/img/tv1.svg
RU KZ
KASE 2 391,52 Hang Seng 27 316,53
DOW J 29 225,93 FTSE 100 7 413,43
РТС 1 523,24 Золото 1 636,80
Локомотив для бизнеса

Локомотив для бизнеса

Румынский актив «КазМунайГаза» провел IT-оптимизацию железнодорожных поставок нефтепродуктов.

13 Май 2019 11:05 4321

Локомотив для бизнеса

Автор:

Новости

Все новости

Как высокие технологии позволяют отслеживать 13 тысяч вагонов-цистерн с нефтепродуктами ежемесячно

Европейское подразделение АО «НК «КазМунайГаз»  продолжает внедрять цифровые решения на своих предприятиях. В частности, недавно группа KazMunayGas International получила возможность проводить круглосуточный цифровой мониторинг железнодорожного трафика нефтепродуктов в Румынии. Проект Shunting Expert c широким спектром цифровых решений реализуется компанией Rompetrol Rafinare, входящей в группу KMGI, совместно с железнодорожным оператором Румынии Romanian Rail Group. На территории Юго-Восточной Европы подобное ИТ-решение на железной дороге внедрили впервые.

Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)​

Цифровой контроль

За счет применения Shunting Expert компания сможет в режиме реального времени круглосуточно отслеживать маршруты перемещения порядка 13 тыс. вагонов-цистерн в месяц, перевозящих нефтепродукты двух производственных активов KMGI в Румынии – НПЗ «Petromidia Нэводарь» (10 тыс. цистерн) и НПЗ «Vega Плоешть» (3 тыс. цистерн).

Данные объемы весьма внушительны и, как отметили в KMGI, требуют осуществления строгого контроля над множеством параметров перевозимых нефтепродуктов. Новое программное обеспечение здесь выступит прекрасным подспорьем, поскольку с его помощью можно будет не только в режиме реального времени с высокой точностью отследить местоположение, уровень загрузки и статус любой цистерны, но также и минимизировать риски возникновения внештатных ситуаций. Помимо прочего, Rompetrol Rafinare предоставляется неограниченный доступ к сопроводительным документам каждой цистерны и дорожным рапортам.

Независимые аналитики также уверены, что внедряемые логистические решения принесут казахстанскому нефтегазовому активу значительные и быстрые выгоды. Своим мнением на этот счет поделился с inbusiness.kz Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа АО «Инвестиционный дом «Астана-Инвест»:

«Внедрение платформы, конечно же, окажет положительный эффект, существенно увеличив эффективность, так как будет осуществлен строгий контроль над всеми параметрами, а учитывая огромные объемы перевозок, компания в этом нуждается. Основные преимущества внедрения – это принятие более эффективных решений, увеличение производительности, снижение затрат, увеличение выручки и скорости поставки продукции и так далее».

Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)​

Расширяя горизонты

Для дальнейшего развития бизнеса казахстанского нефтегазового актива внедрение инноваций в логистике играет важную роль. Так, рост производительности НПЗ за счет модернизации и цифровизации позволяет увеличивать объем экспорта сырья и нефтепродуктов, переваленных группой KMGI по трейдинговым каналам.

В прошлом году общий объем трейдинговых поставок сырья и нефтепродуктов группы составил рекордные 14,9 млн тонн. Растут также оптовые и розничные продажи по внутренним и внешним каналам, которые за прошлый год достигли 3,35 млн тонн.

В основном поставки нефтепродуктов KMGI в страны Восточной Европы осуществляются морем через порт Констанца, а железнодорожные перевозки покрывают внутренний спрос.

Таким образом, модернизация и оптимизация железнодорожной логистики поможет растущей производственной группе эффективнее управлять поставками нефтепродуктов на основном рынке присутствия в Румынии.

На рост объема ж.-д. перевозок также значительное влияние оказывает рост розничных продаж через собственную сеть АЗС Rompetrol. В прошлом году в Румынии, Молдове, Болгарии и Грузии компанией было открыто около 200 новых точек продаж (включая АЗС, экспресс-станции, скиды и резервуары).

При этом, как отметил в разговоре с inbusiness.kz руководитель дивизиона трейдинга KMGI Клаудиу Контану, в будущем компания планирует расширять географию своего присутствия.

«В Румынии у нашей группы имеется три нефтеперерабатывающих актива – НПЗ Petromidia и Vega, а также нефтехимический комплекс Petrochemicals. Производимую на них продукцию мы продаем в Румынии, Болгарии, Молдове и Грузии. В ближайшее время мы планируем расширить географию поставок наших нефтепродуктов. Например, хотим выйти на рынки Сербии, Венгрии и Албании, где мы пока еще не представлены. Эти страны для нас очень выгодно расположены, поставки туда будут удобны с точки зрения логистики», – рассказал г-н Контану.

Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)​

Большие данные – большие возможности

С расширением географии и масштабов присутствия, помимо отдельных логистических и производственных инициатив, таких как Shunting Expert на железных дорогах или автопилотирование на заводе, производственной группе требуются и более комплексные решения, которые могли бы охватить все сегменты бизнеса и интегрировать их между собой.

Таким универсальным бизнес-инструментом должна стать платформа Data Science, которая сейчас проходит апробацию на отдельных установках НПЗ Petromidia. Сценарии ее использования также разрабатываются для ритейла и трейдинга. По словам Армана Кульманова, директора группы KMGI по закупкам, в мировой практике Data Science уже нашла свое применение. Среди нефтегазовых компаний, использующих ее для оптимизации своей деятельности, такие игроки, как «Сургутнефтегаз», Marathon Oil и Shell Aviation. Помимо нефтяных компаний, платформа применяется также и на таких предприятиях, как BASF и eBAY.

«Управление данными и Big data являются трендом, сегодня известно о многих success story как в сфере нефти и газа, так и в других отраслях. С небольшими инвестициями можно получить огромную пользу и значительные экономические преимущества. Стоит также отметить, что процесс внедрения очень короткий, его можно провести за два-три месяца и начать получать выгоду», – отметил г-н Кульманов.

Спикер также добавил, что для платформы Data Science существует целое множество приложений – от переработки нефти до продаж и маркетинга, цепочки поставок и закупок, операций, торговли, финансов и даже HR.

Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)​

Предсказывать спрос станет проще

«Мы уже определили некоторые инновационные сценарии использования платформы для наших бизнес-подразделений. В частности, в логистике мы можем применить инструменты Data Science для моделирования ежедневного спроса на каждый продукт в каждом местоположении», – говорит Арман Кульманов.

Эксперт пояснил, что постоянные изменения в потребительском спросе на топливо создают незапланированные пиковые потребности в транспортных мощностях, которые необходимо покрывать в краткосрочной перспективе и по высокой цене.

«Как правило, аналитики планируют ежедневные поставки без доступа к централизованным алгоритмам, ориентированным на данные, что приводит к неоптимальному распределению запасов и повышает риск возникновения непредвиденных событий на складе. Используя платформу Data Science и ее алгоритмы прогнозирования и машинного обучения для предотвращения перерасхода, мы можем обеспечить оптимальное распределение запасов, исходя из показателей спроса», – добавил г-н Кульманов.

Сегодня группе принадлежат шесть топливных складов – в регионах Арад, Крайова, Могошоая, Симлеул Сильвания, Ватра Дорней и Зарнешть, что позволяет успешно покрывать потребности в топливе всего внутреннего рынка Румынии.

НПЗ Petromidia в Румынии

100 IT-проектов

В настоящее время в активной стадии и другие проекты по переводу на цифровые «рельсы» всей бизнес-цепочки группы. Всего в ближайшие пять лет компания планирует реализовать порядка 100 IT-проектов во всех сегментах деятельности.

«Мы всегда находимся в поиске цифровых решений для оптимизации работы двух наших нефтеперерабатывающих предприятий (Petromidia и Vega. – Прим. авт.). Мы уже достигли существенного прогресса в цифровизации работы Rompetrol Rafinare и рады, что неизменно продолжаем находить решения, которые помогут нам в достижении новых производственных рекордов по итогам года», – сказал по этому поводу Едил Утеков, генеральный директор Rompetrol Rafinare.

АЗС Rompetrol в Румынии

Сколько заработали на инновациях?

Стоит напомнить, что первый этап упомянутой г-ном Утековым цифровизации и автоматизации производственных активов компании завершился в апреле этого года. Применять цифровые решения в KMGI начали еще в 2017 году. Последующие этапы внедрения системы усовершенствованного управления технологическим процессом (Advanced Process Control) будут реализованы до конца 2020 года. Общие инвестиции компании в новую технологию составят $4 млн, при этом уже на стадии пилотного запуска АРС-систем на НПЗ Petromidia был зафиксирован экономический эффект в $1 млн.

ИТ-директор группы KMGI Тимур Тазабеков по этому поводу отметил, что все инициативы и IT-проекты так или иначе направлены на получение компанией экономического эффекта:

«Какие-то из них – напрямую, другие – косвенно, через повышение эффективности рабочих процессов, обеспечение повышенной производительности IT-инструментов или предоставление точной и необходимой информации, аналитики. Я рекомендую всегда рассматривать оцифровку производства как программный подход, нежели как какие-то независимые проекты. Мы называем все это IT-архитектурой, IT-экосистемой, потому что там все взаимосвязано, и каждый отдельный элемент важен: от датчиков и сетей до интеграций между приложениями», – отметил г-н Тазабеков.

Все обозначенные выше проекты с ИТ-компонентами на производстве, в логистике и других направлениях – это уже технологическая «доводка» крупнейшего казахстанского нефтегазового актива за рубежом, после проведенной в 2008-2012 годах модернизации НПЗ Petromidia. По всей видимости, именно последовательный и постоянный апгрейд бизнеса, который проводится текущим менеджментом KMGI в последнюю пятилетку, позволяет казахстанско-румынскому бренду Rompetrol конкурировать в Восточной Европе с мировыми лидерами нефтянки и даже отвоевывать новые рынки сбыта.

К примеру, в 2018 году компании удалось выйти на первое место по обьемам розничных продаж топлива в Молдове, а в Румынии KMGI уже несколько лет стабильно занимает второе место по показателям реализации нефтепродуктов.

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/mXRTynI9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/NVWFFeyh.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/UNLzLnXB.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/38nmvl6K.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/LRB2fLky.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/oo8godQn.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/BylaFxdL.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Жители региона купили в Интернете товаров на 5,8 млрд тенге.  

18 Февраль 2020 11:10 2696

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Покупки в Интернете в общем объеме розничной торговли пока составляют только 0,6%, но к 2022 году этот показатель необходимо довести до 2,6%, чтобы приблизиться к общереспубликанскому показателю. Об этом говорили на аппаратном совещании в акимате Карагандинской области.

По мнению ассоциации «Цифровой Казахстан», к 2020 году объем мировых  электронных продаж B2C-сегмента (бизнес для клиента) может составить 3,2 трлн долларов, а рынок Е-торговли между компаниями (B2B) съест вдвое больше – 6,7 трлн долларов. Причем Китай и США наложили лапы на более чем половину мирового рынка цифровой торговли. А вот страны Евразийского союза, выражаясь языком классиков, чужие на этом празднике электронной жизни: их лоток занимает менее 1% мирового Е-базара.

Правила движения

В августе прошлого года тогда еще замакима Карагандинской области, а ныне уже замминистра иностранных дел РК Алмас Айдаров в интервью inbusiness.kz завил, что на базе оптово-распределительного центра Аль-Фарух «создает движняк»:

«Все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин, что едет к нам, видит эту заявку – и сделка состоялась. Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

Работа по развитию электронной торговли в Карагандинской области проводится в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы. А дорожной картой по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение защиты прав потребителей в электронной торговле, создание инфраструктуры по поддержке и содействию доступа к льготному финансированию, сообщила руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева:

«В 2019 году в Караганде АО «Казпочта» совместно с компанией «1Е.KZ» запущен E-commerce-центр по обслуживанию интернет-магазинов, в котором в течение года желающим оказано 530 консультаций. С 1 января 2018 года по 1 января 2023 года предусмотрены преференции для предпринимателей: при оформлении сделок в электронном виде и оплате безналичным платежом не менее 90% они освобождаются от уплаты ИПН и КПН. В этому году запланировано открытие еще не менее 30 новых интернет-магазинов. С начала года реализуется пилотный проект мобильного приложения Price Scanner, где фиксируются цены по 19 наименованиям социально значимых продуктовых товаров. Такое приложение позволит объектам торговли предоставлять информацию об акциях и скидках, ценах на товары, а потребителям – выбрать в онлайн-режиме наиболее оптимальный торговый объект для покупок».

В начале 1970-х годов в Казахской ССР, как и по всей стране, стали открывать универсамы, где покупатели сами, без продавцов выбирали товар, а затем рассчитывались за них на выходе у кассиров.

Сейчас же мы приходим к тому, чтобы из процедуры покупки исключить и живого кассира:

«В супермаркетах сети «Южный» еще в прошлом году были установлены онлайн-кассы, которые предлагают покупателям самим [отсканировать штрих-коды товаров и] оплатить покупку картой. Эту технологию в текущем году хотят внедрить в сеть супермаркетов «Аян», – пояснила Татьяна Аблаева.

Еще одно из направлений дорожной карты по развитию электронной торговли – это повышение цифровой грамотности населения и предпринимателей. Как заявил руководитель управления цифровизации Рустам Байжанов, охват цифровой грамотностью населения региона сейчас составляет 70%, а к 2022 году его планируется довести до 83%.

«В прошлом году мы обучили 128 тысяч человек – это больше, чем было обозначено в плане. Уровень цифровой грамотности мы ожидаем в этом году 80%», – уверенно отчитался «главный по цифровизации».

Праздник Нептуна

В начале 2010-х годов город Темиртау из 18 городов и районов области странным образом оказался на последнем месте по числу людей, занимающихся физической культурой и спортом. Когда же начальник городского отдела спорта, получив нагоняй от акима, стал разбираться со сложившейся ситуацией, выяснилось, что отдельные «передовые» сельские районы записали в физкультурники практически все свое население.

В художественном фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» директор сельского Дворца культуры написал в отчете, что ежегодно 1 января в селе проводится вышеозначенный праздник с одновременным купанием в проруби сразу 150 человек. Кульмассовик здраво рассудил, что проверять наличие 150 моржей в первый день нового года все равно никто не приедет. Однако люди из области приехали, да еще и со шведскими моржами.

Согласно данным департамента статистики, численность населения Карагандинской области на 1 июля 2019 года составила 1377,8 тыс. человек. Более поздних данных еще нет, как нет и данных по отдельным возрастным группам. Поэтому воспользуемся цифрами на начало 2015 года, благо они не сильно отличаются.

По данным комитета по статистике МНЭ РК. 

Итак, при количестве жителей региона в 1 378 298 человек:

  • дети от 0 до 15 лет составляют 23,5%;
  • трудоспособные граждане от 16 до 62 лет – 62,8%;
  • старше 63 лет – 13,7%.

Согласно данным официального интернет-ресурса Государственной программы «Цифровой Казахстан», цифровой грамотностью считается следующее.

Если принять во внимание информацию руководителя управления цифровизации Рустама Байжанова, что охват цифровой грамотностью населения региона в 2020 году составит 80%, то получается, что и 16-летние подростки, и 80-летние апашки Карагандинской области умеют продвигать товары и услуги онлайн, а также прекрасно защищают свои персональные данные при проведении финансовых операций.

И если к 2022 году количество обладающих «сакральным цифровым знанием» в регионе увеличится до 83%, то значит туда войдут еще 90 000 человек из возрастной группы от 0 до 15 лет.

Честно говоря, это не смешно. И вот почему.

Здесь сразу вспоминаются слова сенатора Бырганым Айтимовой и ее памятная речь на III Международной конференции программы «Болашак»:

«Мы читать и писать уже с рождения можем. Поэтому мы, конечно, будем двигаться вперед именно в образовательной системе. И мы, конечно, должны поддерживать образовательный интеллектуальный потенциал».

Наведение порядка в таком вот учете нам еще предстоит в будущем, а мы вернемся в настоящее – к аппаратному совещанию.

Увеличение доли безналичных платежей также входит в сферу развития электронной торговли, о чем коротко доложил руководитель департамента госдоходов Канат Ахметбеков. Он рассказал, что его ведомство постоянно проводит массовую разъяснительную работу: за последний год его ведомством проведено 1194 семинара.

Судя по прозвучавшим докладам, Карагандинские чиновники настолько увлеклись самой кампанией по цифровизации, что за лесом своих цифр и бодрых отчетов так и не увидели настоящих деревьев – самой ее сути. Что им и разъяснил Женис Касымбек:

«На последнем расширенном заседании правительства глава государства отметил важность цифровизации, необходимость ускорения этих процессов. Электронная торговля сводит на нет теневую экономику – это один из мощнейших рычагов борьбы с ней. Карагандинская область будет и дальше активно внедрять все новшества», – отметил аким Карагандинской области.

Олег И. Гусев

А была ли диверсия? – 2

Кто заплатит за некондиционную нефть – вопрос, на который до сих пор нет ответа.

10 Февраль 2020 18:02 3217

А была ли диверсия? – 2

Кто виноват?

Удивительная картина складывается вокруг ситуации с «грязной нефтью» в трубопроводе «КазТрансОйла». И национальный оператор в лице «КазТрансОйла», и виновник загрязнения – компания «CNPC – Актобемунайгаз» хранят молчание о том, кто же, наконец, понесет наказание за возникновение этой ЧС.

Напомним, ранее пресс-служба АО «КазТрансОйл» распространила сообщение о том, что 16 января 2020 года при приеме нефти от компании «Актобемунайгаз» в систему магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» по результатам испытаний качества нефти было обнаружено превышение хлорорганических соединений.

Как известно, появление «грязной нефти» отрицательно сказалось на обязательствах Казахстана перед Россией по экспорту ее сырья в соседний Китай. Чтобы не нарушить международные договоренности, минэнерго Казахстана пришлось в спешном порядке менять график загрузки двух казахстанских НПЗ (Шымкентского и Павлодарского).

Поясним, по схеме замещения (СВОП-операции. – Прим. автора) Россия по своему трубопроводу поставляла свою же нефть на Павлодарский НХЗ (со времен СССР технологически был ориентирован на переработку нефти из месторождений Западной Сибири в России. – Прим. автора).

Чтобы не сорвать обязательства перед Россией, те объемы, что предназначались для ПНХЗ, Казахстан напрямую отправлял в Китай.

Параллельно по трубопроводу «КазТрансОйла» до Поднебесной шли определенные объемы чисто казахстанской нефти. Однако из-за ее загрязнения хлором экспорт в Китай, но теперь уже нашей, казахстанской нефти по трубопроводу «КазТрансОйла» был приостановлен.

Министр энергетики Нурлан Ногаев на прошлой неделе на вопрос журналистов об этом затруднился назвать, когда же экспорт нашей нефти в Китай возобновится.

В таком случае возникает вполне логичный вопрос, какой объем «грязной нефти» попал в нефтепровод «КазТрансОйла». Информационный портал inbusiness.kz отправил официальные запросы и в «CNPC – Актобемунайгаз» и в АО «КазТрансойл», в которых были заданы соответствующие вопросы об общем объеме загрязенной нефти и о причинах загрязнения. Полученные ответы и от «CNPC – Актобемунайгаз» и от «КазТрансОйла», мало сказать, разочаровали нас. Ни на один поставленный нами вопрос ответа мы не получили, а лишь обтекаемые формулировки, что, мол, ведется работа над устранением возникшей ситуации.

Что делать?

Не получив вразумительного ответа официально, inbusiness.kz попытался выяснить причины появления «грязной нефти» из своих источников (читайте в ранее опубликованном материале «А была ли диверсия?»).

Напомним, осведомленные собеседники из нефтегазовых кругов пояснили корреспонденту inbusiness.kz, что причина «грязной нефти» кроется в бесконтрольном нарушении технологии использования различных присадок при добыче нефти.

Напомним, что, по словам нашего источника, «при извлечении нефти из скважин некоторые компании злоупотребляют с химреагентами (необходимы при очистке нефти. – Прим. автора)».

По словам специалистов, хлорорганические соединения нередко используются при добыче нефти для повышения нефтеотдачи пласта или борьбы с отложениями парафина в скважине.

«Вторая причина – это дешевые химреагенты. А дешевое хорошим не бывает – общеизвестное правило. И качество приобретаемых химреагентов – это тема отдельного разговора, так как рынок этот неконтролируемый, предложений много. И это тоже чей-то большой бизнес», – сообщил нам один из наших источников при работе над предыдущим материалом.

Другой наш источник из нефтегазовых кругов также подтвердил, что «на «CNPC – Актобемунайгаз» (компания в 1997 году была полностью выкуплена крупнейшей корпорацией Китая – CNPC. – Прим. автора) закупали дешевые присадки у другой китайской компании».

Кстати, аналогичная чрезвычайная ситуация произошла весной прошлого года в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», когда большие объемы нефти, что шли на экспорт в Беларусь, Польшу Венгрию, Чехию, Германию, имели высокую концентрацию хлорорганических соединений.

Многие покупатели из европейских стран и Беларуси тогда отказались от покупки «грязной нефти». Высокое содержание хлора в сырье приводит к сильной коррозии оборудования на нефтеперерабатывающих заводах. Отказы обернулись большими финансовыми потерями для «Транснефти».

Так, в общем объеме «грязной нефти» оказалось 699 тысяч тонн от казахстанских компаний. По данным агентства Reuters, «Транснефти» пришлось выплатить казахстанским компаниям компенсацию в размере 76 миллионов долларов США.

Руководство «Транснефти» заявило тогда, что экспортируемую нефть умышленно загрязнили хлорорганическими соединениями. По факту инцидента было возбуждено уголовное дело об умышленном загрязнении нефти, четыре человека тогда были отправлены под домашний арест.

В июле 2019 года был задержан бывший гендиректор компании ООО «Самаратранснефть-терминал» Роман Ружечко, подозреваемый российскими следователями в причастности к загрязнению нефтепровода. После задержания стало известно, что Ружечко обратился к властям Литвы за политическим убежищем.

Узнав, как жестко подошли в России к наказанию тех, кто оказался виновным в возникновении «грязной нефти», возникает еще несколько неудобных вопросов, как для руководства «CNPC – Актобемунайгаз», так и для «КазТрансОйла»: «Кто же у нас понесет наказание за грязную нефть и возникновение нештатной ситуации на Павлодарском НХЗ?»

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: