DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Дорогу в аэропорт Астаны закроют

Дорогу в аэропорт Астаны закроют

Причина: строительство ЛРТ.

18 Февраль 2019 13:20 5568

Дорогу в аэропорт Астаны закроют

Автор:

Анна Выприцких

До конца года в столичный аэропорт можно будет добраться только по объездной дороге: трасса будет закрыта из-за строительства ЛРТ. И это лишь начало неудобств. Например, в перспективе все автобусные маршруты вдоль наземного метро будут пересмотрены.

В начале февраля столичный акимат «обрадовал» жителей: «Строительные работы будут производиться на пересечении улицы № 229 (южная объездная) и проспекта Кабанбай-батыра, в связи с чем участок проспекта Кабанбай-батыра от улицы Арнасай до поворота на терминал аэропорта будет закрыт до конца года», – распространила пресс-служба муниципалитета сообщение. Здесь будут строить новую транспортную развязку для ЛРТ.

Легкорельсовый транспорт для Астаны – проект исторический. Это без преувеличения стройка века: стоит дорого, выглядит внушительно и неизвестно, когда закончится. В середине прошлого года мы уже писали о том, что творится на строительной площадке. Тогда проект испытывал серьезные трудности: 258 миллионов долларов, принадлежавших управляющей компании ТОО «Астана ЛРТ», заморозились в АО «Банк Астана», строительство шло с небольшим отставанием. Тогда чиновники заверили, что, несмотря на все сложности, легкорельсовый транспорт будет запущен в оговоренный заранее срок – в 2020 году. Но за полгода многое поменялось.

«В связи с проблемами по текущему финансированию проекта в начале 2018 года допущено значительное отставание от производственной программы. Акиматом проведен анализ графика реализации проекта, приняты во внимание технологические особенности производства некоторых видов работ в условиях резко континентального климата, учтены необходимые сроки для размещения заказов, поставки и монтажа оборудования и подвижного состава, для проведения комплексных испытаний оборудования и систем, а также тестирования линии перед вводом в эксплуатацию. Ввод объекта планируется на 30 августа 2020 года», – сообщил в ответе на наш официальный запрос заместитель руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны Алихан Куатбеков.

Вызовет ли перенос ввода в эксплуатацию рост расходов на строительство, в акимате не ответили. Но, с другой стороны, куда уж дороже? Строящаяся ветка ЛРТ протяженностью 22,4 километра была оценена китайскими генподрядчиками в 1,9 миллиардов долларов. Это в три раза дороже, чем, например, железнодорожная ветка Тбилиси – Баку – Карс протяженностью 826 километров и в пять раз дороже, чем 21 километр ЛРТ в Санкт-Петербурге или 22,7 километра ЛРТ в Алматы.

Впрочем, власти Астаны о дороговизне проекта сильно не переживают: деньги выдал под гарантии правительства Банк развития Китая, закрывать кредит планируется за счет доходов от основной деятельности и субсидий госбюджета. Причем, судя по всему, надежд больше на бюджет, нежели на прибыль.

«Основной целью реализации данного инвестиционного проекта является не окупаемость вложенных инвестиций и получение определенной доходности, а создание социальной инфраструктуры для обеспечения безопасных и качественных пассажирских перевозок, направленных на удовлетворение потребности населения столицы в передвижении» – говорит Алихан Куатбеков.

Об окупаемости ЛРТ речи никто не ведет. Всем же, кто сомневается в необходимости столь дорогой достопримечательности Астаны, чиновник советует мыслить более масштабно: может быть, сейчас транспортная система города и справляется с пассажиропотоком, но что будет лет через десять?

Население Астаны растет – это факт, с которым сложно поспорить. Вот только строящаяся линия ЛРТ идет не по самым густонаселенным районам города. Сейчас все автобусы, которые хоть как-то соприкасаются с будущим маршрутом ЛРТ, перевозят 170 тысяч пассажиров ежедневно. При этом автобусы, идущие до конечных остановок будущего надземного метро – аэропорта и вокзала «Нурлы Жол» перевозят 35 тысяч и 70 тысяч пассажиров соответственно.

«С учетом новой застройки по проспекту Кабанбай-батыра, улицы Калдаякова и ввода в эксплуатацию комплекса «Абу-Даби Плаза», планируемого строительства Центра мировой торговли и новых жилых комплексов пассажиропоток еще возрастет. Таким образом, к 2020-2021 году прогнозируемый пассажиропоток должен составить около 145 тысяч пассажиров, с учетом того что на аэропорт и вокзал «Нурлы Жол» можно будет доехать только на ЛРТ, а на улицах, через которые будет проходить линия ЛРТ, обычные автобусы будут максимально перенесены на другие улицы, автобусный же транспорт будет подпитывать систему ЛРТ», – говорит о будущем замглавы Управления транспорта.

Насколько удобно будет по заснеженным улицам или под палящим степным солнцем идти от автобусной остановки до остановки ЛРТ, покажет время.

Анна Выприцких, Астана

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений

Об этом громко заявили общественники и сами работники предприятия.

31 Май 2020 09:48 1125

Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений

Фото: time.kz

Порядка 200 кондукторов опасаются, что работодатель в лице ТОО Semey Bus оставит их без работы и не заплатит компенсационных выплат, положенных при сокращении штатов по трудовому законодательству. Однако в самом автобусном парке отрицают этот факт.

«Приказа о сокращении нет. Сокращения не было и не планируется. Это просто целенаправленно людей вводят в заблуждение. Недостоверную информацию распространяют и людей настраивают», – комментирует юрист компании по имени Меруерт. По остальным вопросам она попросила выслать официальный запрос. К слову, запрос inbusiness.kz уже готовит.

Стоит отметить, что ТОО Semey Bus довольно закрытое для СМИ предприятие.

Между тем общественник Илья Бароховский считает, что представители компании откровенно лгут и делают все возможное, чтобы не выплачивать компенсацию сокращенным работникам. По договору оклад кондукторов составляет 100 тысяч тенге. Всего на предприятии, по словам сотрудников, работает примерно 280 кондукторов, из них порядка 70 человек остаются работать на больших автобусах. Остальные рискуют остаться без работы.

«В Semey Bus не признают, что это сокращение. Так как в случае сокращения должны делать выплаты. Они делают вид, хотя это трудно им удается, что 80% кондукторов увольняется по собственному желанию. Это глупая ложь. Разговоры ведь об их сокращении идут с 2019 года», – недоумевает он.

Среди работников уже активно муссируются слухи, что массовые сокращения начнутся с 1 июня. По словам кондукторов предприятия, их уже начали «обрабатывать» и пытаются уволить по собственному желанию. Особенно ретивым напоминают «грехи прошлого». К примеру, что шесть месяцев назад было грязно в салоне, за что, кстати, человек уже понес административное наказание и оплатил штраф. Тем, у кого нет никаких нарушений и штрафов, предлагают работу мойщиками автобусов с окладом 80 тысяч тенге. Но, по словам общественника, не факт, что всех их возьмут на данную работу.

«Автопарку на самом деле не нужно такое количество мойщиков. Им десятка хватит. Кондуктора не хотят попадать впросак и отказываются. А это им на руку. Главное – предложили. Лишний повод не платить. Ведь при сокращении они должны оклад выдать и предоставить альтернативную работу. Если люди отказываются, тогда им уже не надо давать выплаты по сокращению», – говорит Илья Бароховский.

На сегодня некоторые, чтобы не портить запись в трудовой книжке, говорит общественник, соглашаются подписать заявление по собственному желанию. А некоторые отказались писать заявления.

«Мне сказали, чтобы я написала на увольнение по собственному или уволят по статье. И другим так же говорят. Всех вызывают и пугают актом. Мы требуем то, что положено по закону», – говорит кондуктор Елена Чухина.

«У меня договор до 3 октября. Я не буду ничего подписывать. Тем более что мне осталось два месяца до пенсии. По закону они не имеют права меня уволить. Но не дают нормально работать», – возмущается ее коллега Шолпан Сергазина.

Люди требуют у руководства компании не «увиливать» и придать им статус сокращенных работников, чтобы рассчитывать на положенные выплаты от работодателя.

Сейчас же те работники, кто, по их мнению, оказался под угрозой сокращения, собираются отстаивать свои интересы. Больше, говорят они, их защитить некому. Они намерены объединиться и создать организацию по борьбе с незаконными увольнениями. В данный момент определяется статус организации. Возможно, это будет профсоюз.

Что касается самого ТОО Semey Bus

Предприятие, по данным stat.gov.kz, зарегистрировано 15 июля 2018 года. На рынке перевозок работает год и десять месяцев. Относится к категории «крупное предприятие» с численностью работников от 501 до 1000 человек. Руководитель ТОО Semey Bus – Килишбеков Болат Акилжанович. За 2018 год предприятием уплачено налогов в сумме 206 800 тенге. В 2019 году сумма налоговых отчислений составила 15 490 200 тенге. В 2020-м – 0.

До этого 12 работникам парка, обратившимся с просьбой провести проверку на предприятии, в управлении государственных доходов по Семею отказали. Мотивируя тем, что, «согласно официальному сайту министерства национальной экономики e-license.kz, ТОО Semey Bus значится как субъект микропредпринимательства».

Хотя немногим чуть раньше, по заявлению другого работника, Натальи Борисевич, налоговики проверили и выявили неуплату обязательных отчислений за шесть месяцев. Чему очень удивился inbusiness.kz.

По инсайдерской информации, у компании сейчас незавидное финансовое положение.

«Каждый автобус в день нарабатывает 45 тысяч тенге. 13 тысяч с автобуса в день идет на погашение кредита Банку развития Казахстана, какую-то часть получают владельцы автобусов, где-то семь-восемь тысяч на оплату кондуктору идет, 10 тысяч – водителю. Доходы трудно оценить. У них огромные задолженности по горючему, налогам. Оборот первоначально был большой, где-то миллиардный. Но они постоянно работали в ноль, а потом в минус стали работать. И с каждым разом все больше долгов собирали. За месяц больше тратили, чем зарабатывали, а карантин их вообще пришиб», – говорит наш источник.

Напомним, что это не первый скандал в автопарке. В январе 2020 года работники предприятия массово пожаловались на нарушения своих трудовых прав. До этого устраивали акции протеста, отказывались выходить на маршруты, сходили с маршрутов. Жаловались, что работают по 16 часов, на не заключение трудовых договоров, невыплату пенсионных накоплений, незаконные штрафы, прессинг.

В мае 2020 года пошли жалобы на то, что предприятие отправило в отпуск без содержания почти половину из общего количества работников. Люди не могли получить положенные выплаты в связи с чрезвычайным положением из-за отсутствия пенсионных и налоговых отчислений.

И, похоже, нынешний скандал не последний.

Половина доли ТОО Semey Bus – 49% – принадлежит государству, 51% – ТОО «Автобусный парк «Семей». По проекту обновления автобусного парка Семея в прошлом году ТОО Semey Bus приобретены 170 новых автобусов в лизинг через АО «БРК-Лизинг». Под 7% годовых.

Впервые о намерении создать муниципальные парки в Усть-Каменогорске и Семее власти рассказали в 2017 году. Частью действующих на то время перевозчиков данная инициатива была воспринята довольно болезненно.

Жанар Асылханова, ВКО

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

О трудностях, с которыми придется столкнуться в посткарантинный период, перевозчики рассказали на встрече с председателем президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым.

27 Май 2020 09:27 785

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

Фото: Серикжан Ковланбаев

В Казахстане в связи с введением режима ЧП приостановлены международные перевозки пассажиров и багажа всеми видами автомобильного транспорта с КНР, Россией, Кыргызстаном, Узбекистаном и Монголией, в том числе 117 регулярных маршрутов, а также транзитные пассажирские перевозки.

Также во время ЧП приостановлены городские и пригородные перевозки пассажиров в г. Нур-Султане, в г. Алматы и остальных регионах перевозки пассажиров были ограничены (временное ограничение, снижение частоты движения, а также перевозка пассажиров только по сидячим местам).

«Закрытие маршрутов общественных пассажирских перевозок на период карантина с учетом запрета международных, междугородних, городских, внутриобластных маршрутов предприятия общественного пассажирского транспорта понесли потери доходов. Доходы упали на 40%. Предприятия общественного пассажирского транспорта оказались в такой же ситуации, как другие закрытые виды деятельности (общепит, ТРЦ, ТД, рынки)», – сказал в ходе встречи директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Марат Абдрахманов.

Выход из сложившейся экономической ситуации предприниматели видят в получении введенных антикризисных налоговых преференций, также обеспечении акиматами выплат субсидий компаниям, осуществляющим социально-значимые перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах.

На 2020 год местные исполнительные органы регионов утвердили объем субсидирования в размере 36 млрд тенге, по плану сумма составляла 71 млрд тенге. При этом субсидирование не предусмотрено в Алматинской, Актюбинской, Костанайской и Мангистауской областях, транспортные компании находятся на грани закрытия. В остальных регионах, несмотря на снижение пассажиропотока, автобусные компании осуществляли перевозки пассажиров по установленным маршрутам, объем субсидирования остался на прежнем уровне.

«Нам необходимо получить субсидирование. На сегодня загрузка транспорта компании составляет 50%, или 38 маршрутных автобусов, ежедневная выручка едва перекрывает расходы на обслуживание и содержание транспорта, приобретение топлива, а также фонд оплаты труда. Наша компания работает более 22 лет, в штате у меня работает 180 водителей, 21 кондуктор, которых в связи с остановкой общественного транспорта мы были вынуждены отправить в отпуска без содержания. Часть затрат мы смогли компенсировать за счет социальной выплаты по потере дохода в размере 42 500 тенге», – говорит генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова.

С объявлением ЧП в городах заметно снизился пассажиропоток. Например, в Алматы пассажиропоток снизился в 10 раз (с 1,4 млн до 140 тысяч человек в день). На городских и пригородных маршрутах задействовано 12,5 тысячи автобусов и работают более 60 тысяч человек.

В этом году «Атамекеном» совместно с бизнесом и госорганами был разработан комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

«Разработка комплексных мер началась после поручения главы государства по итогам расширенного заседания правительства РК от 24 января. Комплексный план направлен на обеспечение стабильности пассажирских перевозок, его утверждение планируется в мае-июне 2020 года», – рассказал директор департамента логистики и перевозок Мурат Амрин.

Комплексный план предусматривает пять направлений:

  • пересмотр стоимости проезда пассажиров на городских маршрутах;
  • определение перечня социально значимых городских маршрутов;
  • обеспечение полноценного субсидирования городских маршрутов;
  • совершенствование законодательства в сфере пассажирских перевозок;
  • внедрение электронного билетирования и диспетчеризации.

Также Нацпалата инициировала в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предложение по освобождению деятельности пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам от уплаты НДС, что позволит снизить налоговую нагрузку на перевозчиков.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: