Объем торгов сжиженным нефтяным газом в июне приблизился к отметке 250 млн тенге. Увеличилось и число покупателей на бирже. Как раз о результатах торгов сжиженным нефтяным газом сегодня поговорим с членом управляющего комитета биржи Нуржаном Бегалиным.
– Как вы оцениваете итоги торгов на бирже ЕТС в целом?
– Был проведен исследовательский срез за период с начала момента торговой деятельности, то есть с февраля 2019 года. Фактически оценке подверглись четыре торговых месяца.
Первые результаты, которые для нас были важны, как вот в частности по бирже, – это понять, как складывается торговый портфель для каждого регионального инструмента и какой принцип ценообразования там соблюдается. По крайней мере, предварительные оценки, которые существовали до начала запуска торгов, предполагалось, что на каждом региональном инструменте средняя стоимость торгового портфеля будет ориентироваться больше на уровень розничных цен в этом же регионе. Но картина оказалась более благополучной, по крайней мере, для развития торговой деятельности. Средние значения торгового портфеля по региональным инструментам оказались в основном близки друг к другу. Если брать в разрезе, то из 16 инструментов по 14 диапазон цен был в пределах 48-55 тысяч тенге.
– О чем он говорит?
– Он говорит о том, что того разрыва, которого мы ожидали, мы не увидели. Соответственно, в перспективе если даже этот разрыв будет, то незначительный.
– Если вернуться к текущим торгам за прошедший месяц, за июнь, то мы видим увеличение практически по всем показателям. Как Вы оцениваете такую динамику?
– В первую очередь видно, что увеличился объем продаж. Это связано с тем, что планы поставок доли объемов продаж сжиженного нефтяного газа, которые должны реализовываться через электронные торговые площадки, Министерство энергетики увеличило с 5% до 10%. Естественно, в денежном выражении эта цифра выросла.
Средние цены по региональным инструментам тоже выросли, то есть это говорит о том, что оптовый рынок развивается. И интерес к нему не только подогревается, но есть практическая реализация интереса в виде уровня роста цен.
– Вы упомянули долю роста объемов поставок с 5% до 10%. Тогда как изменилась торговая активность в связи с этим?
– Как и показало исследование за четыре месяца, если брать в разрезе опять же региональных инструментов по частоте результативных торговых дней, то есть ярко выраженные регионы-лидеры, есть средний сегмент. Но есть и аутсайдеры. Среди лидеров с большим отрывом идет Мангистауский регион. Это показатель того, что в этом регионе исторически рынок торговли сжиженным нефтяным газом хорошо развит. Это один из ведущих энергетических товаров в регионе. И если брать по количеству торговых дней, то показатель в 30 торговых дней за четыре месяца – это достаточно хорошее значение, потому что следующий по объему торговых дней результативных идет Атырауский регион, где 21 торговый день. Атырауский регион входит в группу из четырех, которая составляет более или менее приближенные между собой значения, куда попадают также Туркестанская область, Кызылординский и Жамбылский регионы.
– Вот по Мангистауской области, может быть, чувствительный вопрос, есть в регионе компания-монополист, которая реализует практически 70% сжиженного нефтяного газа на рынок. Во-первых, знакомы ли Вы с этой ситуацией, и, во-вторых, введение электронных торгов будет ли способствовать уменьшению фактов монополизации рынка?
– Поскольку на сегодня, как я уже говорил, через электронные торги проходит всего 10% всего оборота, то 90% сжиженного газа на сегодня распределяется в рамках плана поставки по регулируемой цене и находится вне оборота торговой площадки. Что касается возможности, если потенциально где-то один игрок представляет собой возможности для монополии, то сам торговый механизм электронной торговой площадки предполагает, что, наоборот, условия по доступу в перспективе, когда доля будет увеличиваться, более чем, предположим, 50%, они будут выравнены для всех потенциальных участников. Вопрос здесь только встанет в том, у кого какая бизнес-модель, кто какими финансовыми ресурсами располагает, много факторов появляется, но это уже факторы не административного, а рыночного характера.
– А сейчас вы видите предпосылки для увеличения доли реализации сжиженного нефтяного газа через электронные торги?
– С учетом того, как изменяются средние цены по торговым весам в разрезе региональных инструментов, то есть волатильность значительно снизилась по сравнению с первыми торговыми месяцами, во всяком случае, на текущий момент. И есть основания, почему бы постепенно не увеличивать долю, тем самым постепенно переводить объем газа, поставляемого по регулируемой цене через реализацию посредством торговых площадок, по рыночным ценам. Есть предположение, что, даже если эта доля увеличится, например, с 10% до 20-30%, она существенно не скажется на изменении розничных цен в регионах.
– Можете ли Вы поделиться, какие прогнозы Вы видите на будущие периоды? Будет ли расти торговая активность?
– Если исходить из того, что доля была увеличена до 10%, то это уже показатель того, что расширяется объем газа, выставляемого посредством электронных торгов, то есть это уже и физический объем в денежном выражении. Но показатели средней цены, которые постоянно тоже растут, говорит о том, что увеличится торговая активность как таковая и расширяется количество участников, опять же как в целом, так и в разрезе торговых инструментов.