До конца года в столичный аэропорт можно будет добраться только по объездной дороге: трасса будет закрыта из-за строительства ЛРТ. И это лишь начало неудобств. Например, в перспективе все автобусные маршруты вдоль наземного метро будут пересмотрены.
В начале февраля столичный акимат "обрадовал" жителей: "Строительные работы будут производиться на пересечении улицы № 229 (южная объездная) и проспекта Кабанбай-батыра, в связи с чем участок проспекта Кабанбай-батыра от улицы Арнасай до поворота на терминал аэропорта будет закрыт до конца года", – распространила пресс-служба муниципалитета сообщение. Здесь будут строить новую транспортную развязку для ЛРТ.
Легкорельсовый транспорт для Астаны – проект исторический. Это без преувеличения стройка века: стоит дорого, выглядит внушительно и неизвестно, когда закончится. В середине прошлого года мы уже писали о том, что творится на строительной площадке. Тогда проект испытывал серьезные трудности: 258 миллионов долларов, принадлежавших управляющей компании ТОО "Астана ЛРТ", заморозились в АО "Банк Астана", строительство шло с небольшим отставанием. Тогда чиновники заверили, что, несмотря на все сложности, легкорельсовый транспорт будет запущен в оговоренный заранее срок – в 2020 году. Но за полгода многое поменялось.
"В связи с проблемами по текущему финансированию проекта в начале 2018 года допущено значительное отставание от производственной программы. Акиматом проведен анализ графика реализации проекта, приняты во внимание технологические особенности производства некоторых видов работ в условиях резко континентального климата, учтены необходимые сроки для размещения заказов, поставки и монтажа оборудования и подвижного состава, для проведения комплексных испытаний оборудования и систем, а также тестирования линии перед вводом в эксплуатацию. Ввод объекта планируется на 30 августа 2020 года", – сообщил в ответе на наш официальный запрос заместитель руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны Алихан Куатбеков.
Вызовет ли перенос ввода в эксплуатацию рост расходов на строительство, в акимате не ответили. Но, с другой стороны, куда уж дороже? Строящаяся ветка ЛРТ протяженностью 22,4 километра была оценена китайскими генподрядчиками в 1,9 миллиардов долларов. Это в три раза дороже, чем, например, железнодорожная ветка Тбилиси – Баку – Карс протяженностью 826 километров и в пять раз дороже, чем 21 километр ЛРТ в Санкт-Петербурге или 22,7 километра ЛРТ в Алматы.
Впрочем, власти Астаны о дороговизне проекта сильно не переживают: деньги выдал под гарантии правительства Банк развития Китая, закрывать кредит планируется за счет доходов от основной деятельности и субсидий госбюджета. Причем, судя по всему, надежд больше на бюджет, нежели на прибыль.
"Основной целью реализации данного инвестиционного проекта является не окупаемость вложенных инвестиций и получение определенной доходности, а создание социальной инфраструктуры для обеспечения безопасных и качественных пассажирских перевозок, направленных на удовлетворение потребности населения столицы в передвижении" – говорит Алихан Куатбеков.
Об окупаемости ЛРТ речи никто не ведет. Всем же, кто сомневается в необходимости столь дорогой достопримечательности Астаны, чиновник советует мыслить более масштабно: может быть, сейчас транспортная система города и справляется с пассажиропотоком, но что будет лет через десять?
Население Астаны растет – это факт, с которым сложно поспорить. Вот только строящаяся линия ЛРТ идет не по самым густонаселенным районам города. Сейчас все автобусы, которые хоть как-то соприкасаются с будущим маршрутом ЛРТ, перевозят 170 тысяч пассажиров ежедневно. При этом автобусы, идущие до конечных остановок будущего надземного метро – аэропорта и вокзала "Нурлы Жол" перевозят 35 тысяч и 70 тысяч пассажиров соответственно.
"С учетом новой застройки по проспекту Кабанбай-батыра, улицы Калдаякова и ввода в эксплуатацию комплекса "Абу-Даби Плаза", планируемого строительства Центра мировой торговли и новых жилых комплексов пассажиропоток еще возрастет. Таким образом, к 2020-2021 году прогнозируемый пассажиропоток должен составить около 145 тысяч пассажиров, с учетом того что на аэропорт и вокзал "Нурлы Жол" можно будет доехать только на ЛРТ, а на улицах, через которые будет проходить линия ЛРТ, обычные автобусы будут максимально перенесены на другие улицы, автобусный же транспорт будет подпитывать систему ЛРТ", – говорит о будущем замглавы Управления транспорта.
Насколько удобно будет по заснеженным улицам или под палящим степным солнцем идти от автобусной остановки до остановки ЛРТ, покажет время.
Анна Выприцких, Астана