой площадке, которые включают макаронные изделия, муку, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежду, товары для детей и многое другое. Странами, которые направили большинство запросов являются Китай, Германия, Марокко, Гонконг, Саудовская Аравия, Узбекистан, Киргизстан, Украина и другие. Запросы в основном приходятся на такие продовольственные товары как мед, крупы, мясо, масло и т.д.
Учитывая востребованность данной меры и ее практичность, продолжается вывод отечественных производителей на мировой маркетплейс Alibaba.com, где ежегодно отмечается рост продаж, и если сравнивать последние данные, то практически в 2 раза. Поэтому потенциал платформы неминуемо отразится на экспорте следующих 50 товаропроизводителей и торговых компаний, которым будут предоставлены аккаунты со статусом "Gold Supplier".
На сегодняшний день Стандартный пакет Gold Supplier для одной компании стоит $2999 согласно официальным тарифам Alibaba. com.
Планы на перспективу
Министерством торговли и индустрии инициирован национальный проект, направленный на повышение конкурентоспособности казахстанской продукции на внешних рынках и увеличение количества зрелых экспортеров.
Предусматривается работа по таким направлениям, как:
- техническое регулирование, направленное на внедрение международных стандартов для повышения качества продукции;
- привлечение инвестиций в экспортоориентированные проекты;
- создание национальной товаропроводящей инфраструктуры, которая позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок свежей продукции, в том числе в страны ЕАЭС, ЦА и Китай, что значительно расширит рынки сбыта;
- формирование комплексного целевого пакета финансовых и нефинансовых мер господдержки для отечественных экспортеров от идеи до поставки продукции на новые рынки.
- Все это в купе позволит увеличить экспорт несырьевых товаров и услуг до $41 млрд.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!