/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 271,63 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 515,54 FTSE 100 7 382,01
KASE 2 336,63 Пшеница 567,00
Любителям криптовалют пропишут закон

Любителям криптовалют пропишут закон

За основу развития криптозаконодательства Казахстан взял опыт Грузии и Эстонии.

15 Октябрь 2018 12:36 9189

Любителям криптовалют пропишут закон

Новости

Вчера
22:50

Научные аграрные разработки не находят применения

Вчера
22:46

Предпринимательница борется с бездействием госорганов после рейдерского захвата ее бизнеса

Вчера
22:28

Эксперт об оптимизации госбюджета: «129 млрд тенге ничего не решают»

Вчера
22:24

Рост экономики Казахстана в 2019 достигнут за счет расходов госбюджета - Halyk Finance

Вчера
22:16

Проблемы МСБ: почему власти столицы избирательно финансируют частные детские садики?

Вчера
22:10

МСХ согласовывает одну версию документа, а на регистрацию в Министерство Юстиции отправляет другую

Вчера
20:02

Казахстан ратифицировал конвенцию ШОС о противодействии экстремизму

Вчера
19:46

Ежедневный обзор Казахстанской фондовой биржи

Вчера
19:44

Нацхолдинг "Байтерек" сократит 170 сотрудников после критики Токаева

Вчера
19:28

Число заразившихся новым коронавирусом в мире приближается к 1000

Все новости

В Казахстане продолжаются споры о необходимости регулирования законодательства в сфере криптовалют. Ранее сообщалось, что в этих целях будет принято специальное законодательство, однако со временем разговоры на этот счёт сошли на нет. Но, как удалось выяснить abctv.kz, соответствующее законодательство всё-таки разрабатывается. Что оно будет в себя включать и какие сюрпризы могут ждать казахстанцев, рассказал один из разработчиков, вице-президент по работе с государственными органами Национальной ассоциации развития блокчейна и криптотехнологий (НАРБК РК) Диас Кадыров.

Всё-таки закон разрабатывается?

– Да, с момента создания НАРБК мы приступили к разработке Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования цифровых инноваций». Сейчас Министерством информации и коммуникаций совместно с НИХ «Зерде», АО «НИТ», НАРБК разработан проект концепции к закону. Концепция на стадии согласования с госорганами, она уже опубликована на сайте электронного правительства для обсуждения. Ожидается, что после доработки и согласования закон будет внесён на обсуждение в Парламент.

Расскажите, пожалуйста, о ключевых направлениях проекта закона.

– Главной целью, которую мы ставим, является приведение в соответствие норм отдельных законов, регулирование общественных отношений, связанных с применением таких цифровых инноваций, как блокчейн, открытые данные, Yellow Pages Rules, роботизация и искусственный интеллект, биометрическая аутентификация, краудфандинг, большие данные.

Если говорить о блокчейне, то потенциально он охватывает практически все сферы экономики, в том числе финансы, операции с материальными и нематериальными активами, госуслуги, учёт в организациях. Поэтому в концепции говорится о ведущей роли технологии в цифровизации государства, например развитие блокчейна обозначено как одна из задач в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».

Говоря о регулировании блокчейна, в качестве основных направлений мы ожидаем децентрализацию распределённых информационных систем, развитие цифрового майнинга, смарт-контрактов, токенизации, цифровых активов и цифровых средств обмена.

Чем вообще продиктована актуальность законодательного регулирования криптосферы?

– Это нужно для ясного правового регулирования блокчейна в сфере госуслуг и развития рынка IT-услуг. Важно повышение инвестиционного интереса в отношении новых видов услуг, которые открывают возможности реализации энергопрофицита страны, новой сферы цифровой экономики и рынка услуг.

С открытием МФЦА появилась возможность развивать рынок новых финансовых технологий. Финцентр анонсировал планы работы с «криптобиржами» и «криптообменниками» в рамках особого правового статуса. Это открывает возможности и для казахстанского IT и финтех-рынков. Регулирование цифровых средств обмена/платежа может привести к развитию внутреннего рынка токенизации и внедрению смарт-контрактов.

Привлечение финансирования через предложение цифровых инвестиционных активов по аналогии с IPO поможет в развитии МСБ, в частности в секторе IT-стартапов. Такой инструмент привлечения финансирования изучается со стороны государства.

Это пока все преимущества для государства, а чего ожидать обычным казахстанцам?

– Для внедрения новых технологий правовое поле нужно не только для своевременной адаптации законов в сфере информатизации, но и для защиты имущественных прав, а также определения позиции государства как прогрессивного правового режима. Это и есть главное преимущество для казахстанцев.

Вызовом являются низкие темпы развития технологичных стартапов по сравнению с другими странами. От государства требуется поддержка в создании цифровой инфраструктуры.

Какие основные проблемы затронуты в концепции к законопроекту?

– Отсутствие правового регулирования привело к несогласованности позиций госорганов в отношении блокчейна. Часто надзорные органы видят во всём новом нарушение либо вызов действующему закону. Кроме Нацбанка, госорганы поддерживают либо не против внедрения технологий.

Внедрение блокчейна может решить проблему неэффективного документооборота, снять вопросы быстрого оказания госуслуг, улучшить взаимодействие отраслей экономики с госсектором, создать открытые реестры, предотвратить коррупционные риски.

Если говорить о цифровых активах, закон может решить вопросы их правовой квалификации. Это позволит автоматизировать процессы заключения и исполнения сделок, сократить временные потери в различных бизнес-процессах.

Цифровые инвестиционные активы и их предложение ITO/ICO создаёт инструменты привлечения финансирования в МСБ, в частности в IT-стартапы. Регулирование виртуальных валют купирует риски, связанные с их обращением, и развивают новые инструменты в рамках финтех-песочницы МФЦА.

Законопроект в основном касается изменений действующего законодательства в области информатизации, однако изменения могут коснуться различных сфер, от налогового и финансового регулирования до правоохранительного.

По результатам мониторинга в законах отсутствует системное регулирование и правовые определения, которые необходимы для правоотношений в сфере цифровых инноваций. Всё это сдерживает цифровизацию и инновационное развитие Казахстана в целом.

Затрагивает ли как-то данный законопроект вопрос цифрового майнинга?

– Безусловно, вопрос цифрового майнинга является большой составляющей работы над законом. Для определения цифрового майнинга предложено закрепить термин в понятийном аппарате отраслевого Закона «Об информатизации», интегрировать услуги операторов в существующий правовой режим.

Законом предусматривается включение деятельности по цифровому майнингу в классификатор видов экономической деятельности при производстве статданных, при макроэкономическом моделировании, в налоговом, таможенном учётах.

Майнинг позволяет генерировать так называемые виртуальные валюты и, хоть и не ограничивается этим, формирует значительный спрос на услуги операторов и дата-центров. Это не влияет на правовой статус майнинга, а также на модель налогообложения услуг операторов.

В области налогообложения деятельность операторов цифрового майнинга квалифицируется как инфокоммуникационная услуга по обработке данных. Доходы от предоставления вычислительных мощностей, в том числе для генерации «виртуальных валют» формируются в фиатной валюте и включаются в подоходный налог.

Доходы от торговли и обмена «виртуальных валют» на фиатную валюту формируются отдельно от майнинга и подлежат другой модели налогообложения, с учётом их основной реализации в других юрисдикциях.

Вознаграждение в виде «виртуальной валюты», получаемое налогоплательщиком, не будет его налогооблагаемым доходом, такова международная практика.

Введение в правовое поле понятия майнинга направлено на выведение этой деятельности из-под сферы потенциального применения регулирования так называемых виртуальных валют.

Сфера может получить потенциал развития за счёт отсутствия издержек, связанных с получением разрешений по части регулирования обращения виртуальных валют. Майнинг не является запрещённой деятельностью в Казахстане, она регулируется в общем гражданско-правовом порядке.

Это следует из существующего положения о правах собственника объектов информатизации в части статьи 16 Закона «Об информатизации». Можно передавать объекты информатизации в аренду, доверительное управление, хозяйственное ведение или оперативное управление и иным образом распоряжаться ими.

Предпринимательской деятельностью признаётся не сам технологический процесс вне зависимости от генерации «виртуальных валют», а деятельность операторов цифрового майнинга, оказывающих услуги по предоставлению вычислительных ресурсов.

Учитывался ли международный опыт при разработке концепции? Опыт каких стран брался за основу?

– Была проделана большая работа по изучению мирового опыта. За основу взяли опыт Эстонии и Грузии.

Эстония оказалась одной из первых стран, которая начала применять блокчейн на госуровне – бюрократии с тех пор стало меньше, процессы, для которых раньше требовалось множество бумажных документов, начали протекать эффективнее. Повысилась безопасность и прозрачность личных данных.

Реестры и госслужбы, в том числе полиция, система здравоохранения и фонды страхования от безработицы, могут обмениваться авторизированными данными. Сеть обеспечивает необходимую доступность этой информации.

Грузинский опыт – один из первых в мире. На блокчейн перевели весь земельный реестр страны. Граждане, обращающиеся в Национальное агентство для оформления прав на землю, получают такую же бумагу о правах, что и раньше, но подделать документы теперь невозможно. С внедрением блокчейна исключается возможность незаконных манипуляций в сфере недвижимости.

Сейчас Грузия всерьёз рассматривает возможность перевести на блокчейн все госреестры. Повышение прозрачности делает страну более привлекательной для бизнеса и инвестиций.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Жители региона купили в Интернете товаров на 5,8 млрд тенге.  

18 Февраль 2020 11:10 1143

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Покупки в Интернете в общем объеме розничной торговли пока составляют только 0,6%, но к 2022 году этот показатель необходимо довести до 2,6%, чтобы приблизиться к общереспубликанскому показателю. Об этом говорили на аппаратном совещании в акимате Карагандинской области.

По мнению ассоциации «Цифровой Казахстан», к 2020 году объем мировых  электронных продаж B2C-сегмента (бизнес для клиента) может составить 3,2 трлн долларов, а рынок Е-торговли между компаниями (B2B) съест вдвое больше – 6,7 трлн долларов. Причем Китай и США наложили лапы на более чем половину мирового рынка цифровой торговли. А вот страны Евразийского союза, выражаясь языком классиков, чужие на этом празднике электронной жизни: их лоток занимает менее 1% мирового Е-базара.

Правила движения

В августе прошлого года тогда еще замакима Карагандинской области, а ныне уже замминистра иностранных дел РК Алмас Айдаров в интервью inbusiness.kz завил, что на базе оптово-распределительного центра Аль-Фарух «создает движняк»:

«Все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин, что едет к нам, видит эту заявку – и сделка состоялась. Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

Работа по развитию электронной торговли в Карагандинской области проводится в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы. А дорожной картой по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение защиты прав потребителей в электронной торговле, создание инфраструктуры по поддержке и содействию доступа к льготному финансированию, сообщила руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева:

«В 2019 году в Караганде АО «Казпочта» совместно с компанией «1Е.KZ» запущен E-commerce-центр по обслуживанию интернет-магазинов, в котором в течение года желающим оказано 530 консультаций. С 1 января 2018 года по 1 января 2023 года предусмотрены преференции для предпринимателей: при оформлении сделок в электронном виде и оплате безналичным платежом не менее 90% они освобождаются от уплаты ИПН и КПН. В этому году запланировано открытие еще не менее 30 новых интернет-магазинов. С начала года реализуется пилотный проект мобильного приложения Price Scanner, где фиксируются цены по 19 наименованиям социально значимых продуктовых товаров. Такое приложение позволит объектам торговли предоставлять информацию об акциях и скидках, ценах на товары, а потребителям – выбрать в онлайн-режиме наиболее оптимальный торговый объект для покупок».

В начале 1970-х годов в Казахской ССР, как и по всей стране, стали открывать универсамы, где покупатели сами, без продавцов выбирали товар, а затем рассчитывались за них на выходе у кассиров.

Сейчас же мы приходим к тому, чтобы из процедуры покупки исключить и живого кассира:

«В супермаркетах сети «Южный» еще в прошлом году были установлены онлайн-кассы, которые предлагают покупателям самим [отсканировать штрих-коды товаров и] оплатить покупку картой. Эту технологию в текущем году хотят внедрить в сеть супермаркетов «Аян», – пояснила Татьяна Аблаева.

Еще одно из направлений дорожной карты по развитию электронной торговли – это повышение цифровой грамотности населения и предпринимателей. Как заявил руководитель управления цифровизации Рустам Байжанов, охват цифровой грамотностью населения региона сейчас составляет 70%, а к 2022 году его планируется довести до 83%.

«В прошлом году мы обучили 128 тысяч человек – это больше, чем было обозначено в плане. Уровень цифровой грамотности мы ожидаем в этом году 80%», – уверенно отчитался «главный по цифровизации».

Праздник Нептуна

В начале 2010-х годов город Темиртау из 18 городов и районов области странным образом оказался на последнем месте по числу людей, занимающихся физической культурой и спортом. Когда же начальник городского отдела спорта, получив нагоняй от акима, стал разбираться со сложившейся ситуацией, выяснилось, что отдельные «передовые» сельские районы записали в физкультурники практически все свое население.

В художественном фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» директор сельского Дворца культуры написал в отчете, что ежегодно 1 января в селе проводится вышеозначенный праздник с одновременным купанием в проруби сразу 150 человек. Кульмассовик здраво рассудил, что проверять наличие 150 моржей в первый день нового года все равно никто не приедет. Однако люди из области приехали, да еще и со шведскими моржами.

Согласно данным департамента статистики, численность населения Карагандинской области на 1 июля 2019 года составила 1377,8 тыс. человек. Более поздних данных еще нет, как нет и данных по отдельным возрастным группам. Поэтому воспользуемся цифрами на начало 2015 года, благо они не сильно отличаются.

По данным комитета по статистике МНЭ РК. 

Итак, при количестве жителей региона в 1 378 298 человек:

  • дети от 0 до 15 лет составляют 23,5%;
  • трудоспособные граждане от 16 до 62 лет – 62,8%;
  • старше 63 лет – 13,7%.

Согласно данным официального интернет-ресурса Государственной программы «Цифровой Казахстан», цифровой грамотностью считается следующее.

Если принять во внимание информацию руководителя управления цифровизации Рустама Байжанова, что охват цифровой грамотностью населения региона в 2020 году составит 80%, то получается, что и 16-летние подростки, и 80-летние апашки Карагандинской области умеют продвигать товары и услуги онлайн, а также прекрасно защищают свои персональные данные при проведении финансовых операций.

И если к 2022 году количество обладающих «сакральным цифровым знанием» в регионе увеличится до 83%, то значит туда войдут еще 90 000 человек из возрастной группы от 0 до 15 лет.

Честно говоря, это не смешно. И вот почему.

Здесь сразу вспоминаются слова сенатора Бырганым Айтимовой и ее памятная речь на III Международной конференции программы «Болашак»:

«Мы читать и писать уже с рождения можем. Поэтому мы, конечно, будем двигаться вперед именно в образовательной системе. И мы, конечно, должны поддерживать образовательный интеллектуальный потенциал».

Наведение порядка в таком вот учете нам еще предстоит в будущем, а мы вернемся в настоящее – к аппаратному совещанию.

Увеличение доли безналичных платежей также входит в сферу развития электронной торговли, о чем коротко доложил руководитель департамента госдоходов Канат Ахметбеков. Он рассказал, что его ведомство постоянно проводит массовую разъяснительную работу: за последний год его ведомством проведено 1194 семинара.

Судя по прозвучавшим докладам, Карагандинские чиновники настолько увлеклись самой кампанией по цифровизации, что за лесом своих цифр и бодрых отчетов так и не увидели настоящих деревьев – самой ее сути. Что им и разъяснил Женис Касымбек:

«На последнем расширенном заседании правительства глава государства отметил важность цифровизации, необходимость ускорения этих процессов. Электронная торговля сводит на нет теневую экономику – это один из мощнейших рычагов борьбы с ней. Карагандинская область будет и дальше активно внедрять все новшества», – отметил аким Карагандинской области.

Олег И. Гусев

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

В Казахстане обсуждают первый пакет политических инициатив.

14 Февраль 2020 12:33 669

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

Фото: Серикжан Ковланбаев

«Детский сад» или спящие пенсионеры в парламенте? Одна из поправок, входящая в первый пакет политических инициатив президента, – предоставление 30%-ной квоты в избирательных партийных списках для женщин и молодежи – вызвала интересную дискуссию на заседании общественного совета в минюсте.

Неоднозначным оказался вопрос возраста. Прозвучало мнение, что возрастной порог, который установлен законодательством для определения молодежи, 29 лет, не подходит для «пропуска» в депутаты. В таком возрасте человек «жизни не видал еще» и потому не сможет работать с населением, отвечать на его вопросы, считает председатель общественного совета минюста Серик Акылбай.

«Не надо наш законодательный орган превращать в детский сад», – сказал он и предложил поднять возрастную планку до 35 лет.

Другая участница обсуждения – директор союза профессиональных медиаторов «Келiсу» Сара Идрисова, напротив, уверена в том, что «омоложение» парламенту необходимо.

«Мы работаем с парламентом, даже в Интернете есть… как спят наши депутаты, которые занимаются такой важной работой», – говорит она.

Более того, Сара Идрисова считает, что если депутаты будут получать более низкую, чем сейчас, заработную плату и будут лишены всех льгот, это повысит профессиональный уровень законодателей, поскольку в эту сферу придут те, кто хочет искренне работать во благо государства.

Льготы, зарплаты, возраст

«Заработная плата депутатов – это вопрос, который регламентируется внутри парламента. В мировой практике если к власти приходит «очень популистская» либо очень богатая партия, то зарплата снижается, как правило. В истории США есть опыт, когда миллиардеры, работая в правительстве, парламенте, назначали себе зарплату в один доллар и работали за свои деньги», – комментирует для inbusiness.kz политолог Айдос Сарым.

Ссылаясь на свои накопленные еще с 1990-х годов наблюдения за тем, как это происходит в Казахстане, он делится таким мнением:

«Парламентарии, даже приходя на популистских лозунгах, как правило, постепенно начинают требовать себе квартиры, льготы, проездные, командировочные, зарубежные поездки и т. д. Я более чем уверен: все, кто сегодня предлагает что-то (отменить льготы или снизить зарплаты для депутатов. – Ред.), попадя в парламент и не имея при этом сильной материальной базы, уже через полгода начнут эти темы поднимать», – говорит политолог.

По его мнению, каждый депутат, «если он честный человек и за эти лозунги всю жизнь бился», может персонально отказаться от льгот и высокой зарплаты.

«Но опять же законотворчество – это непростая работа, не митинговщина. Это на самом деле большая интеллектуальная деятельность. У нас тоже есть депутаты, которые сутками сидят на рабочих комиссиях, на конференциях, изучают мировой опыт. Если кто-то думает, что интеллектуальный труд менее трудоемок или более легок, чем труд шахтера или водителя, то он сильно ошибается. И если кто-то считает, что такой труд не должен оплачиваться, – тоже», – говорит собеседник.

По поводу возрастного порога: некоторый жизненный опыт, на взгляд эксперта, депутатам, безусловно, необходим.

«После окончания вуза и магистратуры надо еще успеть где-то поработать. Если вы знаете школьников и первокурсников, которые могут спасти страну сейчас, я скажу: давайте поменяем возрастной ценз. Думаю, 25-27 лет – более или менее оптимальный возраст, когда человек может становиться депутатом», – считает Айдос Сарым.

В пакете – четыре реформы

«Мы должны стимулировать активный приход женщин в политику, особенно в законотворческий процесс. Точно так же мы должны способствовать приходу в парламент и местных представительных органов молодежи. Для молодежи необходимо создавать не только социальные, но и общественно-политические лифты», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального совета общественного доверия в декабре прошлого года, когда представлял первый пакет политических инициатив.

В целом пакет включает четыре меры реформирования политической системы: внедрение уведомительного принципа организации митингов, снижение порога регистрации политической партии с 40 тыс. до 20 тыс. подписей, предоставление 30%-ной квоты для женщин и молодежи, создание института парламентской оппозиции.

«Прививать общественному сознанию культуру митингов и совершенствовать законодательство о мирных собраниях» – таким был посыл главы государства по поводу митингов.

Законопроект «Об организации и проведении мирных собраний в РК» представили в среду, 12 февраля, на заседании межведомственной комиссии по законопроектной работе в минюсте.

Уведомительный характер организации митингов, пикетов, собраний возможен при условии, что участвовать будет не более 250 человек. Если же количество участников демонстрации, митинга, шествия превышает эту цифру, то предлагается применять регламентированный порядок получения разрешения. Для мирных собраний определят специальные места. Кроме того, в проекте закона прописан механизм рассмотрения уведомлений и заявлений, указан перечень оснований для отказа, введен институт агитации.

Митинги: почему 250

«Норма в 250 человек связана с тем, что у нас в основном больше этого количества на митинги не ходит, – комментирует Айдос Сарым. – Пока идут разговоры по этой теме, я убедился, что люди очень сильно «упираются» в отдельные слова, не понимая сути. Основная дискуссия шла вокруг двух слов – «разрешительный» и «уведомительный». Что такое «уведомительный характер»? Представьте, вы сидите дома, к вам приходят 25-30 друзей и говорят: мы же позвонили. Иногда на таких примерах нужно объяснять. Что будет, если 20 тысяч человек выйдут на улицы или площадь? Ни одна площадь такого количества не выдержит, это большая нагрузка на инфраструктуру».

По словам эксперта, в результате долгих дискуссий было выработано решение – до определенного количества участников можно организовывать митинги в уведомительном порядке, свыше, если говорить о шествии и большом количестве людей, – согласовывать.

«Я в этом ничего страшного не вижу», – комментирует собеседник.

«Люди у нас, к сожалению, превратно и узко воспринимают законодательство, то, каким оно должно быть, – продолжает он. – Ни в одной стране мира, тем более в Европе, законов в том идеалистическом понимании, в каком их представляют, нет. Наоборот, все последнее десятилетие по всей Европе шло ужесточение законов и дальнейшее детальное регламентирование всех событий».

Айдос Сарым считает, что цифра 250 появилась на основе сложившейся в Казахстане практики.

«Повестка проходящих митингов интересна максимум 10-15 тыс. активных пользователей соцсетей. В противном случае мы бы видели другое – по 100 тыс. человек на площадях. Но этого нет. На площади выходят все те же 250 человек. Значит, это их норматив и, значит, у них права кому-то что-то диктовать. Есть закон аналогии и закон прецедента. Если бы у нас на улицах собиралось по 80 тыс. человек и при этом у нас нет подходящих для этого пространств, тогда можно было бы о чем-то другом говорить. Пока этого нет, исходим из всех тех норм и прецедентов, которые есть в нашей недавней истории», – заключает политолог.

Отметим, ранее эксперты обсуждали предложенный пакет реформ. Говорили, в частности, о формате реформ – революционный он или эволюционный, об ожиданиях и о том, что по экономической и социальной корзинам предстоит еще большая работа и «есть шанс более или менее концептуализированные программы или идеи двигать».

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: