/img/tv1.svg
RU KZ
Лигу академической честности обвинили в нечестной игре

Лигу академической честности обвинили в нечестной игре

Польская компания Plagiat.pl заявила, что лига лоббирует интересы американской Turnitin.

13:21 21 Август 2019 9944

Лигу академической честности обвинили в нечестной игре

Автор:

Катерина Клеменкова

Лига академической честности оказалась в центре международного скандала. Польская компания утверждает, что устав лиги требует приобретение системы, технические характеристики которой прописаны под Turnitin. В развитом обществе подобное называется недобросовестной конкуренцией, из-за чего лига, созданная ради внедрения принципов академической честности и высоких стандартов, может понести репутационные потери.

Впрочем, в самой лиге с этими претензиями не согласны.

«Устав Лиги академической честности прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции, а значит, его содержание соответствует требованиям законодательства Республики Казахстан», – говорит председатель совета лиги Мирас Дауленов.

Попробуем разобраться.

Польские амбиции

Компания Plagiat.pl, предоставляющая антиплагиатное ПО для университетов, пришла на казахстанский рынок четыре года назад. За это время компания добилась того, что на сайтах, где сочиняют и продают диссертации, дипломы и курсовые, польскую разработку описывают как «активно внедряемая в вузах Казахстана».

По словам же исполнительного директора Plagiat.pl, Али Тахмазова, компания добилась намного больше, а именно имеет интерфейс на казахском языке, базу данных на казахском языке, а еще открыла в Казахстане представительство. То есть польские борцы с плагиатом всеми своими действиями дают понять, что в нашу страну они пришли всерьез и надолго.

Элита среди вузов

Но вот 4 октября 2018 года протоколом учредительного собрания в Казахстане появилась Ассоциация высших учебных заведений «Лига академической честности».

Главной своей целью лига продекларировала повышение качества образования. Чтобы достичь желаемого высокого качества, решено было придерживаться принципов, таких как:

  • соблюдать стандарты академической честности, правил цитирования и поведения;
  • обязательно проверять на плагиат все письменные работы;
  • предоставлять лишь лучшим студентам возможность завершить свое обучение;
  • нести ответственность за качество подготовки кадров, подтвержденное дипломом.

В общем-то, создатели лиги решили не изобретать новый велосипед, а использовать опыт, наработанный элитными объединениями лучших университетов мира, такими как Russel Group (объединяет 24 престижных британских университета, в том числе Кембриджский и Оксфордский) и Ivy League (американская «Лига плюща», объединяет восемь университетов, среди которых Гарвардский, Принстонский и Йельский).

Вуз, который желает стать членом лиги, должен быть не просто честным, прозрачным и объективным, но и «использовать в качестве средства обнаружения нелегального заимствования во всех письменных работах студентов и преподавателей автоматизированную платформу, отвечающую стандартам лиги». Именно это требование послужило причиной того, из-за чего польская компания написала Премьер-министру письмо-жалобу на… МОН РК.

Из письма Премьер-министру

«…К сожалению, недавно мы столкнулись с несправедливым отношением к нам со стороны МОН РК. Вы, наверное, слышали о Лиги академической честности. Вузы нас проинформировали, что члены лиги должны будут отказываться от нашей системы, так как устав лиги требует приобретение системы, технические характеристики которой прописаны под американскую систему Turnitin, а как основатель, Лиги КАЗГЮУ обязывает и вынуждает вузы приобретать эту систему…»

Далее в письме, от 27 декабря 2018 года, на имя Бахытжана Сагинтаева (на тот момент занимавшего пост премьер-министра Казахстана) говорится, что Лига не должна создаваться для преследования интересов частной компании, а «МОН РК должен обеспечить равные условия для всех участников рынка».

Большой и известный сайт для поиска плагиата

«Это практический монополист в области проверки на плагиат. Внутренняя его работа засекречена не хуже, чем военная база: я не нашел ни одной статьи, даже коротенькой заметки, повествующей хоть в самом общем виде о том, какие алгоритмы там применяются. Сплошная загадка», – так пользователи Сети описывают американскую коммерческую интернет-службу обнаружения плагиата. По некоторым данным, оборот Turnitin более 1,5 млрд долларов в год.

Как сообщили в самой компании в ответ на запрос inbusiness.kz, антиплагиатной системой Turnitin пользуются «более чем 30 миллионов студентов в 15 000 учебных заведениях в 150 странах. Клиентская база включает 80 из 100 лучших университетов мира, в том числе в институтах, входящих в Russell Group и Ivy League».

Кроме того, у компании «эксклюзивное партнерство с Crossref, первоклассный контент из электронных журналов с открытым доступом и от таких ведущих издателей, как Elsevier, Springer & Nature, Wiley Blackwell, Taylor and Francis и IEEE».

Как раз это «эксклюзивное партнерство» и стало камнем преткновения для других антиплагиатных программ, которые хотели бы сотрудничать с лигой, но не могут.

«Монопольное право Turnitin, прописанное в уставе лиги, вытекает из требования к антиплагиатным системам, т. е. системы должны быть подключены к указанным базам данных EBSCO, Scopus и т. д. Мы обратились к руководству этих баз данных, те в свою очередь заявили, что у них с Turnitin многолетний эксклюзивный договор и они не имеют права подключаться к другим антиплагиатным системам», – говорит Али Тахмазов.

Что может ответить лига на обвинения в лоббировании

«В этом моменте хотел бы отметить, что система Turnitin была признана как соответствующая критериям лиги на общем собрании 8 февраля 2019 года, а устав лиги, который содержит эти критерии, был принят на учредительном собрании 4 октября 2018 года. Таким образом, нельзя сказать, что только Turnitin соответствует критериям лиги и никакая другая система не может соответствовать этим критериям, – говорит Дауленов. – Несмотря на это, до сих пор Али Тахмазов и представительство польской системы StrikePlagiarism.com отказываются открыто сотрудничать с лигой и представить свою систему на общем собрании лиги, при этом угрожая обращением в Министерство образования и науки Республики Казахстан, Канцелярию Премьер-министра Республики Казахстан. Этим же письмом Али Тахмазов даже просил меня рекомендовать польскую систему StrikePlagiarism.com членам лиги. Но мы никого рекомендовать не можем. Мы лишь признаем систему, если она готова работать открыто и профессионально».

Интересно, что ответ Мираса Дауленова на вопрос, какая еще антиплагиатная система может подходить к п. 7.4.1, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.4, 7.4.5 устава лиги, занял целых пять страниц (1792 слова), пробившись через которые, понимаешь, что можно было ответить всего одним (с полным текстом ответа можно ознакомиться ниже).

Суть конфликта: Turnitin VS Plagiat.pl

Хотя Plagiat.pl пишет о себе, что «в настоящее время находится в тройке мировых лидеров по предоставлению антиплагиатного ПО для университетов и других образовательных учреждений», но до Turnitin им еще очень далеко. Достаточно сказать, что количество вузов, с которыми сотрудничает Plagiat.pl, в три раза меньше.

Тем не менее, по словам Али Тахмазова, система Turnitin, которую продвигает лига, сейчас способна распознавать казахский и русский языки и сравнивать загруженные в нее студенческие работы с работами на английском.

«То есть проверяется в базах, которые для казахстанской академической среды имеют малое значение, – говорит Али Тахмазов. – На самом деле без местной базы проверка работ носит имитационный характер. Дело в том, что антиплагиатная система – не эксперт и не решает, что плагиат, а что цитата со ссылкой. База данных собирается для недопущения компиляции и копирования работ следующими поколениями авторов, включая студентов. И это самая сложная задача, которая стоит перед вузами. Мы провели большую работу в Казахстане, собрали базу, но лиге, получается, не нужна местная база, а нужна база на английском языке, которая, по нашему мнению, скорее поможет скрыть плагиат, чем обнаружить его. И обратите внимание на то, что лига не является общественной организацией, которая давит на МОН и продвигает программу либерализации образования, проведения реформ, а наоборот, сама лига продвигается МОН: вот группа образцовых университетов, с них нужно брать пример. Это делается, как правило, всегда, когда не проводятся широкие реформы в сфере образования».

В лиге считают по-другому.

«Возможность системы антиплагиата сравнивать работы студентов и преподавателей членов лиги с мировыми базами данных является важным для исключения возможности перевода работ с английского языка на другие языки», – говорит Мирас Дауленов.

По мнению Мираса Дауленова, сегодня образование не ограничено рамками одной страны, и плагиат все чаще выражается в форме перевода с английского языка на другие языки, включая русский и казахский. Образовательные программы казахстанских университетов построены на источниках, которые размещены в признанных мировых коллекциях, таких как Pearson или EBSCO Host. Именно поэтому казахстанским вузам нужны источники, которые индексируются в этих базах данных и опубликованы на английском языке.

Получается, что в лиге предполагают, что казахстанские студенты скорее переведут научную статью из базы данных Scopus, чем спишут свою работу у студента курсом старше или из другого вуза.

В компании Turnitin придерживаются мнения, что все же большинство случаев плагиата являются прямым результатом обмена работами между студентами. И Turnitin гордится своей крупнейшей в мире коллекцией студенческого контента.

«Наш глобальный репозиторий студенческих работ не имеет аналога и защищает репутацию студентов прошлого, настоящего и будущего. Преподаватели могут проверять задания по трем различным базам данных, содержащим студенческие работы», – говорится в ответном письме на запрос inbusiness.kz (с полным текстом ответа можно ознакомиться ниже).

На вопрос: «Возможно ли ситуация, что Turnitin не обнаружит плагиат в работах казахстанских студентов, так как не имеет нужной базы?» – в компании ответили, что: «По мере того, как использование увеличивается по всему учебному заведению, консорциуму (ряду учебных заведений) и региону на любом языке, расширяются и возможности сопоставления». Проще говоря, на первых порах, скорее всего, такое возможно, но в будущем появится база и расширятся возможности сопоставления.

Между тем российская система Antiplagiat.ru тоже выразила желание работать на казахстанском рынке и подтвердила свое намерение принять участие в общем собрании лиги в сентябре текущего года… Приглашение от лиги получила и польская компания. Но значит ли это, что устав лиги может измениться?

Катерина Клеменкова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/f5xT9XaF.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/NEvaQeV6.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/Yg30Iupp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/zWlc8RkE.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/VAuhVzB4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/UC4ukeR2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/pWlo8bD4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/LUJJ7BHU.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/uEt3Qm4N.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/3m5yMF3E.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/cwhObLGQ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/eBZbOcq8.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/8zbXASCX.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/Wmf2JZpp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/1NqE5rui.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/W1GVkCKC.jpg

Опубликован список вузов, не получивших поддержку государства

В каких именно вузах теперь нельзя обучаться по государственному гранту?

17 Сентябрь 2020 13:58 38245

Об этом поделился заместитель председателя НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев на своей страничке в «Фейсбуке».

«В этом году министерством образования и науки РК был сделан большой шаг – 36 вузов не допустили к грантам. Вузы отсекались на основании низкого трудоустройства и слабых позиций рейтинга НПП «Атамекен» (в основе нашей методики лежит трудоустройство и актуальность образовательных программ).

Эти вузы на самом деле вызывают много вопросов, вот только несколько интересных фактов:

  • В Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем обучаются на очном отделении – 1528 человек.

При этом на первом курсе – трое, на втором – шестеро, на третьем – пятеро, на четвертом курсе – 1513!

Как такое могло случиться?

  • Этот же вуз дает дипломы 13% (699 человек) всех выпускников-юристов страны. Для сравнения, в КАЗГЮУ в 2018 году выпуск по специальности «юриспруденция» составил 185 выпускников.
  • В Центрально-Азиатском университете меньше 30% выпускников-экономистов находят работу! Актуальность образовательных программ ниже 10%!
  • В Международном гуманитарно-техническом университете только 29% выпускников специальности «информатика» находят работу. Еще по четырем специальностям трудоустройство не доходит до 50%!» – отмечает О. Ордабаев.

И таких примеров еще много, сообщает представитель Нацпалаты, считая решение МОН РК обоснованным.

Список вузов, где государство не разместило гранты:

  1. Университет «Астана».
  2. Казахстанский морcкой университет (ныне Актауский гуманитарно-технический университет).
  3. Университете дружбы народов имени академика А. Куатбекова.
  4. Институт Мардана Сапарбаева.
  5. Международный университет Silk way.
  6. Университет «Сырдария».
  7. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова.
  8. Атырауский инженерно-гуманитарный институт.
  9. Евразийский технологический университет.
  10. Каспийский общественный университет.
  11. Академия «Кайнар».
  12. Инновационный Евразийский университет.
  13. Евразийский гуманитарный институт.
  14. Казахская академия труда и социальных отношений.
  15. Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова.
  16. Центрально-Азиатский университет.
  17. Центрально-Казахстанская академия.
  18. Казахский университет технологий и бизнеса.
  19. Академия Bolashaq.
  20. Казахстанская инновационная академия.
  21. Международный гуманитарно-технический университет.
  22. Экибастузский инженерно-технический институт им. академика К. И. Сатпаева.
  23. Евразийская юридическая академия имени Д. А. Кунаева.
  24. Кызылординский университет «Болашак».
  25. Баишев университет.
  26. Университет иностранных языков и деловой карьеры.
  27. Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем.
  28. Гуманитарно-техническая академия.
  29. Алматинская академия экономики и статистики.
  30. Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет.
  31. Казахский университет экономики, финансов и международной торговли.
  32. Университет Алматы.
  33. Казахстанский медицинский университет непрерывного образования.
  34. Казахско-Русский международный университет
  35. Таразский инновационно-гуманитарный университет.
  36. Костанайский социально-технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжара.

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Плюсы и минусы дистанционного образования

Кто умеет зарабатывать и получать максимальные результаты.

14 Сентябрь 2020 11:42 6471

Казахстанские эксперты – об особенностях и перспективах образования в условиях пандемии. С началом нового учебного года тема дистанционного обучения стала одной из самых актуальных в казахстанском обществе. В «заложниках» оказались дети, родители и учителя. И, пока в Казахстане идут бурные споры о том, узаконить дистанционное обучение или нет, во многих странах мира еще задолго до пандемии и связанного с ним карантина начали практиковать «дистанционку». Корреспондент inbusiness.kz выяснила, что думают эксперты о школе онлайн.

Но для начала приведу примеры из собственной жизни. Четыре года назад в рамках пресс-тура для казахстанских журналистов по Швейцарии нас привели в один из местных университетов. И во время встречи с руководством вуза нам рассказали, что практикуют дистанционное обучение. Нам объяснили, что не все студенты, в частности, из стран Африки и Азии, могут позволить себе прилететь в Швейцарию и получить образование. И тем более платить за жилье и питание. И не все страны, как Казахстан, могут отправить молодых учиться за счет государства. В строго определенное время преподаватели этого вуза выходили в режиме онлайн, читали лекции для своих «далеких» студентов. Но вот для защиты диплома студенты все же должны были прилететь лично в университет. Но и это уже не такие большие расходы, как жить в течение учебных семестров в самой дорогой стране мира. Такой метод обучения стал для швейцарского университета еще одной возможностью получения заработка. Вот еще один пример. Пока некоторые родители жалуются, что все трудности обучения собственных детей легли на их плечи в условиях «дистанционки», сын одной моей соседки уже третий год успешно получает дистанционное образование по российской школьной программе. Как объяснила женщина, это гарантированный аттестат о среднем образовании и больше шансов поступить в российский вуз. И, как выяснилось позже, это не единичный случай, причем не только в нашей стране, но и в соседних Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, где для молодежи для получения работы в России важно знание русского языка.

Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», считает, что образование не только выгодный бизнес, но и стратегически верный шаг для любого государства, желающего «говорить» с соседями на одном языке:

«Хочу привести свой пример. В России в 2019 году был запущен национальный проект «Образование», рассчитанный на пять лет. Одна из его целей – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В рамках этого нацпроекта есть федеральные проекты. Один из них – экспорт образования. На проект выделяется более 107 млрд рублей. Задача проекта – увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству. К 2024 году планируется увеличение числа иностранных граждан, которые обучаются в российских вузах, до 435 тысяч человек. Это не просто так: ежегодно экономики принимающих стран получают от студентов-иностранцев миллиарды долларов. Это прагматика.

Узбекистан не случайно недавно открыл несколько представительств российских вузов для обучения тех специалистов, которые нужны его экономике. Соответственно, образование рассматривается на евразийском пространстве в том числе и как бизнес, что при реализации совместных образовательных программ может положительно повлиять на экономики стран ЕАЭС».

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

«Да, идет огромный рост всемирного рынка образования. Уже после Второй мировой войны образование начало превращаться в бизнес международного масштаба. Сейчас международный рынок образовательных услуг фактически полностью сформировался, такие услуги стали объектами внешней торговли. Предметами, успешно продаваемыми на новом рынке, стали курсы по изучению иностранных языков, обучение иностранцев в школах, различные средства для повышения квалификации, в последнее время шире организуется дистанционное обучение.

Другими предметами экспорта служат такие продукты, как программы, методические пособия, книги и т .п. Но самыми массовыми являются услуги по получению высшего образования иностранцами. На их долю приходится основная часть расходов, определяющих емкость мирового рынка образования.

Так что я согласен с Эдуардом Полетаевым, что образование – это еще одна возможность, кроме нефти, для экономики страны, принимающей иностранных студентов, получать серьезную прибыль.

Выпускникам школ из северных регионов Казахстана образование в России просто экономически выгоднее. Абитуриенту из Петропавловска проще и дешевле поехать учиться в близлежащий Омск, чем прилетать в Алматы. Поэтому и вопросы гуманитарной составляющей, куда входит образование, для двустороннего приграничного сотрудничества между той же Россией и Казахстаном мы не должны сбрасывать со счетов».

Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии, выступает за интеграцию образовательных платформ в рамках ЕАЭС:

«А я хотела бы сказать о возможности получения высшего образования в рамках ЕАЭС, куда, как известно, входят Казахстан, Россия, Беларусь. Российское образование для определенной категории молодежи рассматривается как некая возможность выехать на территорию России, получить диплом и остаться там на ПМЖ (постоянное место жительства). Я, например, мало знаю о программах евразийской студенческой мобильности. Эти программы в большей степени реализуются с немецкими, французскими, американскими университетами.

Мобильность образования на постсоветском пространстве тоже есть, но это всего лишь несколько платформ, например университет ШОС. Но насколько эффективно они работают сейчас? Возможность жить и передвигаться в той стране, где идет обучение, сейчас затруднена из-за закрытия границ.

Мобильность, которая предполагала бы возвращение студентов обратно после прохождения курсов обучения в университете-партнере, достаточно слабо развита в рамках евразийского образовательного пространства. Может, имеет смысл говорить о создании университета ЕАЭС?

При этом в Санкт-Петербурге существует университет при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, но о нем мало что известно. То есть мы видим, что сегодня есть вопросы с развитием открытых университетов, связанных с интернет-платформами. Это один из приемлемых вариантов, который мог бы развиваться и связывать на уровне местных локальных сообществ население стран – членов ЕАЭС».

Мадина Нургалиева, советник директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, поддерживает идею Ирины Черных:

«С 1 сентября в Казахстане ввели дистанционный формат обучения. Мне кажется, странам, входящим в тот же ЕАЭС, можно выработать совместные подходы и общие образовательные платформы.

Что касается синхронизации образовательных систем на евразийском пространстве, я предвижу, что будет много споров по таким предметам, как история, география. Здесь пока еще остается много вопросов внутреннего порядка. Их пока стоит отложить в сторону, чтобы не появилось яблоко раздора. Но можно и нужно продвигать такие предметы, как математика, геометрия, физика, химия. Высокие знания в этих сферах помогут обеспечить технологический прорыв без каких-либо идеологических и политических оттенков. Подобный подход можно применить в дошкольном и высшем образовании».

Александр Губерт, старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет (AlmaU):

«Я также поддерживаю унифицикацию образовательных стандартов (хотя бы по таким предметам, как математика, геометрия, физика, химия), так как это фактор конкурентоспособности отечественного образования. Приведу пример, найденный мною в ленте новостей. Ребенок, гражданин Казахстана, окончил в Байконуре российскую школу, а его не приняли в колледж в Кызылорде. Проблема единичная, но она существует. И таких моментов набирается много.

Поэтому поддержка государством образования является важным условием экономической интеграции. Ведь вопросы бизнеса и экономики связаны с гуманитарной составляющей (образованием, здравоохранением, туризмом и т. д). Если об этом не думать сейчас, то это станет большой проблемой в будущем».

Ерлан Смайлов, руководитель аналитической группы «Кипр»:

«Сегодня представители казахстанских вузов откровенно говорят, что их российские коллеги бороздят школы, ищут отличников, медалистов, независимо от национальности приглашают учиться к себе.

Когда страна небольшая с точки зрения экономики и населения, а Казахстан в этом смысле небольшая страна, у нее возникает риск в случае более глубокой интеграции в гуманитарной сфере, сфере образования, рынка труда, получить вымывание человеческого капитала.

В качестве примера приведу статистику по миграционному сальдо за январь-июнь 2020 года. Из Казахстана за этот период уехало 10 977 человек. Из них около 9,5 тысячи – в Россию. В свою очередь, из них 7921 человек старше 15 лет и младше пенсионного возраста. Еще 2,5 тысячи – младше 15 лет. Старше пенсионного возраста уехало 459 человек. Из тех, кто покинул страну, 3395 человек имеют высшее образование, 2828 человек – среднее техническое. Из тех, кто уехал, 40% имеют высшее образование, среднее специальное имеют 33%.

За тот же период в Казахстан приехало 5118 человек. Из них с высшим образованием – 1010 человек. То есть высшее образование имеют всего 17% приехавших. Среднее специальное у 27% прибывших.

Понятно, что интеграция открывает больший мир. Это не повод строить обвинения в адрес России, более конкурентной на рынке труда, это шанс задуматься о нас самих, о местном образовании, условиях труда, социальной поддержке. Тем не менее имеется серьезная зафиксированная проблема, состоящая в том, что квалифицированные специалисты уезжают, об этом нельзя забывать и надо принимать стимулирующие меры, чтобы оставлять их здесь».

Шавкат Сабиров, директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, член общественного совета при МИД РК:

«К сожалению, бывает, что интеграция, в той же сфере образования в рамках ЕАЭС остается только на словах. Как только дело доходит до реальных проектов в бизнесе, возникают надуманные препятствия. Так, актуальные сегодня проекты, связанные с онлайн-образованием, такие простые, как «Яндекс».

Учебники, которые можно было бы реализовать спокойно в Казахстане, сталкиваются с тем, что сразу появляются ходоки (а за каждым из них стоит большой человек), которые начинают навязывать свои онлайн-платформы. Я знаю это, потому что в школе, где учатся мои дети, мы долго отбивались от этих доморощенных платформ, чтобы остаться на Microsoft Teams.

Проекты, которые я сегодня веду, больше делаю для того, чтобы они были реализованы на пользу Казахстана. Но математические модели в медиаизмерениях использую российские, это удобно, к тому же предоставили их бесплатно. Однако возникают претензии, что это российская математика.

Что плохого? При этом телефоны у нас китайские или корейские, операционная система Windows – американская, и с этим не возникает проблем. Но, как только начинается реализация какого-то проекта, с нашей стороны возникают препятствия на пустом месте. Молодежи, которая столкнулась с проблемами, проще переехать либо в Россию, либо даже в Бишкек и реализовывать проекты в сфере цифровизации. Я разговаривал с нашими ребятами, которые успешно работают в Омске, Москве, при этом их не принял отечественный рынок.

В Крыму работает казахстанский стартап, предложивший удобную систему электронного документооборота. Эта компания могла бы работать у нас в стране. У нее 150 человек трудоустроено. Мы мало того что отдали мозги, но и рабочие места. Надо внутри страны менять подходы, мышление, в хорошем смысле «переобуться». Иначе все будет упираться в вечный бюрократизм и непрофессионализм, в непонятные аргументы «против», которые не дадут развиваться».

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!