DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Лифтовикам завинчивают гайки

Лифтовикам завинчивают гайки

Приняты национальные стандарты к эксплуатации и монтажу лифтов, эскалаторов и траволаторов.

26 Декабрь 2018 14:11 2755

Лифтовикам завинчивают гайки

Автор:

Светлана Шестернёва

Фото: sputniknews.kz

Серия несчастных случаев понадобилась для того, чтобы в Казахстане наконец приняли национальные стандарты с новыми требованиями к поставке, монтажу и эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов, а также подъёмников для лиц с ограниченными возможностями.

Напомним о некоторых резонансных случаях, которые и побудили лифтовиков обратить пристальное внимание на свою работу. Поздно вечером 4 апреля между шахтой и кабиной лифта в доме 12-го микрорайона города Актобе нашли окровавленное тело женщины, 28-летней Айзат Абдисамат. А в самой кабине лифта стояла и плакала трёхлетняя дочь погибшей. Сотрудникам ДЧС понадобился час, чтобы открыть двери лифта и вынести ребёнка. В КСК сказали, что несчастный случай произошёл из-за несоблюдения техники безопасности погибшей: и лифт не сорвался, и трос был цел. В областном центре СКО ребёнок, шагнув в открывшиеся двери лифта, упал вниз с шестого этажа, так как кабины там не было. Мальчик остался жив, но сильно покалечился.

Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана собрала журналистов в Алматы и сообщила, что всему виной недобросовестные сервисные лифтовые компании. Они возникли на рынке, воспользовавшись отсутствием регламентирующей нормативно-технической базы в данной сфере, и работали по своим «удобным правилам» без какой-либо ответственности.

Доходило до нелепостей. Ержан Игибаев, возглавляющий ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана», рассказал, как однажды лично стал свидетелем тому, что на вызов к неисправному подъёмнику явился человек, который даже внешне не вызывал доверия.

«Он был одет в спортивное трико, а не спецодежду, без свидетельства монтажника, и вообще не знал, как открыть шахту лифта», – посетовал эксперт.

В другой раз, по его словам, проблема и вовсе была глобального масштаба. Компания, выигравшая тендер по обслуживанию лифтов, находилась в другом городе. А в том населённом пункте, где обещала оказывать свои услуги по технической поддержке, ремонту и прочие хлопоты, не имела даже филиала.

И вот буквально вчера лёд тронулся. 25 декабря увидел свет новый национальный стандарт, подписанный Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК.

«Настоящий стандарт направлен на обеспечение безопасности в период монтажа и эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъёмников для лиц с ограниченными возможностями. В нём прописаны чёткие требования к сервисным, монтажным лифтовым организациям, а также к поставщикам лифтового оборудования, квалификационные требования к специалистам этих компаний», – пояснил Ержан Игибаев.

Однако быть начеку придётся не только экспертам отрасли, но и потребителям их услуг. Зачастую собственники зданий и КСК при заключении договоров на обслуживание лифтов с сервисными компаниями бывают недостаточно бдительны. При выборе сервисных компаний не проверяют их техническую базу, квалификацию специалистов, профессиональные технические допуски, а также выполнение ими требований основного нормативного документа по лифтам – Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 18.10.2011 г. № 824».

«По инструкции, состояние и исправность лифтов раз в месяц проверяет мастер и проводит техническое обслуживание. А раз в год проводится полное техническое освидетельствование оборудования. Игнорирование некоторыми недобросовестными сервисными компаниями данных технических нормативов и приводит к аварийным ситуациям», – констатировал президент Ассоциации лифтовиков. При этом Игибаев заметил, что лифт сам по себе – безопасное устройство, но только если его своевременно обслуживать и правильно эксплуатировать.

Вновь принятый стандарт направлен прежде всего на обеспечение безопасности людей, пользующихся лифтами.

«В нём прописано, какие лифты должны завозиться на территорию РК, каким количеством квалифицированного персонала должны обладать сервисные компании, с какой периодичностью проводится осмотр и освидетельствование лифтового оборудования», – перечислил эксперт в области эксплуатации подъёмных механизмов Роман Нурмагамадов.

Он также поведал, что профессиональная ассоциация тщательно проанализировала текущую ситуацию в лифтовой отрасли страны и обнаружила внушительный ряд проблем, которые требуется устранить. Это ветхие лифты, которые необходимо либо модернизировать, либо утилизировать. И это недобросовестные индивидуальные предприниматели или ТОО, которые работают на рынке лифтов, не имея об оном ни должного, а подчас и малейшего понятия.

«До февраля 2020 года, когда все лифты, не соответствующие требованиям технического регламента, должны быть остановлены, осталось меньше двух лет», – напомнил Нурмагамадов.

А председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская считает, что принятие новых стандартов – это всего лишь первый шаг. Она уверена, что по-настоящему сдвинет ситуацию с критической точки мера наказания – не штрафом, а административной ответственностью.

Светлана Шестернёва, Алматы

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

Почти пятая их часть в мегаполисе эксплуатируется свыше 25 лет.

02 Март 2020 08:12 7317

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

Фото: Мария Галушко

До 2024 года в Алматы заменят все лифты с истекшим нормативным сроком. Об этом в ходе круглого стола «Трансформация лифтовой отрасли Казахстана. Вызовы и перспективы развития» сообщил заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев. Какие еще вопросы обсудили представители лифтовой отрасли, выяснял корреспондент inbusiness.kz.

Новые стандарты

По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, в 2012 году в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование. С этого момента на рынке появились недобросовестные игроки в лице сервисных и монтажных компаний. Ярким тому примером послужил случай, произошедший в 2018 году в Актобе, когда в результате халатности сотрудников сервисной компании погибла молодая девушка.

«С этого момента по поручению Елбасы при содействии министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) мы сели за разработку национального стандарта требований к эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемников. Над проектом мы работали больше года, и в результате в начале 2020 года этот национальный стандарт мы внесли в Закон «О жилищных отношениях». В настоящее время это обязательное требование для всех участников рынка, осуществляющих монтаж, поставку и обслуживание», – сказал в ходе круглого стола Ержан Игибаев.

В прошлом году была разработана дорожная карта, направленная на обеспечение безопасности и поддержку отечественных производителей. На сегодняшний день в Казахстане существует пять лифтостроительных заводов, общая производственная мощность которых составляет 3500 лифтов в год. Однако в реальности их загруженность составляет от 5% до 15%. Реализация дорожной карты как раз направлена на решение этой проблемы.

«Разработанная дорожная карта не закрыта, по мере проблем она будет дополнятся, а исполненные пункты будут исключаться. Все субъекты лифтовой деятельности должны будут придерживаться национального стандарта. Совместно с Ассоциацией лифтовиков мы сейчас разрабатываем правила аттестации на право проведения монтажа, технического обслуживания, диагностирования и ремонта лифтового оборудования», – добавил руководитель управления машиностроения комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Ержан Иманслям.

По словам Ержана Имансляма, в 2017 году объем рынка отрасли составлял 2,5 тыс. лифтов, из них 314 были произведены местными производителями и более 1800 лифтов было импортировано. В 2018 году ситуация не изменилась. В 2019 году было произведено 2056 лифтов, из них 1824 импортировано. Общая мощность казахстанских предприятий составляет 2350 лифтов в год и может полностью покрыть потребность рынка.

С февраля 2019 года были отмены таможенные пошлины на готовые лифты, в то время как пошлины на комплектующие для отечественного производства составляют 15%. По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, это ставит казахстанских производителей в экономически невыгодные условия.

Проблемы, которые остаются

Между тем проблемным остается вопрос лифтов с истекшим нормативным сроком. Их в стране насчитывается около 5 тыс. единиц, из которых 4 тыс. представляют угрозу здоровью и жизни людей и требуют модернизации.

«В Алматы самый крупный жилищный фонд в стране – более 8 тыс. жилых домов, которые эксплуатируют около 5 тыс. лифтов. Из них со сроком эксплуатации более 25 лет 1400 лифтов – это 18%. В 2019 году мы проверили 61 организацию – это 779 лифтов. В результате был оштрафован 21 объект на 1,3 млн тенге. В рамках государственной программы «Модернизация ЖКХ», осуществляется замена лифтового оборудования, заменен уже 941», – сказал заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев.

По словам Мейржана Отыншиева, в 2020 году планируется заменить 300 лифтов, на это предусмотрено 2 млн тенге. Это возвратные средства, которые предоставляются на срок от семи до 15 лет. До 2024 года планируется замена всех лифтов в городе, требующих ремонта.

«Я считаю, что необходимо ускорение программы по модернизации ЖКХ. По имеющимся данным, свыше четырех единиц лифтов у нас в Казахстане требуют модернизации. В среднем нормативный срок одного лифта – 25 лет. У нас есть лифты, действующие более 30 лет. Это источник повышенной опасности. Наверное, здесь нужно создавать специальную программу по реновации лифтового парка РК», – добавил Ержан Игибаев.

Необходимые меры

Директор TOO LGS «Kazakhstan elevator Group» Алиш Халафов отметил, что в первую очередь необходимо на законодательном уровне принять нормативно-правовой акт, который обязал бы застройщиков, оперирующих бюджетными средствами, брать лифтовое оборудование только у отечественных производителей. И, если при строительстве присутствуют государственные деньги, ни о каком импорте не должно быть и речи.

«У нас существует 255-й приказ МИИР РК, 2017 года, в нем указано, что как раз в случае строительства объекта за счет государственных средств должны применяться услуги и работы отечественного производства. Однако, как мы видим на практике, данные приказ не работает должным образом и применяются лифты китайского и другого происхождения, качество которых иногда ставится под сомнение», – прокомментировал вопрос Ержан Игибаев

 «Мы сталкиваемся с проблемой реализации продукции и конкуренцией со стороны завозимой продукции из Китая и других стран. Нужно ужесточить ответственность застройщиков и курирующих госорганов за применяемое оборудование. Экспертиза должна отслеживать, что применяется в проекте», – считает заместитель директора ТОО «Алматы лифт» Максим Телицкий.

На вопрос журналистов о том, обязаны ли будут жители первых и вторых этажей платить за использование лифтов, заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев ответил следующее.

«На сегодня собственники первых и вторых этажей освобождены от оплаты за обслуживание лифта. Но, согласно закону о жилищных отношениях, высшим органом управления жилым домом является собрание. Именно там должны приниматься такие решения. В этой связи управлением энергоэффективности разрабатывается проект новых правил предоставления коммунальных услуг. И этот вопрос будет вынесен на обсуждение. Касательно замены лифтового оборудования в рамках модернизации. Лифт – это часть общего имущества, и в расходах на его содержание должны участвовать все. Если жители на собрании примут решение, что первые и вторые этажи будут освобождены от оплаты, то им счета не будут предоставляться», – сказал Мейржан Отыншиев.

Мария Галушко

Замена лифтов каждому жильцу обойдется в 3000 тенге

Заменить 40 подъемников многоэтажек планируется в Нур-Султане до конца года.

24 Июль 2019 15:34 7973

Замена лифтов каждому жильцу обойдется в 3000 тенге

По программе развития регионов до 2020 года жители многоэтажных домов могут получить заем от государства на замену устаревших лифтов. Ежемесячный платеж с каждой квартиры в среднем составит три тысячи тенге. Об этом inbusiness.kz сообщили в столичном Управлении контроля и качества городской среды.

Для участия в программе необходимо провести общее собрание собственников квартир и получить положительное решение о проведении модернизации лифтового оборудования объекта кондоминиума, объема предстоящих работ. После чего следует подать заявление оператору программы – ТОО «Оркен кала». Далее заключается договор, выбирается подрядчик. Все эти процедуры необходимо проводить под контролем жильцов.

«Что касается возмещения затрат, то ссуду у государства можно получить сроком на 15 лет, и оплата по ней будет составлять в среднем две-три тысячи тенге в месяц с одной квартиры», – пояснила заместитель руководителя Управления контроля и качества городской среды Оксана Ибраева.

По данным госоргана, до конца года в Нур-Султане посредством данного механизма запланирована замена 40 лифтовых установок. В настоящий момент готовится инвестиционное предложение по модернизации 15 лифтовых установок в многоэтажках по адресу: ул. Кордай, 75, ЖК «Эгалите», ЖК «Сан сити».

С начала года в столице по программе развития регионов заменено 12 лифтовых оборудований.

Напомним, ранее сообщалось, что в многоэтажных жилых домах (МЖД) города работают 4910 лифтов.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: