Очередные новеллы в системе ЕНПФ стали предметом дискуссии на Atameken Business в программе "Время говорить". На этот раз эксперты разошлись в своих оценках и прогнозах. Inbusiness писал, что с 1 июля этого года казахстанцы при наличии порога достаточности смогут перевести 50% своих накоплений в частные управлящие компании. Также дается возможность полного изъятия накоплений по выслуге лет. Дискуссия была больше сконцентрирована вокруг передачи 50% накоплений частникам.
Inbusiness приводит текстовый фрагмент.
Данил Москаленко:
– Я на все эти изменения смотрю положительно. Если честно. Мне нравится сама идея, что я 50% своих денег смогу отдать в частные руки. И не ждать у моря погоды, от ЕНПФ высокой доходности. Пусть мне частники обеспечат.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Я, наверное, здесь немного разочарую, потому что если говорить в целом про пенсионную систему Казахстана, то она скорее мертва, чем жива. А все те изменения, которые происходят, это дополнительные финансовые инъекции для нее. Чтобы оживить. Мы должны были давно сказать, что пора признать смерть больного. И все.
Данил Москаленко:
– Подождите, у нас там 15 триллионов собрано! Это практически второй бюджет.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Безусловно, 15 триллионов. Но эти 15 триллионов фактически не работают на финансирование внутри РК. Это, во-первых, нужно понимать. Во-вторых, они фактически проедаются. Среди экономистов до сих пор существует дискуссия... С 2014 года у нас доходность – после того как все пенсионные фонды объединили – ЕНПФ показал доходность слегка выше инфляционного уровня, однако и этот показатель ставится в рамках дискуссии. То есть не все с этими показателями стандарта согласны. Более того, его пересчитывают в более негативную тенденцию. Если же говорить о тех изменениях, которые произойдут в кратчайшие сроки, то нужно понимать, что, во-первых, это рассчитано на очень узкую категорию граждан. Тех граждан, чей минимальный порог превышает уровень порога достаточности. И по цифрам выходит, что это буквально несколько процентов граждан РК. Здесь нужно понимать, что даже те изменения, которые происходят, то есть мы передаем в частные руки, не повлекут дополнительной доходности.
Данил Москаленко:
– Господин Шамсутдинов, Вам слово.
Эльдар Шамсутдинов, исполнительный директор DM Technology:
– Меры на самом деле хорошие. Я их приветствую. Есть некоторые нюансы, есть ограничения для частных пенсионных фондов... Я даже забыл это название. С 2013 года не употребляю. Независимые пенсионные фонды – управляющие компании – у них будет сложность в том, что им выставили пороги по доходности. И от этих порогов многое будет зависеть. Потому что, если порог не будет выполнен, они должны будут возместить недостающую доходность из своих средств. Если вы помните – почему упали пенсионные фонды в Казахстане: мы тогда выставили существенную доходность, которую они не могли обеспечить. И тогда они были вынуждены заниматься различными схемами, в том числе двойными-тройными РЕПО. Когда одну и ту же бумагу закладывали по два-три раза для того, чтобы нарастить ее доходность. Я думаю, что это тоже может быть сложностью. Поскольку заработать такому большому фонду деньги внутри Казахстана очень сложно. Если посмотрите структуру ЕНПФ, то зарабатываем мы большую долю с помощью ГЦБ (государственные ценные бумаги. – Прим.ред). Частникам будет намного сложнее. Либо пойдут в различные схематозы, либо все-таки будут убыточными. Потому что прибыль с такой инфляцией зарабатывать, наверное, все-таки сложно будет.
Данил Москаленко:
– Хорошо. Что скажет господин Нурмухамбетов? Пожалуйста.
Нургали Нурмахамбетов, финансовый аналитик:
– Ну, первая реакция вкладчиков – всем все равно. На самом-то деле за пенсионными активами никто не смотрит... Мы берем слишком короткий период. С точки зрения того, какая будет выгода, все-таки я думаю, что это надо рассмотреть больше стратегически. Это регулятор делает в части того, чтобы развивать там отрасль инвестиционную: частные управляющие компании. Ведь не секрет, что за рубежом есть огромный пласт инвесторов институциональных. Так называемые пенсионные фонды. Для этого надо обучать компании заново работать с пенсионными накоплениями. Это непростая задача. Я думаю, впереди 20-30 лет, когда мы придем к тем видам, когда, помимо фондового рынка, есть венчурные и все такое. То есть это один из крупнейших институциональных инвесторов. Поэтому это первый шаг. Я в данном случае приветствую. А по поводу доходности – управляющие компании также будут покупать ноты Нацбанка. Поверьте. Потому что сейчас доходность по нотам Нацбанка 14-15%.
Данил Москаленко:
– Акции Tesla, акции Apple. Я хочу вот такие инвестиции! Если я вкладчик. Если я через ЕНПФ кусок вот этого "американского пирога" не могу получить, через частников я тоже не смогу это сделать?
Что ответил эксперт Данилу Москаленко, смотрите по ссылке.
Читайте по теме:
Пенсионная система Казахстана оказалась лучше, чем в Испании, Египте и России