Лига академической честности оказалась в центре международного скандала. Польская компания утверждает, что устав лиги требует приобретение системы, технические характеристики которой прописаны под Turnitin. В развитом обществе подобное называется недобросовестной конкуренцией, из-за чего лига, созданная ради внедрения принципов академической честности и высоких стандартов, может понести репутационные потери.
Впрочем, в самой лиге с этими претензиями не согласны.
"Устав Лиги академической честности прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции, а значит, его содержание соответствует требованиям законодательства Республики Казахстан", – говорит председатель совета лиги Мирас Дауленов.
Попробуем разобраться.
Польские амбиции
Компания Plagiat.pl, предоставляющая антиплагиатное ПО для университетов, пришла на казахстанский рынок четыре года назад. За это время компания добилась того, что на сайтах, где сочиняют и продают диссертации, дипломы и курсовые, польскую разработку описывают как "активно внедряемая в вузах Казахстана".
По словам же исполнительного директора Plagiat.pl, Али Тахмазова, компания добилась намного больше, а именно имеет интерфейс на казахском языке, базу данных на казахском языке, а еще открыла в Казахстане представительство. То есть польские борцы с плагиатом всеми своими действиями дают понять, что в нашу страну они пришли всерьез и надолго.
Элита среди вузов
Но вот 4 октября 2018 года протоколом учредительного собрания в Казахстане появилась Ассоциация высших учебных заведений "Лига академической честности".
Главной своей целью лига продекларировала повышение качества образования. Чтобы достичь желаемого высокого качества, решено было придерживаться принципов, таких как:
- соблюдать стандарты академической честности, правил цитирования и поведения;
- обязательно проверять на плагиат все письменные работы;
- предоставлять лишь лучшим студентам возможность завершить свое обучение;
- нести ответственность за качество подготовки кадров, подтвержденное дипломом.
В общем-то, создатели лиги решили не изобретать новый велосипед, а использовать опыт, наработанный элитными объединениями лучших университетов мира, такими как Russel Group (объединяет 24 престижных британских университета, в том числе Кембриджский и Оксфордский) и Ivy League (американская "Лига плюща", объединяет восемь университетов, среди которых Гарвардский, Принстонский и Йельский).
Вуз, который желает стать членом лиги, должен быть не просто честным, прозрачным и объективным, но и "использовать в качестве средства обнаружения нелегального заимствования во всех письменных работах студентов и преподавателей автоматизированную платформу, отвечающую стандартам лиги". Именно это требование послужило причиной того, из-за чего польская компания написала Премьер-министру письмо-жалобу на… МОН РК.
Из письма Премьер-министру
"…К сожалению, недавно мы столкнулись с несправедливым отношением к нам со стороны МОН РК. Вы, наверное, слышали о Лиги академической честности. Вузы нас проинформировали, что члены лиги должны будут отказываться от нашей системы, так как устав лиги требует приобретение системы, технические характеристики которой прописаны под американскую систему Turnitin, а как основатель, Лиги КАЗГЮУ обязывает и вынуждает вузы приобретать эту систему…"
Далее в письме, от 27 декабря 2018 года, на имя Бахытжана Сагинтаева (на тот момент занимавшего пост премьер-министра Казахстана) говорится, что Лига не должна создаваться для преследования интересов частной компании, а "МОН РК должен обеспечить равные условия для всех участников рынка".
Большой и известный сайт для поиска плагиата
"Это практический монополист в области проверки на плагиат. Внутренняя его работа засекречена не хуже, чем военная база: я не нашел ни одной статьи, даже коротенькой заметки, повествующей хоть в самом общем виде о том, какие алгоритмы там применяются. Сплошная загадка", – так пользователи Сети описывают американскую коммерческую интернет-службу обнаружения плагиата. По некоторым данным, оборот Turnitin более 1,5 млрд долларов в год.
Как сообщили в самой компании в ответ на запрос inbusiness.kz, антиплагиатной системой Turnitin пользуются "более чем 30 миллионов студентов в 15 000 учебных заведениях в 150 странах. Клиентская база включает 80 из 100 лучших университетов мира, в том числе в институтах, входящих в Russell Group и Ivy League".
Кроме того, у компании "эксклюзивное партнерство с Crossref, первоклассный контент из электронных журналов с открытым доступом и от таких ведущих издателей, как Elsevier, Springer & Nature, Wiley Blackwell, Taylor and Francis и IEEE".
Как раз это "эксклюзивное партнерство" и стало камнем преткновения для других антиплагиатных программ, которые хотели бы сотрудничать с лигой, но не могут.
"Монопольное право Turnitin, прописанное в уставе лиги, вытекает из требования к антиплагиатным системам, т. е. системы должны быть подключены к указанным базам данных EBSCO, Scopus и т. д. Мы обратились к руководству этих баз данных, те в свою очередь заявили, что у них с Turnitin многолетний эксклюзивный договор и они не имеют права подключаться к другим антиплагиатным системам", – говорит Али Тахмазов.
Что может ответить лига на обвинения в лоббировании
"В этом моменте хотел бы отметить, что система Turnitin была признана как соответствующая критериям лиги на общем собрании 8 февраля 2019 года, а устав лиги, который содержит эти критерии, был принят на учредительном собрании 4 октября 2018 года. Таким образом, нельзя сказать, что только Turnitin соответствует критериям лиги и никакая другая система не может соответствовать этим критериям, – говорит Дауленов. – Несмотря на это, до сих пор Али Тахмазов и представительство польской системы StrikePlagiarism.com отказываются открыто сотрудничать с лигой и представить свою систему на общем собрании лиги, при этом угрожая обращением в Министерство образования и науки Республики Казахстан, Канцелярию Премьер-министра Республики Казахстан. Этим же письмом Али Тахмазов даже просил меня рекомендовать польскую систему StrikePlagiarism.com членам лиги. Но мы никого рекомендовать не можем. Мы лишь признаем систему, если она готова работать открыто и профессионально".
Интересно, что ответ Мираса Дауленова на вопрос, какая еще антиплагиатная система может подходить к п. 7.4.1, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.4, 7.4.5 устава лиги, занял целых пять страниц (1792 слова), пробившись через которые, понимаешь, что можно было ответить всего одним (с полным текстом ответа можно ознакомиться ниже).
Суть конфликта: Turnitin VS Plagiat.pl
Хотя Plagiat.pl пишет о себе, что "в настоящее время находится в тройке мировых лидеров по предоставлению антиплагиатного ПО для университетов и других образовательных учреждений", но до Turnitin им еще очень далеко. Достаточно сказать, что количество вузов, с которыми сотрудничает Plagiat.pl, в три раза меньше.
Тем не менее, по словам Али Тахмазова, система Turnitin, которую продвигает лига, сейчас способна распознавать казахский и русский языки и сравнивать загруженные в нее студенческие работы с работами на английском.
"То есть проверяется в базах, которые для казахстанской академической среды имеют малое значение, – говорит Али Тахмазов. – На самом деле без местной базы проверка работ носит имитационный характер. Дело в том, что антиплагиатная система – не эксперт и не решает, что плагиат, а что цитата со ссылкой. База данных собирается для недопущения компиляции и копирования работ следующими поколениями авторов, включая студентов. И это самая сложная задача, которая стоит перед вузами. Мы провели большую работу в Казахстане, собрали базу, но лиге, получается, не нужна местная база, а нужна база на английском языке, которая, по нашему мнению, скорее поможет скрыть плагиат, чем обнаружить его. И обратите внимание на то, что лига не является общественной организацией, которая давит на МОН и продвигает программу либерализации образования, проведения реформ, а наоборот, сама лига продвигается МОН: вот группа образцовых университетов, с них нужно брать пример. Это делается, как правило, всегда, когда не проводятся широкие реформы в сфере образования".
В лиге считают по-другому.
"Возможность системы антиплагиата сравнивать работы студентов и преподавателей членов лиги с мировыми базами данных является важным для исключения возможности перевода работ с английского языка на другие языки", – говорит Мирас Дауленов.
По мнению Мираса Дауленова, сегодня образование не ограничено рамками одной страны, и плагиат все чаще выражается в форме перевода с английского языка на другие языки, включая русский и казахский. Образовательные программы казахстанских университетов построены на источниках, которые размещены в признанных мировых коллекциях, таких как Pearson или EBSCO Host. Именно поэтому казахстанским вузам нужны источники, которые индексируются в этих базах данных и опубликованы на английском языке.
Получается, что в лиге предполагают, что казахстанские студенты скорее переведут научную статью из базы данных Scopus, чем спишут свою работу у студента курсом старше или из другого вуза.
В компании Turnitin придерживаются мнения, что все же большинство случаев плагиата являются прямым результатом обмена работами между студентами. И Turnitin гордится своей крупнейшей в мире коллекцией студенческого контента.
"Наш глобальный репозиторий студенческих работ не имеет аналога и защищает репутацию студентов прошлого, настоящего и будущего. Преподаватели могут проверять задания по трем различным базам данных, содержащим студенческие работы", – говорится в ответном письме на запрос inbusiness.kz (с полным текстом ответа можно ознакомиться ниже).
На вопрос: "Возможно ли ситуация, что Turnitin не обнаружит плагиат в работах казахстанских студентов, так как не имеет нужной базы?" – в компании ответили, что: "По мере того, как использование увеличивается по всему учебному заведению, консорциуму (ряду учебных заведений) и региону на любом языке, расширяются и возможности сопоставления". Проще говоря, на первых порах, скорее всего, такое возможно, но в будущем появится база и расширятся возможности сопоставления.
Между тем российская система Antiplagiat.ru тоже выразила желание работать на казахстанском рынке и подтвердила свое намерение принять участие в общем собрании лиги в сентябре текущего года… Приглашение от лиги получила и польская компания. Но значит ли это, что устав лиги может измениться?
Катерина Клеменкова