По словам министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева, документ не содержит ограничений по наличию скота в каждом ЛПХ.
Более того, личные хозяйства не будут платить налоги, поскольку их деятельность не считается предпринимательством. Вносить в казну деньги могут лишь кооперативы.
"В данном случае мы сознательно отделили ЛПХ как не предпринимательский вид деятельности. Оно не должно привлекать наемных работников (...) Если же ЛПХ использует наемный труд, если участвуют несколько семей, объединение, то в данном случае им следует создавать ИП, крестьянское хозяйство и вести предпринимательскую деятельность, платить налоги", – говорит министр, отвечая на вопрос о налогообложении.
По данным МСХ, в настоящее время в Казахстане 2740 сельхозкооперативов, из них оплачивают налоги 642. Основная часть кооперативов занимается животноводством. В стране насчитывается порядка 1,6 млн личных подсобных хозяйств, которые в 2020 году произвели на 2,6 трлн тенге продукции сельского хозяйства, или 41,5% всей продукции.
Законопроектом прописывается возможность получения ЛПХ господдержки в виде льготного кредитования, субсидирования, то только через их кооперацию. В минсельхозе отмечают, что в проекте прописана ответственность каждого уровня власти, чего ранее не было, и, как выше сказано, получения доступа к дешевым ресурсам.
Но все же депутаты остались недовольны презентацией главы ведомства.
Файзолла Каменов считает, что МСХ сместило акценты, президент поручал разработку закона для решения проблемы дефицита пастбищ возле сел и районов. И это то, чего ждут сельчане.
"В свое время, когда колхозы и совхозы за 4 месяца разогнали, паи были неравномерно распределены, кто имел возможность, тот их забрал. Теперь в отношении этого закона ждали, что вы решите этот вопрос. Вы не решили (…) Никто не собирается в кооперацию, и вообще люди у вас не просят субсидий. Они хотят землю, которая была раньше", – говорит депутат, добавив, что данный проект работает на интересы латифундистов, а не личных подсобных хозяйств.
Благодаря космомониторингу сейчас есть все данные, сколько есть земли и за кем она числится.
По мнению Ербола Карашукеева, этот вопрос одним законом не решить. Работа по возвращению государству неиспользованных земель продолжается.
"1,7 млн га уже вернули сами хозяева. Кроме того, рядом с поселками работают сельскохозяйственные предприятия. И если забрать у них земли, то это может привести к снижению производства. Пока они найдут отгонные участки, расположатся там со своим хозяйством, здесь нужно системно находить. И надеяться, что принятие одного закона о ЛПХ сразу решит эту системную проблему, было бы неправильно", – говорит он.
Мажилисмен Павел Казанцев поддержал коллегу.
"Люди в селе, ауле прекрасно знают, кому эти земли принадлежат, без всяких кадастров. И что им от этого, горячо или холодно? Нет, все колом стоит. Вот ключевые вещи, которые должны расшиваться в этом законопроекте, а мы не видим там ответов. От слова "совсем", – говорит он.
Депутаты также задались вопросом, почему государство будет помогать ЛПХ только через кооперативы, а не напрямую. Министр ответил, что на это не хватит бюджета, да и проконтролировать эффективность этих денег будет невозможно.
"Если даже брать по количеству участников ЛПХ – 1,6 млн. Наших сельхозтоваропроизводителей – 280 тысяч. В настоящий момент средств, выделяемых из бюджета, а это порядка 310-350 млрд тенге, не всегда хватает и сельхозтоваропроизводителям", – говорит он.
По его словам, в Беларуси и Узбекистане нет такой повальной помощи каждому ЛПХ, потому что ни одна страна не потянет такие расходы.
В ходе презентации министр также посетовал на сжатые сроки и признал по сути, что документ был подготовлен наспех. Проект был опубликован на портале открытых НПА, обсужден на гражданском форуме и Zoom-конференциях. К 1 июля планируется определить правила субсидирования кооперативов.
Вопросов по законопроекту было много. Депутат Гульнара Бижанова отметила, что 42% населения страны проживает в сельской местности и законопроект будет затрагивать самые чувствительные отношения.
"Единый безликий подход в разных регионах к одному и тому же вопросу приведет к социальному взрыву", – считает она.
Депутат предложила отправить проект на доработку.
"Нужно принять решение. Данный законопроект сырой, завтра мы с ним ехать не можем (в регионы), потому что шквал вопросов посыплется на наши головы. Тот срок, который был дан для реализации поручения главы государства, – это не догма, этот вопрос можно решить путем служебной записки в адрес премьера", – считает она.
Айгуль Тулекбаева