Как высокие технологии позволяют отслеживать 13 тысяч вагонов-цистерн с нефтепродуктами ежемесячно
Европейское подразделение АО "НК "КазМунайГаз" продолжает внедрять цифровые решения на своих предприятиях. В частности, недавно группа KazMunayGas International получила возможность проводить круглосуточный цифровой мониторинг железнодорожного трафика нефтепродуктов в Румынии. Проект Shunting Expert c широким спектром цифровых решений реализуется компанией Rompetrol Rafinare, входящей в группу KMGI, совместно с железнодорожным оператором Румынии Romanian Rail Group. На территории Юго-Восточной Европы подобное ИТ-решение на железной дороге внедрили впервые.
Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)
Цифровой контроль
За счет применения Shunting Expert компания сможет в режиме реального времени круглосуточно отслеживать маршруты перемещения порядка 13 тыс. вагонов-цистерн в месяц, перевозящих нефтепродукты двух производственных активов KMGI в Румынии – НПЗ "Petromidia Нэводарь" (10 тыс. цистерн) и НПЗ "Vega Плоешть" (3 тыс. цистерн).
Данные объемы весьма внушительны и, как отметили в KMGI, требуют осуществления строгого контроля над множеством параметров перевозимых нефтепродуктов. Новое программное обеспечение здесь выступит прекрасным подспорьем, поскольку с его помощью можно будет не только в режиме реального времени с высокой точностью отследить местоположение, уровень загрузки и статус любой цистерны, но также и минимизировать риски возникновения внештатных ситуаций. Помимо прочего, Rompetrol Rafinare предоставляется неограниченный доступ к сопроводительным документам каждой цистерны и дорожным рапортам.
Независимые аналитики также уверены, что внедряемые логистические решения принесут казахстанскому нефтегазовому активу значительные и быстрые выгоды. Своим мнением на этот счет поделился с inbusiness.kz Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа АО "Инвестиционный дом "Астана-Инвест":
"Внедрение платформы, конечно же, окажет положительный эффект, существенно увеличив эффективность, так как будет осуществлен строгий контроль над всеми параметрами, а учитывая огромные объемы перевозок, компания в этом нуждается. Основные преимущества внедрения – это принятие более эффективных решений, увеличение производительности, снижение затрат, увеличение выручки и скорости поставки продукции и так далее".
Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)
Расширяя горизонты
Для дальнейшего развития бизнеса казахстанского нефтегазового актива внедрение инноваций в логистике играет важную роль. Так, рост производительности НПЗ за счет модернизации и цифровизации позволяет увеличивать объем экспорта сырья и нефтепродуктов, переваленных группой KMGI по трейдинговым каналам.
В прошлом году общий объем трейдинговых поставок сырья и нефтепродуктов группы составил рекордные 14,9 млн тонн. Растут также оптовые и розничные продажи по внутренним и внешним каналам, которые за прошлый год достигли 3,35 млн тонн.
В основном поставки нефтепродуктов KMGI в страны Восточной Европы осуществляются морем через порт Констанца, а железнодорожные перевозки покрывают внутренний спрос.
Таким образом, модернизация и оптимизация железнодорожной логистики поможет растущей производственной группе эффективнее управлять поставками нефтепродуктов на основном рынке присутствия в Румынии.
На рост объема ж.-д. перевозок также значительное влияние оказывает рост розничных продаж через собственную сеть АЗС Rompetrol. В прошлом году в Румынии, Молдове, Болгарии и Грузии компанией было открыто около 200 новых точек продаж (включая АЗС, экспресс-станции, скиды и резервуары).
При этом, как отметил в разговоре с inbusiness.kz руководитель дивизиона трейдинга KMGI Клаудиу Контану, в будущем компания планирует расширять географию своего присутствия.
"В Румынии у нашей группы имеется три нефтеперерабатывающих актива – НПЗ Petromidia и Vega, а также нефтехимический комплекс Petrochemicals. Производимую на них продукцию мы продаем в Румынии, Болгарии, Молдове и Грузии. В ближайшее время мы планируем расширить географию поставок наших нефтепродуктов. Например, хотим выйти на рынки Сербии, Венгрии и Албании, где мы пока еще не представлены. Эти страны для нас очень выгодно расположены, поставки туда будут удобны с точки зрения логистики", – рассказал г-н Контану.
Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)
Большие данные – большие возможности
С расширением географии и масштабов присутствия, помимо отдельных логистических и производственных инициатив, таких как Shunting Expert на железных дорогах или автопилотирование на заводе, производственной группе требуются и более комплексные решения, которые могли бы охватить все сегменты бизнеса и интегрировать их между собой.
Таким универсальным бизнес-инструментом должна стать платформа Data Science, которая сейчас проходит апробацию на отдельных установках НПЗ Petromidia. Сценарии ее использования также разрабатываются для ритейла и трейдинга. По словам Армана Кульманова, директора группы KMGI по закупкам, в мировой практике Data Science уже нашла свое применение. Среди нефтегазовых компаний, использующих ее для оптимизации своей деятельности, такие игроки, как "Сургутнефтегаз", Marathon Oil и Shell Aviation. Помимо нефтяных компаний, платформа применяется также и на таких предприятиях, как BASF и eBAY.
"Управление данными и Big data являются трендом, сегодня известно о многих success story как в сфере нефти и газа, так и в других отраслях. С небольшими инвестициями можно получить огромную пользу и значительные экономические преимущества. Стоит также отметить, что процесс внедрения очень короткий, его можно провести за два-три месяца и начать получать выгоду", – отметил г-н Кульманов.
Спикер также добавил, что для платформы Data Science существует целое множество приложений – от переработки нефти до продаж и маркетинга, цепочки поставок и закупок, операций, торговли, финансов и даже HR.
Железнодорожная станция в г. Наводари (Румыния)
Предсказывать спрос станет проще
"Мы уже определили некоторые инновационные сценарии использования платформы для наших бизнес-подразделений. В частности, в логистике мы можем применить инструменты Data Science для моделирования ежедневного спроса на каждый продукт в каждом местоположении", – говорит Арман Кульманов.
Эксперт пояснил, что постоянные изменения в потребительском спросе на топливо создают незапланированные пиковые потребности в транспортных мощностях, которые необходимо покрывать в краткосрочной перспективе и по высокой цене.
"Как правило, аналитики планируют ежедневные поставки без доступа к централизованным алгоритмам, ориентированным на данные, что приводит к неоптимальному распределению запасов и повышает риск возникновения непредвиденных событий на складе. Используя платформу Data Science и ее алгоритмы прогнозирования и машинного обучения для предотвращения перерасхода, мы можем обеспечить оптимальное распределение запасов, исходя из показателей спроса", – добавил г-н Кульманов.
Сегодня группе принадлежат шесть топливных складов – в регионах Арад, Крайова, Могошоая, Симлеул Сильвания, Ватра Дорней и Зарнешть, что позволяет успешно покрывать потребности в топливе всего внутреннего рынка Румынии.
НПЗ Petromidia в Румынии
100 IT-проектов
В настоящее время в активной стадии и другие проекты по переводу на цифровые "рельсы" всей бизнес-цепочки группы. Всего в ближайшие пять лет компания планирует реализовать порядка 100 IT-проектов во всех сегментах деятельности.
"Мы всегда находимся в поиске цифровых решений для оптимизации работы двух наших нефтеперерабатывающих предприятий (Petromidia и Vega. – Прим. авт.). Мы уже достигли существенного прогресса в цифровизации работы Rompetrol Rafinare и рады, что неизменно продолжаем находить решения, которые помогут нам в достижении новых производственных рекордов по итогам года", – сказал по этому поводу Едил Утеков, генеральный директор Rompetrol Rafinare.
АЗС Rompetrol в Румынии
Сколько заработали на инновациях?
Стоит напомнить, что первый этап упомянутой г-ном Утековым цифровизации и автоматизации производственных активов компании завершился в апреле этого года. Применять цифровые решения в KMGI начали еще в 2017 году. Последующие этапы внедрения системы усовершенствованного управления технологическим процессом (Advanced Process Control) будут реализованы до конца 2020 года. Общие инвестиции компании в новую технологию составят $4 млн, при этом уже на стадии пилотного запуска АРС-систем на НПЗ Petromidia был зафиксирован экономический эффект в $1 млн.
ИТ-директор группы KMGI Тимур Тазабеков по этому поводу отметил, что все инициативы и IT-проекты так или иначе направлены на получение компанией экономического эффекта:
"Какие-то из них – напрямую, другие – косвенно, через повышение эффективности рабочих процессов, обеспечение повышенной производительности IT-инструментов или предоставление точной и необходимой информации, аналитики. Я рекомендую всегда рассматривать оцифровку производства как программный подход, нежели как какие-то независимые проекты. Мы называем все это IT-архитектурой, IT-экосистемой, потому что там все взаимосвязано, и каждый отдельный элемент важен: от датчиков и сетей до интеграций между приложениями", – отметил г-н Тазабеков.
Все обозначенные выше проекты с ИТ-компонентами на производстве, в логистике и других направлениях – это уже технологическая "доводка" крупнейшего казахстанского нефтегазового актива за рубежом, после проведенной в 2008-2012 годах модернизации НПЗ Petromidia. По всей видимости, именно последовательный и постоянный апгрейд бизнеса, который проводится текущим менеджментом KMGI в последнюю пятилетку, позволяет казахстанско-румынскому бренду Rompetrol конкурировать в Восточной Европе с мировыми лидерами нефтянки и даже отвоевывать новые рынки сбыта.
К примеру, в 2018 году компании удалось выйти на первое место по обьемам розничных продаж топлива в Молдове, а в Румынии KMGI уже несколько лет стабильно занимает второе место по показателям реализации нефтепродуктов.