/img/tv1.svg
RU KZ
«Люди готовы платить за хорошие воспоминания»

«Люди готовы платить за хорошие воспоминания»

Как поменять бухгалтерию на фотоискусство.

16:14 27 Январь 2020 5664

«Люди готовы платить за хорошие воспоминания»

Автор:

Шолпан Абдрахманова

Фотография павлодарской школьницы Линары Омаркуловой не прошла мимо жюри Международной фотовыставки лучших семейных и детских фотографов «MFamilia. Цвет», открывшейся в январе в одной из московских галерей «Крылатский орнамент». Автор – Оксана Сердюкова, к слову, единственная участница из Казахстана. Пройдя многоэтапный отбор из большого количества присланных работ, она предстала перед зрителем.

И пошла она в люди

Прежде чем стать фотографом, павлодарка Оксана Сердюкова работала бухгалтером, и все в жизни ее устраивало. Для семейных фотографий, как и большинство мам, использовала «мыльницу». Главное – момент запечатлен.

Глобальные перемены в ее жизни начались летом 2011 года, когда из Лондона в гости приехала мама, захватив с собой SONY.

«Тогда-то и поняла разницу между «мыльницей» и профессиональной камерой. Когда мама уехала, я буквально заболела хорошей фотографией. Начала знакомиться с работами в Интернете. Затянуло. Тогда же родилась мысль о том, что хочу заниматься фотографией, и никакой больше бухгалтерии. Через полгода муж подарил зеркальную камеру Canon 550D», – вспоминает Оксана.

Первыми моделями стали дочери – Анастасия и Арина. Младшей было три месяца, старшей – 4,5 года. А потом она ходила с камерой по городу и, выхватив на улице интересное лицо, подходила и спрашивала разрешение сделать снимок, признаваясь, что только учится и, если «модель» захочет,  подарит фотографию. Отказов не было. Одновременно молодая мама занималась самообразованием, на это ушло восемь месяцев. Послабления себе не давала.

«А потом по почте мне пришло письмо – приглашение принять участие в фотомарафоне. Конечно же, согласилась. С ребенком на руках и наушниками перед монитором впитывала новые знания о фотографии и бизнесе. У меня появились друзья по увлечению, марафон научил меня планировать день, четко ставить перед собой задачи и решать их», – говорит она.

В итоге Оксана открыла свою студию.

Дети – лучшая модель

За эти годы начинающий фотограф снимала в разных стилях, разных людей. Работала на свадьбах, делала семейные съемки, были даже фотосессии книг и еды. Но больше всего любит работать с детьми. Они искренние.

Как-то ее пригласили сделать съемку ребятишек, проживающих в специализированной школе-интернате.

«Для меня сначала был определенный стресс, когда увидела этих детей. Даже плакала. Но все прошло успешно. Потом приходила в ту школу еще раз со своей задумкой, и мне не отказали», – вспоминает Оксана.

Общаясь с детьми в рамках студии, столкнулась с их зажатостью. В итоге родилась идея организовать школу моделей. Речь не о том, как научиться гримасничать перед камерой, а помочь детям раскрепоститься, повысить самооценку, чтобы стать успешными. Пригласила в помощь психолога и актрису из местного театра. Думала, что это будет годичный проект. Растянулся на два года. Мамы остались довольны. По их отзывам, дети стали более уверенными в себе и научились главному – общаться с ровесниками.

Покорение VOGUE

Два года назад серия фотографий Оксаны под незатейливым названием «Детство в деревне» была опубликована в итальянской версии журнала VOGUE.

Сделала она их в деревне на Алтае, где жили ее родители, в старом доме, пропитанном историей целой семьи. Главными моделями стали ее девочки.

К сожалению, сам журнал фотограф не увидела. Его рассылкой авторам редколлегия не занимается. Но если зайти на сайт издания в аккаунт Оксаны, то на отобранных работах можно увидеть штамп журнала.

Это не единственная ее работа, размещенная на страницах модного издания. Одну из фотографий с разрешения родителей отправила, и ее опубликовали. К слову, кроме морального удовлетворения, дивидендов от таких проектов фотограф не получает.

Увлечение или бизнес?

В месяц Оксана проводит до 10 коммерческих съемок. По ее признанию, за количеством не гонится. Хотя аренда студии обходится в 100 тыс. тенге в месяц.

«Для меня первичен творческий процесс, а уже потом финансовая сторона. Каждая работа – это поиск новизны в подаче образа. Просто пощелкать кнопкой – это не про меня. Прежде чем усажу свою модель перед камерой, рассказываю клиенту свою идею, как я вижу», – говорит павлодарка.

Постановочные фотографии вошли в моду. Если раньше в фотоателье клиента сажали перед камерой и просили замереть, то сегодня это целая постановка, которая длится не менее двух часов, не считая времени на знакомство, разговоры, чтобы раскрыть человека. Кто-то делает фотографию, чтобы сохранить таким образом свою молодость. Кто-то в память о беременности. Девушки, мечтающие о замужестве, хотят получить красивое фото. А кто-то хочет попробовать совершенно новый образ.

«Такую работу особенно люблю. Тут я могу и визажистом выступить, и парикмахером, если это требуется. Ну, это скорее для подростков. Взрослые дамы идут сначала к профессионалам. Покупают новое платье для съемки. Бронируют студию. Люди готовы платить за хорошие воспоминания», – делится Оксана.

Стать лучшей

Изначально Оксана поставила перед собой цель – стать известной, для начала в своем городе.

«Я сразу поставила для себя высокую планку, даже не знаю почему. Сейчас понимаю, когда усложняешь задачу, то и результат соответствующий», – уверена фотограф.

И первая победа пришла через полгода занятия фотографией. Это был московский конкурс, даже премию получила – 5 тыс. рублей. К слову, это первая и последняя финансовая награда. Во всех остальных конкурсах приходится платить самой – за участие.

Так было и последним московским конкурсом – пришлось выложить 6 тыс. российских рублей. За участие в масштабных выставках, например, в Нью-Йорке, вход за одну фотографию 20-30 евро. На кону – 1 тыс. евро. Но очень призрачных.

Портрет павлодарской школьницы для московской выставки из разряда случайных.

«Ее фотографию увидела в соцсетях. Она меня чем-то зацепила. Созвонилась с родителями и предложила сделать фотосессию. Получила согласие, подобрали аксессуары для образа. Позже, узнав о конкурсе, решила отправить именно эту работу, мне показалась, что она соответствует теме – цвет. Не ошиблась», – говорит Оксана.

За эти годы молодая женщина принимала участие в международных выставках: Москва, Витебск, Израиль, Одесса, Рим. Вошла в ТОП-20 в Казахстане, по мнению международной премии 35AWARDS 2016 года. В том же году вошла в ТОП 200 – лучшая детская фотография, по мнению международной премии 35AWARDS. И этот список далеко не полный. Для любого фотографа подобная оценка важна, чтобы ставить новые задачи. В этом плане Оксана Сердюкова мастерица. Из ближайших – организовать собственную выставку детских фотографий. На перспективу – снимать интересных людей в различных странах и добиться, чтобы ее фотографии публиковали толстые журналы.

Шолпан Абдрахманова, фото из архива Оксаны Сердюковой

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/Ts9gEkrE.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/u3iPttVQ.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/49/images/obSEGQBy.jpg

Музей им. А. Кастеева открывает свои двери

15 сентября в Алматы возобновят работу музеи, что даст возможность жителям южной столицы познакомиться с шедеврами Музея им. А. Кастеева. В честь этого редакция inbusiness.kz подготовила список работ, обязательных к просмотру.

15 Сентябрь 2020 10:43 1653

Начиная с 1935 года  Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан был и остается главным художественным центром страны. К богатой коллекции центральноазиатских художников и культурных артефактов в разные годы присоединялись и зарубежные гении. Так, в 2016-м в Алматы была привезена выставка самого дорогого художника в мире – Дэмьена Херста, а в рамках французской выставки 2012 года в стенах музея можно было увидеть Ренуара, Матисса, Родена, а также оригинальные платья Christian Dior и гобелен Людовика XIV. Сегодня временных экспозиций в музее нет, но улучшение эпидемиологической ситуации позволило открыться дверям музея вновь. Гости и жители южной столицы получили возможность познакомиться или  повторно взглянуть на богатый картинный фонд заведения. Пока кинотеатры закрыты, можно вернуться к надвигающимся картинкам.

1. «Море», И. Айвазовский, 1881

Иван Константинович – известнейший пейзажист России. Его картины настолько магнитизируют, что их часто пытаются выкрасить, последний знаменитый инцидент произошел в 2015 году, когда неизвестный вынес работу «Море у острова Капри».  Вскоре работа нашлась, но имя Айвазовского снова разбежалось по заголовкам СМИ.

Пропустить его массивное полотно в Алматы – кощунство. Ведь именно работы Айвазовского оживают воочию.  Его способность передать силу моря сравнима с британским художником Уильямом Тернером, а больше эквивалентного сравнения  во всем мире нет.

2. «Турксиб», А. Кастеев, 1969

Один из первых залов музея, естественно, посвящен творчеству Абылхана Кастеева.  Выдающийся казахстанский художник был основоположником традиций академического изобразительного искусства в стране. Его работы отражали социалистический дух времени, но в них находилось место этнике.

Колоссальная работа «Турксиб» из позднего творчества Кастеева передает идеалистические представления о будущем. Подобно импрессионистам, которые также обращались к теме поезда в качестве иллюстрации прогресса, казахстанский художник запечатлел смену эпох, которую несут новые технологии.  Он сопоставляет медленный темп прошлого и неостановимое движение будущего.

3. «Автопортрет», Г. Исмаилова, 1960-е

Одним из самых ярких авторов 1960-х в Казахстане была сильная женщина – Исмаилова Гульфайрус Мансуровна. Ее искусство отражает идею того, что талант не знает границ и гендерных предрассудков. Несмотря на то, что в музее представлено много ее работ, включая самую известную «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек», хочется отметить именно автопортрет автора. Все художники особенно трепетно подходили к изображению себя, увековечивая их оценку своей личности. Данный автопортрет говорит о смелости, гордости и вызове миру, читаемом в гипнотизирующем взгляде Исмаиловой.  Стоит отметить, что именно глаза являются ключевым элементом для декодирования портеров. Прямой взор, устремленный на зрителя, исторически передает уверенность, свойственную всем великим авторам.

4. «Сталактитовый пра-пра-пра из цикла «Память предпрошлого», С. Гумаров, 1986

Говоря о современном искусстве Казахстана, нельзя умолчать о Сакене Гумарове. Он стал одним из первых абстракционистов Казахстана,  отказавшихся от простых форм и академического подхода. В его работах прослеживается влияние Кандинского и Гумилёва, которых он мог видеть, обучаясь живописи в Ленинграде. Однако он сохраняет этнические темы и орнаменты, тем самым не став последователем советских стилей. Помимо этого, он является заслуженным театральным режиссером и журналистом Казахстана.

5. «Джеки Кеннеди», Э. Уорхол, 1966

Отца поп-арта Энди Уорхола обожают за его вклад в современное искусство или ненавидят за его коммерциализацию, но его знает каждый второй. Уорхол известен своими яркими принтами, повторяющимися снимками и созданием работ подобно заводу, никакой ручной работы. Он сделал искусство понятным для всех, а также адаптировал рекламные и маркетинговые законы на продажу предметов искусства.

Данный снимок самой известной первой леди США – Жаклин Кеннеди – появился в музее им. А. Кастеева, благодаря Нурлану Смагулову, который является одним из самых крупных коллекционеров в стране.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как оцифровывали Вознесенский собор

Культурное наследие каждого казахстанца теперь в 3D.

13 Август 2020 10:48 9213

Вознесенский кафедральный собор г. Алматы запустил виртуальный тур по отреставрированному собору. Реставрация завершилась в карантинный период, и виртуальное путешествие по храму стало подарком для всех поклонников культурно-исторического и духовного памятника казахстанской архитектуры. Посетить тур можно по ссылке.

Запуск приурочен к памятной дате – официальному открытию храма. 12 августа (30 июля по старому стилю) 1907 г. епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) совершил торжественное освящение новопостроенного Вознесенского собора.

О том, как зародился и был осуществлен проект, журналистам inbusiness.kz рассказывает протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского собора в Алматы.

В чем была главная идея создания виртуального тура по Вознесенскому собору?

Виртуальный тур по собору – идея митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Подобный проект был изначально реализован в Успенском соборе города Нур-Султана. Также на реализацию тура по Вознесенскому собору в Алматы повлиял режим карантина. Не прошло двух месяцев, как мы разобрали последние леса там, где иконописцы завершали роспись, вновь объявили режим карантина. Мы знали, что людям интересно посмотреть, каким стал собор, но сложнее будет его посетить. Решением стал виртуальный тур по Вознесенскому собору.

Как реализовывался проект?

Реализация подобного проекта всегда достаточно дорогостоящая, и, поскольку мы знаем, что в храмах доходов сейчас практически нет, так как церкви функционируют в ограниченном режиме без прихожан, надо было найти специалистов, которые согласятся выполнить такую работу в качестве волонтерско-меценатской поддержки. На своих страницах в соцсетях я разместил призыв, на него отозвался Дмитрий Ананьев, панорамный фотограф с большим опытом создания виртуальных туров. У него есть своя платформа fotosfera.kz. Этот акт доброй воли фотографа превратился в прекрасную работу. Ему помогал фотограф епархии Антон Резник, он пилотировал квадрокоптер.

Какие особенности проекта хотелось бы отметить, на Ваш взгляд?

Концепция, которую разработал Дмитрий, прекрасна. Считаю, что на сегодняшний момент наш тур в Казахстане лучший. Люди могут со своих домашних компьютеров, планшетов и телефонов увидеть собор во всем великолепии. Особенность проекта – каждый может зайти в алтарь. Посмотреть, как расположен престол, жертвенник. Для нас это был вопрос принципиальный. Нам нечего скрывать, и каждый православный христианин, а также всякий человек, интересующийся культурным и духовным наследием, должен знать, как устроен храм. Есть возможность выхода на колокольню через верхний клирос, на крышу, возможность облета собора на квадрокоптере. Можно увидеть, как все выглядит, с высоты птичьего полета.

Какая культурно-историческая ценность заложена в данный проект?

Собор в мельчайших деталях могут увидеть из любой точки мира. Само здание собора уникально с точки зрения архитектуры и с точки зрения инженерной мысли. Проект будет интересен исследователям, иконописцам, историкам. Например, представители других иконописных мастерских всегда интересуются направлением работы друг друга. Уникальность для исследователей в том, что через какое-то время можно наблюдать новую роспись или иные изменения в интерьере храма. У зрителей останется в памяти, как была выполнена реставрация. Сама реставрация особенна тем, что это не простое восстановление утраченного, а и реализация планов, которые Андрею Павловичу Зенкову и его коллегам в первой половине ХХ века не удалось полностью воплотить. На момент освящения, в 1907 году, к примеру, собор не был оштукатурен ни с наружи, ни изнутри. В нем был только иконостас. По строительным нормам того времени его роспись планировалась через 10 лет, с весны 1917 года, однако после Февральской революции ни о какой росписи речи быть уже не могло.

Известно ли Вам, будет ли продолжение проекта по другим казахстанским православным храмам?

Было бы хорошо, если появится некий единый концепт и каждый храм хотя бы города Алматы, а здесь есть очень красивые храмы, получил такой виртуальный тур. Никольский собор в Алматы был ранее кафедральным храмом, Казанский храм – старейший в городе, другие храмы, красивейший храм Петра и Павла. В едином концепте это было бы очень интересно. Возможно, такую инициативу поддержат, к примеру, и мечети нашего города.

Когда люди узнают подробности реставрации Вознесенского храма посредством виртуального тура и в силу того, что в настоящее время из-за ограничений по карантину быстрыми темпами развивается внутренний туризм, не опасаетесь ли Вы, что в храм хлынет волна туристов?

Туристический поток в храм был всегда. И до карантина, и в тот короткий период с прошлого года, когда реставрация еще не была завершена, мы еще расписывали приделы, был туристический поток. Мы никогда не препятствовали туристам. Потому что храм – это достижение каждого казахстанца, вне зависимости от его национальности, вне зависимости от его отношения к вере. Это то, что нам передано в наследство отцами и чем мы по праву можем гордиться. Единственное ограничение – по фото и видеосъемке во время богослужений, чтобы не смущать молящихся верующих. Вне богослужебного времени собор полностью открыт для доступа туристов. Мы всем только рады.

Об опыте работы создания виртуального тура Вознесенского собора также рассказал Дмитрий Ананьев, панорамный фотограф. Дмитрий занимается панорамной фотографией 11 лет и имеет опыт создания разных виртуальных туров и креативных концепций, контента для туров.

Почему Вы откликнулись, как долго занимались разработкой проекта и чем проект примечателен для Вас?

Визуально собор очень красивый объект, он меня всегда интересовал. Ранее я снимал панораму собора в прежнем дизайне. В культурно-историческом смысле это очень интересный памятник. Я люблю исторические объекты, их эстетику. Нахожу очень много информационной емкости в том пространстве, в котором фотографирую. Собор в текущем его состоянии после реконструкции наполнен красивыми образами, фресками, иконами, интересным освещением, сложным сочетанием красок и визуальных образов, которые мне как фотографу очень интересны. Во мне это пробуждает желание сразу тянуться к фотокамере и запечатлевать ту красоту, которую я вижу.

Расскажите немного о технических тонкостях проекта.

Фотографии объектов Вознесенского собора делал я. В общей сложности было отснято около тысячи снимков. Из этих фотографий были созданы двадцать две сферических панорамы (360х180) в высоком разрешении, которые составили основу виртуального тура.

Будете ли Вы и дальше принимать участие в этом проекте?

Мне, безусловно, хотелось бы и дальше заниматься этим проектом, потому что в том виде, как тур создан сейчас, это фундамент, основание для того, чтобы строить виртуальный тур более сложный, насыщенный и интересный. Его можно детализировать до бесконечности. Программные алгоритмы позволяют загружать ту информацию, к которой обращаются пользователи. Это означает, что виртуальный тур может быть очень крупным и не вызовет никаких проблем с клиентской серверной базой. Можно будет спокойно путешествовать по собору через компьютер, планшет или телефон.

Что бы Вы хотели сказать потенциальным или реальным посетителям Вашего виртуального тура по Вознесенскому собору?

Я бы пожелал посетителям тура попытаться прочувствовать атмосферу этого удивительного места. Понять, насколько это сооружение старинное, насколько оно необычное. В виртуальном туре видны некоторые архитектурные особенности. Я сам провожу за этим виртуальным туром много времени и продолжаю открывать в нем новые подробности, несмотря на то, что знаю множество его подробностей в деталях. И я продолжаю находить для себя в этом виртуальном туре что-то новое.

Сколько времени займет у обычного посетителя прохождение всего виртуального тура?

Это зависит от стиля и способа потребления информации конкретным посетителем тура. Виртуальный тур – это особый контент, который отличается от видеоконтента или от просмотра каких-то фотографий. Мы можем сосредоточиться на точке интереса и рассматривать какие-то вещи так долго, как нам это нужно. По опыту я знаю, что виртуальный тур можно рассматривать часами. В зависимости от того, сколько у вас времени и желания. В целом ознакомиться с туром можно не быстрее, чем минут за двадцать.

Виртуальный тур по Вознесенскому собору – долгосрочный проект. Впоследствии по мере возникновения новых технических возможностей планируется расширять его информационную часть. Например, добавлением колокольного звона, созданием для каждой иконы QR-кода с краткой информацией, молитвой, историей того или иного образа. Добавится перевод на государственный язык, английский язык и другие.

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!